Эссе на тему:
Качество образования, как составляющая, успешности спортсмена
Я, Козлова Лилия Ивановна, работаю учителем русского языка и литературы в уникальном образовательном учреждении «Центр спорта и образования «Самбо-70», где обучающиеся совмещают учебно-воспитательный процесс и учебно-тренировочный. Учителя и тренеры работают в тесном сотрудничестве: их общая цель - образование и воспитание учащегося-спортсмена, владеющего высоким интеллектуальным уровнем и уровнем физически развитого молодого человека, обладающего необходимыми качествами для дальнейшего совершенствования спортивных достижений, творчески подходящего к решению стоящих перед ним задач.
Нелегко учащимся чередовать нагрузки учебную и спортивную. Если тренеры должны создать условия для реализации в спорте, спортсменов высокого класса, моя же задача стимулировать развитие познавательных и творческих возможностей, развивать личность, направленную на творческую деятельность в сфере науки и культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление Российского государства.
Для того чтобы спортсмен смог реализовать себя не только в спорте, но и в жизни ему необходимо всестороннее развитие и качественное образование. Для молодого спортсмена важно знать, что и в других сферах деятельности он может достигнуть успеха, продолжить свою карьеру.
Цели моих уроков в постижении вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма, а также формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. На уроках литературы я стараюсь создать атмосферу непринужденного общения, способствующую творческому подъему. Чтобы ученики раскрыли свои способности, пытаюсь их заинтересовать, тогда они рассуждают, формулируют собственное отношение к произведениям, выражают свои чувства и мысли, делают выводы.
Новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов. Я окончила курсы повышения квалификации по теме «Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОС в образовательную практику». В этом учебном году администрация нашей школы предложила учителям составить рабочую программу с использованием материалов ФГОС в соответствии с рабочей программой. Я составила программу по литературе для 8 класса. Качество образования в условиях реализации ФГОС - результат воспитательного и обучающего процессов. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Стандарт направлен на создание условий для развития и самореализации обучающихся, формирования здорового безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. И уже в этом году на своих уроках перед учениками ставлю такие цели, как оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины и многие другие.
Я преподаю русский язык и литературу в 6-А, 6-Б, 8-А, 8-Г классах. Многие ученики-спортсмены, занимаясь самбо и дзюдо, имеют награды и звания, а ученик 8-Г класса, в котором я классный руководитель, Илья Ильин уже имеет звание «Кандидата в мастера спорта» и учится отлично.
Я считаю, что наши ученики талантливы не только в спорте, а и в других дисциплинах, и предлагаю им участвовать в олимпиадах и конкурсах, которые способствуют повышению мотивации учащихся к самообразованию.
Мои ученики пишут стихи и сочиняют рассказы и сказки, и я отправляю на литературно-образовательный портал «Литобраз». На уроках литературы я ввожу творческие пятиминутки и предлагаю сочинить четверостишие на одну из тем. Вначале ребята не верили, что можно успеть написать, а когда я прочитала первые стихи, сочиненные одноклассниками, с увлечением стали трудиться все. На следующем уроке я читаю лучшие сочинения, и мои подопечные гордятся и радуются, ведь и здесь победа, смогли, получилось, главное, поверить в свои силы. А я предлагаю закончить или продолжать писать. За участие во Всероссийских литературных конкурсах «Литобраз» ученики получили дипломы победителей: Ермакович Данила - 1 место, Миша Картофельников - 2 место, Капаклы Денис - 3 место, Илья Ильин- 3 место. Также ребята участвуют в конкурсах и викторинах «Арт-таланта» и награждены дипломами лауреата, 1, 2, и 3 степеней: Ермакович Данила, Болдарев Григорий, Валянский Вячеслав, Петерков Алексей, их работы опубликованы на сайте Академии развития творчества.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Я считаю, что характер учебной мотивации, качество учебных достижений будет высок только при совместном взаимопонимании учителя и ученика, а именно на уровне сотрудничества. Так как учитель и ученик должны действовать вместе, ни один из них не должен стоять над другим. И на уроках мы с учениками совместно вырабатываем цели, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Задания разного уровня сложности дают возможность учащимся проверить свои знания, развивать творческие способности, расширять кругозор и пополнить свое портфолио новыми достижениями, опробовать свои силы, проявить себя, подготовиться к другим испытаниям, конкурсам, олимпиадам, сдаче экзаменов и мониторингов. За участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Страна талантов» в этом году мои ученики получили дипломы победителей 1степени – Ермакович Динила, 2 степени – Земцов Иван, 3 степени – Сутормин Матвей на муниципальном уровне, лучший результат у Фалалеева Андрея (99 баллов) – региональный уровень. Я получила благодарственную грамоту за подготовку победителей. А также ждем итоги Всероссийского конкурса по русскому языку «Орфотека» и Всероссийского конкурса по русскому языку «Родное слово».
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. И в любых условиях он должен адаптироваться и чувствовать себя комфортно. Наши ученики-спортсмены уже участвуют в первенствах мира, Европы, спартакиадах и многих других соревнованиях. Для пребывания в чужом городе или стране необходимы знания иностранного языка, культуры данной страны, ее законов, а также спортсмены должны знать культуру и историю своей страны, представляя Россию, поэтому им необходимо получить качественное образование. И я учу воспринимать литературные произведения как познания жизни, в устных и письменных высказываниях аргументировать своё мнение, видеть и находить нравственные поступки героев. Обязательно напоминаю, что нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность. А также честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность – это понятия нравственности, регулирующие индивидуальное поведение человека.
За участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» и активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта, я получила диплом «Учитель цифрового века» в марте 2016 года.
Многие говорят: «Раньше дети были другие, сейчас сложные, с ними трудно». Но я, как и 30 с лишним лет назад на своих уроках и во внеурочной деятельности проявляю внимание и любовь к детям, они же в свою очередь проявляют заботу и уважение ко мне: «Наша «Лиличка» Ивановна», «Мы Вас любим!», «Вы же женщина!» - такие слова не забываются. Тренеры в спорте воспитывают силу воли, упорство, настойчивость, целеустремленность, а я эти же качества стараюсь донести до учащихся через произведения русских и зарубежных писателей на уроках русского языка и литературы.