ЭССЕ:
Размышление о здоровом образе жизни
Выполнил: учащийся 11 класса
Окотэтто Антон
Трудно себе представить то благотворное изменение,
которое произошло бы во всей жизни людской,
если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя
водкой,вином ,табаком и опиумом.
Л.Н.Толстой.
Постперестроечное время стало революционным для целого ряда поколений в России. Это связано не только со сложной общественно-политической обстановкой в стране, но и с серьезными социально-психологическими изменениями в окружающем мире. Появились новые ценности, о которых не знали люди старшего и среднего поколений. Биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Люди не успевают осмысливать значение новых технических средств, едва успевают их использовать, не считаясь с возможностями и запросами своего организма, своей личности. Выдержать давление окружающей среды не всегда под силу взрослому населению, тем более детям.
Большую часть своего времени мои сверстники проводят в школе, тем более что наша школа – это школа-интернат. Мы находимся в стенах интерната почти 8 месяцев в году. Каждый из нас все время на виду. Может быть, это не всегда приятно, но, наверное, так спокойнее нашим воспитателям и учителям. Я понимаю, что они хотят оградить нас от многих проблем и дурных привычек. Школа - интернат обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения. На уроках и внеклассных мероприятих в интернате существует возможность привития навыков здорового образа жизни, можно повлиять на уровень притязаний и самооценку. Учителя и воспитатели имеют почти свободный доступ к семье для анализа и контроля ситуации и обладают возможностью привлечения специалистов по профилактике (социальные педагоги, психолог, медсестра).
Исследования НИИ физиологии детей и подростков показали, что число учащихся, экспериментирующих с алкоголем, табаком, наркотиками и токсическими веществами, растет от среднего школьного возраста к старшему и в X-XI классах является максимальными. Это означает, что в экспериментирование вовлекается все больше и больше учащихся. Это касается всех без исключения веществ, с которыми экспериментируют учащиеся, и свидетельствует о том, что ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотиков и токсических веществ прекрасно «уживаются друг с другом».
Я общаюсь со сверстниками и знаю, что многие начинают пробовать алкоголь еще маленькими. А к старшему возрасту наступает привыкание. В среде таких ребят все разговоры сводятся к случаям распития спиртного, для них это событие. А, выпив, ребята часто не могут осознавать и управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
После привыкания начинаются трудности в интернате,школе, и они чаще всего отвечают гневом, страхом, обидой на упреки в свой адрес. Способность осознавать и контролировать свои переживания и поступки, ведь не сразу формируется. Если не помочь детям научиться принимать свои чувства, правильно выражать их и находить способы выхода из сложных ситуаций, то в дальнейшем у них могут сложиться трудности в общении, что является предпосылкой употребления наркотических веществ.
Я читал, что в 8-11 ЛЕТ детей интересует все, что связано с наркотиками, — их действие, способы употребления. Наркотик — это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей.
11-13 ЛЕТ - основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в- этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, аддиктивное поведение.
14-17 ЛЕТ - наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне — в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный — через близких знакомых и друзей.
Вместе с расширением информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.
Приведенные выше данные представляют лишь попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.
Исследование американского ученого Д.В. Кандела показало, что употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется, тем, что употребление одних одурманивающих веществ «снимает запрет» на употребление других. Когда ребенку исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его энергии. В эти годы дети охотно учатся и стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком много ругают, и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по-прежнему нравится школа и нравится учиться.
В эти годы дети начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности и проявляют признаки недобросовестного отношения к учебе, у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после большого количества неудач и плохих оценок. В это же время дети начинают принимать осознанные решения, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны понимать, что дети в этом возрасте ранимы. Подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в "быстром решении" проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечивает им удовольствие и уход от всех проблем.
Дети 10-12 лет любят открывать и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или при чтении книги. Учебные занятия и материалы должны поощрять стремление к поиску. Они любят изучать особенности функционирования человеческого организма, влияние того или иного наркотика.
На этом этапе своего развития дети знают, что существует много источников информации, часть из которых полны противоречий. Им нужно помочь научиться выбирать, чему можно верить, а чему нет, и как поступать, когда трудно определить однозначно, что есть добро, а что - зло. Ребятам иногда все еще необходимо подержать за руку кого-нибудь, кому они доверяют. В этот период жизни ученики все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым, поэтому ученикам нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление вина и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.
Многие исследователи пришли к выводу, что сильнее всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. Это сложное время, когда молодые люди должны справиться с большим количеством задач. Они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения.
В нашей школе - интернате в течение нескольких лет проводятся различные мероприятия с целью пропаганды ЗОЖ.
Это различные конкурсы рисунков и плакатов на темы: «Мы – за здоровый образ жизни», «О, спорт, ты – жизнь», «Вредным привычкам - нет». Ребята всех классов оформляют плакаты и оценивают потом чужие, выбирая лучшие работы. Подбирая нужную информацию, они узнают новые факты о вреде наркомании, алкоголизма и курения. Это служит своеобразным средством профилактики вредных привычек.
Каждый год, в сентябре мы с удовольствием участвуем в турслете. Вся школа идет в тундру. Каждый класс выбирает для себя место стоянки, разводит костер по определенным правилам, готовит кашу (она всегда получается такая вкусная и аппетитная), затем проводятся спортивные состязания, в которых вместе со своими ребятами участвуют и классные руководители, воспитатели. А в завершении этого мероприятия все собираются вокруг общего костра и поют веселые походные песни.
Ежегодно проводится спортивное мероприятие - Президентские состязания. Ребята выполняют различные упражнения: прыжки в длину, отжимание, подтягивание, бег на короткие дистанции и т. д. Интерес к этому мероприятию растет с каждым годом. Юноши и мальчики, девушки и девочки серьезно к нему готовятся, тренируют свой организм. Увеличивается число учащихся, посещающих спортивные секции. Показатели физической подготовки учеников нашей школы год от года повышаются.
Классные руководители и воспитатели проводят с учащимися различные воспитательные мероприятия: антинаркотические мини-пьесы, пресс-конференции, театрализованные беседы о вреде наркотиков, устные журналы, сюжетно-ролевые игры.
По школьному телевидению 2-3 раза в год демонстрируются передачи, направленные на профилактику вредных привычек, в том числе и наркомании.
Очень ждут ребята спортивных состязаний «Веселые старты», где команда учеников соревнуется с командой учителей. Это мероприятие стало традиционным, проводится оно ежегодно. На «Веселые старты» приходит много болельщиков. Это не только ученики и педагоги нашей школы, но и родители.
На 3-ем и 4-ом или 5-ом уроках педагоги проводят физкультминутки. Традиционным стал конкурс на лучшую физкультминутку. Министры физкультуры и спорта, которые есть в каждом классе, стараются разучить с одноклассниками интересные и полезные для здоровья упражнения. Старшеклассники на уроках русского языка пишут сочинения на морально-этические и общественно - значимые темы о вреде наркотиков, алкоголя, курения: «Молодежь против наркотиков», «Мы выбираем жизнь» и другие.
Учителями, классными руководителями, воспитателями выявляются ребята, которых относят к «группе риска». Это ученики, которые или нарушают дисциплину, или систематически не выполняют домашние задания, или это ребята, склонные к правонарушениям. Это также дети из семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. С такими детьми работают психолог, социальные педагоги, медицинский работник школы. Классные руководители и воспитатели ведут дневники наблюдения, чтобы корректировать поведение, посещаемость и успеваемость этих учащихся, чтобы уберечь их от «страшного шага в бездну».
В нашей школе - интернате много разных кружков и секций, которые посещает 80% учащихся. Каждый год проводится анкетирование с целью узнать, что ребят интересует, какие кружки и секции им нравятся, а что в работе этих объединений они хотели бы изменить. Педагоги стараются заинтересовать ребят. Они разрабатывают программы с учетом интересов детей, их возрастных особенностей, отражают в этих документах особенности жизни и быта коренных народов, проживающих в ЯНАО.
Все эти мероприятия способствуют тому, что закаляется физическое и психическое здоровье наших ребят. Развиваются их творческие способности. Формируется интерес к жизни, вера в то, что в будущем мы не «затеряемся» в этом мире, а будем нужны обществу.
Нам интересно жить и учиться в нашей школе. Есть чем заняться, и после окончания уроков. Мы лучше постараемся на кружках «Хозяюшка» и «Мастер» научиться делать нужные и полезные вещи, или с огромным удовольствием будем на спортивных секциях играть в наши любимые игры: баскетбол, волейбол, футбол, теннис, чтобы овладеть в совершенстве всеми приемами ведения этих игр, или на вокальном кружке разучим интересную песню, а на танцевальном – зажигательный танец, чем будем губить себя. Мы хорошо осведомлены о вредном воздействии на организм алкоголя, никотина, наркотиков и других вредных веществ. Мы не хотим становиться их покорными рабами. Мы хотим быть здоровыми, умными, счастливыми, чтобы прожить долгую и интересную жизнь.
Проблема наркомании существует. Ее существование подчиняется двум основным законам. Согласно первому из них, чем более терпимо относится общество к потребителям наркотиков, тем чаще психически нормальные люди вовлекаются в одурманивание. По второму закону у человека, живущего среди наркоманов, больше шансов стать потребителем наркотиков, чем у человека, живущего в трезвом обществе. Сегодня мы имеем и вынужденную терпимость к потребителям наркотиков, и сосуществование с ними в одном обществе.
Используя силы только здравоохранения, массовую профилактику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы усилия всех людей и общества в целом, направленные на решение этой проблемы.
Пристрастие к наркотику трудноизлечимо. По данным Всемирной организации здравоохранения, после лечения от употребления наркотиков воздерживается в течение одного года лишь 5-10 процентов. Но сегодня появляются неформальные организации наркоманов, где они сами пытаются помочь себе. Вот их советы для тех, кто хочет отказаться от наркотиков:
1. Призадумайтесь.
2. Испугайтесь (а пугаться есть чего - смерти. Где вы видели старого наркомана? Тот, кто упорно принимает наркотики в течение 10-15 лет, умирает!),
3. Очень испугайтесь.
4. Ужаснитесь.
5. Бросайте это дело, пока не поздно
6. А лучше - совсем никогда не начинайте. Ведите здоровый образ жизни.
За последние десятилетия учёные выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие «курят». Появился даже специальный термин-«пассивное» курение.
Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия решила стать некурящей нацией к новому веку.
Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.
В нашем интернате актив старшей группы вышел с предложением о запрете курения не только воспитанников, но и воспитателей и охранников школы-интерната.
Давайте, объединив усилия, поможем нашим сверстникам избежать вредных привычек!
3