«Я – педагог»
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать!...
(Е.Д. Кучаева)
На мой взгляд, эти строки как нельзя лучше характеризуют деятельность педагога, так как профессия эта, думаю, со мною согласятся многие, – тяжёлый труд. А как иначе, ведь этот труд связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации деятельности педагога, важно выполнение многих позиций:
Планирование учебного процесса: каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня, тщательно готовит материал для его успешного изложения.
Применение психологического подхода: педагог – это великолепный психоаналитик, он должен ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
Умение владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до учеников, то ваш предмет не заинтересует слушателей.
Свободное ориентирование в своей области знаний: учитель-«гуманитарий» по совместительству и историк, и экономист, и политолог, и географ и т.д.
Занятие научной деятельностью: подготовка к урокам представляет собой постоянный поиск информации и методик преподавания.
Отношение к обучающимся по справедливости: умение оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.
Так почему же многие выбрали, и я в том числе, это нелёгкое занятие….
Проблема изучения мотивов выбора профессии педагога широко освещается в психолого-педагогической литературе. Актуальность этих исследований, прежде всего, в том, что мотивы выбора – это динамичные образования, отражающие самые различные стороны общественной жизни; отношение общества, в котором оформляются взгляды на престижность и характер профессии педагога; к тому же, стоит учитывать, что деятельность учителя должна быть опережающей, то есть идти впереди насущных потребностей общества.
Как утверждают психологи, чаще всего мотивы выбора профессии учителя начинают закладываться еще в школьные годы, и к моменту окончания некоторые выпускники школ уже имеют твердый выбор. Источниками такого выбора чаще служат авторитет любимого учителя или семейная династия. В моём случае не подходит ни один из этих вариантов мотивов выбора профессии педагога, хотя мои родители и многие в нашей семье прошли по этому непростому пути. Общий стаж моей работы в школе – 5 лет.… Да, случались перерывы, но ни на каком рабочем месте не ощущаешь себя значимым и полезным человеком, как в школе. Выбор мною профессии педагога связан, прежде всего, с ее общественной важностью. Основной тезис моей работы – получение возможности максимально эффективно использовать свои знания, умения и навыки для реализации общественно важной цели. Моя задача как учителя – воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения знаний. Все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Успех деятельности педагога связан с его психолого-педагогической культурой, уровнем его подготовленности к практическому осуществлению учебно-воспитательных задач и степенью проявления качеств организатора и воспитателя. Важно учитывать возрастные особенности современных школьников, от этого также зависит эффективность преподавания. Ученики разных возрастных категорий, как основные СУБЪЕКТЫ образовательного процесса, несут в себе различия в личностном, эмоциональном, интеллектуальном и социальном планах.
В своей работе придерживаюсь личностно-ориентированного подхода, используя элементы технологий «перевернутый класс», «динамическая оценка», «уровневая дифференциация». Для достижения задач федерального государственного образовательного стандарта также применяю в обучении информационно-коммуникативный подход. Для его реализации практикую технологии развития критического мышлении, проблемного обучения, развивающего обучения, группового обучения, проектов. Часто использую такие формы уроков как: урок – практикум, урок-экскурсия, урок-игра, урок-презентация, урок-викторина, урок-семинар для повышения мотивации познавательной и мыслительной деятельности учеников.
Осуществляю педагогическую деятельность я всего 5 лет. Осознаю, что многому ещё предстоит научиться: как, когда эффективно применять те или иные образовательные приемы и технологии и разрабатывать свои; понимать учеников и их нужды, причины их затруднений. Свой педагогический опыт могу характеризовать диамантой:
Педагог
Терпеливый, развивающий
Объясняет, мотивирует, оценивает
Организатор, куратор – ребёнок, субъект
Понимает, капризничает, старается
Успешный, низкоуспевающий
Ученик
Да, может быть, в наше сложное время профессия педагога не ценится высоко и не считается престижной. Но не может не радовать тот факт, что есть дети, которые понимают важность и исключительность данной профессии (это заметно по их высокой мотивации учиться, хорошей успеваемости, активной работе на уроке, готовности и добросовестности выполнения заданий, уважительному отношению к учителям). В эпоху риска и неопределенности только планомерная, целенаправленная систематическая работа с подрастающим поколением способна реализовать стоящую перед учителем задачу – воспитать человека думающего, самостоятельного, принимающего на себя ответственность за свою жизнь.
…Учительство — когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
(Е.Д. Кучаева)