СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Портрет современного человека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышления о роли педагога в жизни детей, о том, каким должен быть современный педагог.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Портрет современного человека"»

Советы начинающим педагогам…

(Портрет современного педагога)


Учитель и ученик… Каким должен быть учитель? Какую роль он играет в жизни ученика? Как его воспитывает? Конечно, мне могут возразить, но, на мой взгляд, главное - Учительдолжен открывать детям мир так, чтобы жизнь становилась удивительной и сказочной.

«Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

  Ж. Ж. Руссо

Почему я выбрала профессию учителя? Выбором профессии я озадачилась еще в детстве. Мечтала быть и врачом, и актрисой, и юристом... Но любовь к профессии педагога мне привила моя учительница по географии. До сих пор я с благодарность вспоминаю ее энергию и желание передать нам свои знания и жизненный опыт. Именно в тот момент у меня появилась новая мечта – стать учителем.

Уверена, что профессия учителя особенная. Это даже не специальность, а скорее призвание. Ведь можно выучить множество учебников, но, если тебе безразличны дети, и ты не считаешь себя творцом развивающейся личности — ты не учитель. Быть педагогом – это не значит учить других, это значит — учиться самому у тех, кто опытнее и мудрее тебя, учиться даже у своих учеников. Быть педагогом – это изо дня в день получать радость человеческого общения, творить новое. Быть педагогом – это мастерство и очень большая ответственность за тех, кого тебе доверили. Сколько сил, труда, души и терпения вкладывает педагог в каждого своего ученика, чтобы тот вырос успешным! Профессия учителя всегда была очень востребована. От того, как работает учитель, зависит будущее страны. Ведь именно он поможет понять и принять жизненные ценности, даст ощущение уверенности в себе, научит правильно действовать в различных жизненных ситуациях, познакомит с увлекательным миром наук, научит добру и справедливости!

В настоящее время возникла потребность в качественно новом человеке. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный, способен видеть и решать проблемы автономно и в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию. Очень важно современному педагогу обеспечить право каждого ребенка на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам и создать хорошие условия  для обучения, развития, здоровья. Нельзя культивировать в детях знания как главную ценность, главное - научить детей адаптироваться к жизни в обществе. Однако, знания –основа основ! Хочется напомнить слова немецкого педагога-демократа Ф. Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Печально, но современного ребенка чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели. Ребенок, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность. Дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала по причине недостаточного развития мышления и, прежде всего, критического. А ведь это очень важно для человека в современном мире!

Размышления над этими вопросами заставили меня искать и применять новые средства обучения. Мой опыт позволяет утверждать, что ребенок усваивает 12 % того, что слышит, 50 % того, что видит, 75 % того, что проговаривает, и 90 -100% того, что делает сам. Для себя я выделила определение современного занятия. Современное занятие - это занятие, на котором максимум ребенка и минимум учителя, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу. Жан Жак Руссо когда-то отметил: « Ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребенка, чтобы он думал, что самостоятельно пришел до определенной основы, вывел формулу, сформулировал тему урока». Этого я добиваюсь, применяя на занятиях любимую мною технологию критического мышления.

Право выбора методик и форм обучения учащихся всегда остается за нами, педагогами: будем ли мы просто носителями информации или создадим такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт. Однако, мы должны помнить,что

детей необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решения. Сегодня у ребенка отношение к миру в схеме «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» должно смениться «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую – и делаю»! Именно так, на мой взгляд, должен стараться работать современный Учитель. Посоветовала бы молодым педагогам в их педагогической деятельности в качестве девиза взять слова выдающегося психолога Л.С. Выготского:  «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

В отношении детейважно помнить, что личностями уже рождаются, а не становятся! Потому систему обучения важно выстраивать на принципах гуманной педагогики: не навреди, не сравнивай успехи ученика с другими, поощряй любые достижения ребенка, будь ему хорошим наставником, а главное, замени традиционное «детовождение» на современное «детосопровождение»!

Особое внимание в своей работе современный педагог, на мой взгляд, должен уделятьсозданию условий для получения новых знаний на основе технологии активного обучения с ориентацией на формирование предметных, коммуникативных, рефлексивных компетенций. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как на деле они чаще всего переплетаются, но акцент я все-таки сделала бы на интерактивные методы, потому что именно в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.  Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни».

По моим наблюдениям, на занятиях комбинированного типа в традиционном обучении деятельность детей чрезвычайно низкая. По данным психологов, примерно, лишь четвертая часть внимательны, трудолюбивы, познавательны; остальные же малоактивны, не умеют работать самостоятельно, рефлексировать, оценивать, прогнозировать свою деятельность. Как приобщить всех к работе на занятии? Как повысить эффективность современного занятия? Как сделать его результативным?- вот главнейшие проблемы нашего образования. Кроме этого, наблюдается недостаточная управляемость процессом обучения. Управляемым, напомню, считается такое обучение, при котором контролируется каждый шаг в продвижении каждого ребенка, когда новый материал подается в зависимости от характера усвоения каждым учащимся предыдущего материала.

Для того, чтобы решать наболевшие проблемы, я бы рекомендовала молодым педагогам активнее включать в свою работу приемы и методы технологии критического мышления, развивающие критичность ума. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление творческое, помогает детям определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.Технология дает педагогу умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; возможность использовать эффективные приемы, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; возможностьстать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других педагогов.

Еще одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей – модульная технология. При всем многообразии технологий именно она ориентирована на самостоятельность ребенка, здесь явно может быть представлен «продукт» работы. Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей, позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию, реализовывает задачу развития критического мышления. На модульных занятиях обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Дети учатся совместно с педагогом определять цели и порядок работы. Кроме того, они самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируя свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность, что очень актуально в современном образовании.

Убеждена, что современный педагог должен заботиться о том, чтобы на уроках каждый ребенок работал активно, увлеченно и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных условий достижения позитивного результата. Педагогу важно обеспечить также осознание детьми потребностей в усвоении знаний и умений, получении результатов. Именно инновационный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы обучающийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли, развитию личностных качеств.Дети должны пропустить все этапы урока через самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализацию, саморегуляцию. Только в этом случае, по- моему, на занятии будет преобладать доминирующая роль ребенка!

Начинающим педагогам наряду с традиционными способами повышения мотивации необходимо отдавать предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка, используя такие правила:

-не навязывать учебные цели. Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

-следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.

-предоставлять ребенку право выбора учебной задачи и формы посадки в парах или группах.

-подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

-реже использовать ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

-избегать негативных эмоций.

Занятия должны проходить эмоционально, каждый ребенок должен иметь возможность проявить инициативу. Очень нравится детям исследовательская работа. Конечно, она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также развитие творческого мышления. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта. Включаясь в исследовательскую работу, дети приобретают умения и навыки постановки и проведения научного эксперимента, учатся вести мониторинг.

Обязательное, на мой взгляд, применение здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным и интересным, но и безопасным.

Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей. С их помощью закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям.

Управляя учебной деятельностью детей, современный педагог должен отводить себе роль тьютора, наставника, координатора, партнера. Его задача – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.Нужно учить детей представлять результаты труда (в виде анализа текста,  обобщения информации в виде творческих и исследовательских работ, таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждений, выступлений (презентации), участия во всевозможных мероприятиях и т.д.).

Осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, я бы посоветовала усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся срепродуктивной к творческой. Система контроля знаний ( само- и взаимоконтроль, контроль педагога ) - это обязательное условие результативного учебного процесса. Поэтому элементы проверки знаний и умений должны быть включены в каждое занятие. Отметочная деятельность позволяет педагогу и ребенку определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

Необходимым элементом педагогической деятельности любого педагога, на мой взгляд, является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений своих учеников.

Используя чаще активные образовательные технологии, методы и приемы, я на своих занятиях делаю всегда:

-занятия выстраиваю на основе партнерских взаимоотношений;

-включаю элементы поиска, организую общение детей;

-стараюсь, чтобы в центре внимания учебного процесса находилась личность ребенка, а педагог управлял бы его учением (мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует);

-создаю условия для максимальной реализации возможностей обучающихся;

создаю на уроке атмосферу заботы, сотрудничества, творчества.

я не делаю никогда:

-не забываю об улыбке, ведь именно она предполагает общение, открытость;

-не забываю о том, что я тоже умею творить.

От нас, педагогов, требуется создать на учебном занятии также условия для воспитания и развития личностных качеств ребенка.Потому что такие качества, как уважение, дружелюбие, отзывчивость, скромность, аккуратность, взаимопомощь, сочувствие, честность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие и тому подобное, к сожалению, отсутствуют у многих детей. А как их развивать? Личным примером, в первую очередь! Дети копируют поведение взрослых на то или иное обстоятельство и действие, а поведение учителя – тем более! Есть две важные вещи, которые я рекомендовала бы делать в отношении детей в этом направлении. Во-первых, педагогу работать над собой, исправлять те недостатки, которые есть у него, во-вторых, стараться относиться к своим ученикам как ко взрослым, т.е. на равных, оказывать им такое же уважение и понимание, какое и взрослым, объяснять свои поступки и поступки других людей.Нужно помнить и о том, что успешность воспитательного процесса зависит также от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Ведь педагоги и родители – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда мы, педагоги, и родители станем союзниками, между нами будет полная откровенность и доверительность. Именно с такой позиции нужно стараться выстраивать отношения с родителями доверенных нам детей!

Нередко начинающие педагоги задумываются о том, насколько удачно прошло их занятие с детьми. Как оценить эффективность урока? Рекомендую обратить внимание на такие критерии эффективности занятий, как:

1. Активная мыслительная деятельность каждого ребенка в течение всего занятия.

2. Эмоциональная сопричастность ребенка к собственной деятельности и деятельности других. «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров», - писал педагог-психолог Л.С. Выготский.

3. Мотивация познавательной деятельности. Мотивация связана с поддержанием интереса к изучению материала. Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя активные формы обучения, проводя нетрадиционные уроки: уроки – игры, уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки творчества, уроки – анкетирование и т.д. Можно использовать такие методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, создание ярких наглядно-образных представлений);

- познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий);

- волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности, коррекция, рефлексия);

- социальные (взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка).

4. Обеспечение самоконтроля в процессе деятельности в течение всего занятия.

Ребенок отслеживает свои результаты и с помощью педагога оценивает их. Так, может использоваться самопроверка, сверка по ключу, по образцу, по схеме-опоре, через обратную связь или взаимопроверка по критериям, которые дает педагог, заполнение технологической карты, составленной по теме. Ребенок обозначает в карте, что он знает, что умеет знаком «+», если есть проблемы, знаком «?». Педагог, анализируя карту, намечает коррекцию знаний по теме. Важно доверять самооценке ребенка, ведь система самооценки обеспечивает социальную защиту, предоставляя ему различные виды помощи (стимулирующую, направляющую, педагогическую), тем самым сохраняя здоровье.

5. Здоровьесберегающие занятия. Физические паузы, минутки, релаксация, игры, нестандартные формы, методики КСО способствуют сохранению и укреплению здоровья.

6. Наличие рефлексии. Нужно научитьобучающихся рефлексировать свою деятельность, используя различные формы (шкала успеха, лесенка успеха, устная рефлексия, цветовые сигналы и пр.) К примеру, что главного ты узнал на уроке? Чем бы ты хотел помочь товарищам? Интересно ли было работать в паре? Тебе было комфортно на уроке? Выбери утверждение. У детей при этом повышается ответственность обучающегося за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

7. Наличие самостоятельной работы и творческого задания на занятии. Старайтесь применять нестандартные задания (продолжи мысль…, составь алгоритм, разгадай шараду, составь вопрос для товарища, найди спрятанную загадку, обратный диктант, реклама и т.д.). Это влияет на развитие творческих способностей ребенка. Самостоятельные задания могут быть самыми разнообразными и преподноситься в любой форме (тест разноуровневого характера, развивающая модульная карточка, задание по выбору с цветовым сигналом, работа над проектом, рефератом и т.п.).

8. Совпадение компонентов деятельности педагога и ребенка. Все компоненты деятельности желательно реализовать по схеме: мотив (для чего я буду делать) – цель (какой результат могу получить) – учебные действия (предполагаю обсудить действия, необходимые для этого) – средства (выясняю, какие средства нужны для этого)– контроль (определяю, правильны ли мои действия, проверяю, исправляю) – результат (сравниваю полученный результат с целью).

9. Оценка уровня полного усвоения знаний. Важно помнить то, что каждый ребенок должен продвинуться в своем развитии от репродуктивной деятельности к творческой, то есть уметь выполнять задания в сходной и измененной ситуациях.

10. Достижение целей. На занятии педагог ставит цель не только для ребенка, но ставит цель и перед собой. Главная цель для педагога – это создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития ученика, которая интегрируется с дидактическими задачами каждого этапа урока.

Говоря о портрете современного педагога, мне хотелось бы отметить те принципы, в соответствии с которыми было бы правильно выстраивать весь учебно-воспитательный процесс:

- принцип открытости. Учащиеся планируют жизнь в коллективе совместно с педагогом, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если педагог хочет включить в план какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

- принцип привлекательности будущего дела.Педагог может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Увлекает, напомню, конкретный результат выполняемого дела.

- принцип деятельности. Ребятам нужна активная, полезная и значимая урочная и внеклассная деятельность.

- принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие в мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ребенка, его личных качеств.

- принцип обратной связи. Проведя любое мероприятие, педагог обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что педагог не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

- принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

- принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.

Современный педагог должен обладать профессионально- педагогической компетентностью и значимыми личностными качествами.

Хочется обратить внимание начинающих педагогов на то, что нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Достаточно вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта».

Педагог - знающий, осведомленный, авторитетный человек, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия.Педагог должен уметь реализовать в деятельности ценностные установки: относиться к воспитаннику как к «значимому Другому», от которого зависит собственное развитие педагога; уметь находитьконструктивные пути разрешения педагогических проблем и конфликтов; нести ответственность за ненасильственный характер разрабатываемых и осуществляемых вариантов педагогической деятельности. «Живое знание» особенно ценно в педагоге. Важносуметь

отказаться от абсолютизации истины, догматизма и стереотипизации; развить в себе способность целенаправленно управлять своей умственной деятельностью, овладевать способами грамотного анализа ситуаций жизни и деятельности; стремиться продолжать образование на последующей ступени; развивать в себе способность к самообразованию, самопознанию и самоопределению.

Высокая культура и ответственность, справедливость и наблюдательность, дисциплинированность, общительность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость и требовательность – важнейшие качества современного педагога.

Разбирающийся в психологии ребенка, способный понять его поведение и предложить психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов; мотивированный на работу с детьми и относящийся к своей работе как к призванию; открытый новшествам и владеющий современными образовательными технологиями; непрерывно повышающий свою квалификацию; эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся и авторитетный в профессиональном и личностном плане - вот таким должен быть настоящий Учитель!