Педагог-психолог МБОУ СОШ №27 г. Иркутска Максимова Е.В.
Тема: « Основные проблемы учителя основной школы в том, что…»
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»…
День. Курсы. ФГОСы. Эссе. Проблемы учителей. Эх, получить бы быстрей «корочку» о прохождении курсов к аттестации.
И все же, основные проблемы учителей основной школы? В чем они? Да, нежелание детей учиться, родителей по-настоящему помогать им и школе, загруженность, семья и прочее. А тут еще новые - старые стандарты, программы, концепции.
Не видит учитель личностного смысла в освоении новых методов, подходов в обучении и воспитании детей. Устал. Нет мотивации. Не верит.
Во-первых, проклятое эмоциональное, профессиональное выгорание. Замучило. Вроде бы все понимает (а может не все), а делать не хочется. Бережет энергию, защищается. Лучше уж по-старому, проверенному, и не особо подключаться эмоциями. А то здоровье пошаливает, да еще две ставки, классное руководство, семья, дети и многое другое.
Ну, а дальше, во-вторых, третьих, в четвертых и т.д. Учитель сам как тот ученик, который плохо понимает, зачем ему лично изучать «это». Да еще в таком объёме и с такими непонятными «страшными», замысловатыми, громоздкими формулировками. Зачем то же надо дяденькам и тетенькам, выдумывающим все новые и новые требования к нему, для каких – то только им ведомых целей. А неверие учителя в циркуляры и постоянно меняющиеся концепции, спускаемые сверху, приводит к отпискам и программам, разработанным только на бумаги. И вообще, круговорот бумаг в образовании (чуть не написала выражение Чонкина из произведения Войновича) захлестывает живую инициативу.
Но есть и хорошее: наличие интернета помогает рождать формальные программы, которые легко оттуда скачиваются для отчетов и проверок на любую требуемую тему. А еще недостаток молодых и задорных в школе, не говоря об особях мужского пола, которые могли бы подхватывать новшества и вести за собой детей. Отсутствие материально-технической базы во многих школах (и это в современных условиях).
Короче, учитель часто чувствует себя не творцом, а функциональным объектом, которым постоянно манипулируют. На что часто он начинает отвечать тем же. Может ли неуспешный учитель воспитать успешного ученика? Получается, что такой учитель еще может дать как - то знания, но научить ребенка социально - значимым отношениям и опыту социально – значимых действий уже сложнее.
Бьёмся над концепцией фундаментального ядра содержания общего образования (фу, не выговорить). А может на самом деле этим «ядром» должен являться сам учитель. Возможно, стоит удовлетворить базовые, насущные потребности учителя и тогда уже будем говорить о наличии высших потребностей у него (если по Маслоу), со всеми вытекающими последствиями для образования. Наверное, есть смысл, в первую очередь, подумать об учителе, условиях его жизни и работы, его статусе? И тогда, возможно, меньше придется «ломать» голову над тем, как повысить его мотивацию, и как реализовать ФГОСы.
А пока, все же вдруг, у учителя загораются глаза, появляются силы и гордость за своих учеников, желание поделиться с ними всем что знает. И может быть надежда, что новые ФГОСы – это не набор слов и приходящие концепции, а возможно, реальные тенденции к лучшему.