В МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа существует химико - биологический профиль: 11б – 7 обучающихся и 10б (медицинский корпоративный) – 11 обучающихся. В данных группах ведется углубленное изучение биологии и химии. Обучение осуществляется по профильным программам и учебникам:
Название предмета | Рабочая программа |
Биология 10 класс | Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования (углубленный уровень) и программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов (углубленный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица. Учебник: П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др., Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, профильный уровень; часть 1, часть 2 Москва; Просвещение; 2014 год. Недельная нагрузка – 3 часа |
Биология 11 класс | Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Теремов А.В., Петросова Р.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Биологические системы и процессы. 10-11 классы (профильный уровень). М.: Мнемозина, 2012. -72с. |
Химия 10 класс | О.С.Габриелян. Химия 10 класс (углубленныйуровень) – М.: Дрофа, 2014 Недельная загрузка – 5 часов |
Химия 11 класс | О.С.Габриелян. Химия 11 класс (углубленныйуровень) – М.: Дрофа, 2014 |
Элективныеучебныепредметы |
Биохимия 10 класс | Данный элективный учебный предмет составлен в соответствии с программой Шапиро Я.С. «Биологическая химия: классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений». Курс рассчитан на проведение 1 часа в неделю. Всего 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе. |
Сложные вопросы общей биологии 11 класс | |
В программе предусмотрено развитие представленных в примерных программах основного общего образования видов деятельности обучаемых. При этом превалируют виды деятельности на уровне целей, планируемых результатов обучения, развития общеучебных и специальных биологических и экологических компетенций. Особое внимание уделяется включению учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют умения видеть проблему, ставить вопросы, формулировать гипотезу, классифицировать, наблюдать, проводить биологический эксперимент и экологический мониторинг, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, сравнивать и сопоставлять разные точки зрения, структурировать материал.
На базе МБОУ ТСОШ 26 октября 2018 г состоялось открытие Медицинского корпоративного класса.
Рабочая программа проекта «Медицинский корпоративный класс» составлена на основе:
Программа по биологии для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 2013 г.;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Договор о сотрудничестве МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа и ГБУЗ ЯНАО «Тазовская центральная районная больница».
Приказ №214 от 24.09.2018 «О создании медицинского корпоративного класса и утверждении плана работы класса»
Сроки реализации программы: с сентября 2018 г. по май 2020 г.
Для повышения образовательного уровня учащихся и развитию навыков проведения исследований и экспериментов программа включает в себя разнообразные практические и лабораторные работы. Выполнение исследовательских работ направлено на формирование навыков планирования и проведения самостоятельных исследований, что способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников.
В программе предусмотрены различные демонстрации, в том числе и компьютерные, способствующие повышению качества преподавания и его эффективности.
На профильном уровне учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего студента.
Программа проекта позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цели и задачи проекта «Медицинский класс»:
Основная цель: развитие естественно-научного предпрофильного и профильного обучения медицинской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации;
Основные задачи:
образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к медицине, популяризация интеллектуального творчества;
развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания важности и востребованности медицины, объединение и организация досуга учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Организация учебно-воспитательного процесса медицинского корпоративного класса обеспечивает:
профильный уровень изучения химии, биологии;
формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ естественнонаучной направленности с учетом склонностей и сложившихся интересов;
личностно-ориентированную направленность, широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционный и нетрадиционный подходы к различным видам учебно-воспитательной деятельности на основе использования современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих и информационно – коммуникативных.
Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:
Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.
Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
Программа предусматривает большой цикл обзорных лекций, которые позволяют учащимся более глубоко осмыслить эволюцию живой природы на Земле, необходимости гуманного и рационального отношения к нашим богатствам
Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.
На уроках биологии и химии в медицинском классе используется проектная деятельность школьников при изучении тем. Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмом проектирования. Так программа курса химии автора О.С. Габриелян позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении любых тем, например: «Углеводороды», «Спирты и фенолы («Одноатомные спирты и их влияние на организм человека. Изучение отношения к алкоголю учащихся класса», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры» и др. По биологии проектная деятельность используется при изучении тем «Индивидуальное развитие и размножение организмов, «Основные закономерности явлений изменчивости», «Генетика человека».
Также темой проекта может быть даже задание из учебника, например учебник 10 класса, углубленный уровень , автор О.С.Габриелян, параграф 16, задание 11 «Как вы думаете , почему сжигание нефти, каменного угля и попутного нефтяного газа далеко не самый рациональный способ их использования?» ; «Этилен и созревание плодов» и др.
Особое место занимают химические задачи с медико-биологической направленностью, ориентированные на активное комплексное применение учащимися теоретического и фактологического материала, на формирование обобщенных умений решать задачи разного типа, в том числе комбинированных, опираясь на химические законы и количественные характеристики. Такие задачи показывают, как глубоко связана химия с медициной, экологией, жизнью. (Например: Кола содержит 6,7% сахара по массе. Плотность колы равна 1,04 кг/л. Сколько граммов сахара содержится в литровой бутылке колы? Или Перманганатом калия можно лечить змеиные укусы при отсутствии специальной сыворотки. Для этого в место укуса вводят шприцем 0,5-1,0 мл раствора с массовой долей перманганата калия 1%. Рассчитайте массу перманганата калия и объем воды, необходимые для приготовления 75 мл такого раствора, имеющего плотность 1,006 г/мл).
Важное место в процессе изучения химии, занимают экспериментальные задачи. Экспериментальные задачи используются на практических занятиях, с целью закрепления, углубления и контроля знаний. Включение экспериментальных задач в лабораторные и практические работы способствует развитию самостоятельности учащихся, их творческой активности, развитию мышления (урок – исследование по теме «Мыла и СМС», решение экспериментальных задач «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств», «Знакомство с образцами мыла и моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению»).
По биологии большое внимание отводится решению задач по молекулярной биологии и генетике. Особый интерес вызывают задания связанные с определением групп крови у будущего потомства и задачи на сцепленное с полом наследование (дальтонизм, гемофилия и т.п.)
Учащиеся медицинского класса привлекаются ассистентами во внеурочное время для проведения зачетов, смотра знаний для учащихся 8 - 9 классов.
Система оценки достижений обучающихся
Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также метапредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ.
Для проверки знаний используются новые подходы: выполнение домашних заданий на электронных платформах «ЯКЛАСС» (https://www.yaklass.ru) и «Решу ЕГЭ» ( https://ege.sdamgia.ru ) – создан электронный класс в котором учитель высылает домашние задания для выполнения учащимися.
Зачёты (контрольно-обобщающие уроки) за первое полугодие в 10-11 классах и переводной экзамен в 10 классе позволяют учащимся лучше подготовиться к выпускному экзамену в форме ЕГЭ.
Обязательным для учащихся является создание проекта по биологии или химии , который они защищают в рамках «недели биологии».
Тематический и итоговый контроль проводится с использованием мониторингового инструментария (тестов), заложенного в содержание УМК.
В качестве демонстраций, лабораторных работ, контрольных тестов могут использоваться компьютерные модели, компьютерные тесты и лабораторные работы, как при самостоятельном изучении материала учащимися, так и при дистанционном общении с преподавателем.
Внеурочная деятельность учащихся
Создание медицинского корпоративного класса отличается от предыдущих химико-биологических классов тем, что предполагается тесное сотрудничество с ГБУЗ ЯНАО ТЦРБ , МБОУ ДО «Центр естественных наук» г.Тарко-Сале Пуровского района.
Для обучающихся организуются встречи с врачами разных специальностей для лучшего понимания содержания профессий. Обучающиеся могут получить квалифицированный ответ на интересующие их вопросы.
Обучающиеся принимают участие во встречах с врачами – ветеранами, организованные Тазовским архивом, приуроченные Дню образования Тазовского района.
Учащиеся данного класса совершили экскурсию В ГБУЗ ЯНАО ТЦРБ, где им была продемонстрирована клинико - диагностическая лаборатория со всем оборудованием и кабинет функциональной диагностики.
Работа медицинского корпоративного класса систематически освещается на сайте МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа (http://mboutsosh.ru).
29.10.2018 г. статья «Открытие Медицинского корпоративного класса»
21.11.2018 г. «Забей на сигарету»
07.02.2019 «Старт в профессию»
11.02.2019 «На шаг ближе к профессии»
30.03.2019 «Волонтерство в медицине»
Кабинеты биологии и химии имеют все необходимое оборудование для реализации данной практики: мобильный класс,микроскопы, микропрепараты, цифровые насадки на микроскопы, интерактивная доска, лабораторное оборудование, необходимые химические реактивы.
Учителя естественнонаучного цикла постоянно совершенствуют свой профессионализм:
- в ноябре 2018 г вг.Новый Уренгой был проведен форум учителей и региональный этап олимпиады учителей, в котором приняли участие учитель биологии Дорожкина Л.А. и учитель химии Хорошева Г.М.
- в ноябре курсы повышения квалификации по химии в г.Салехард прошла учитель химии Хорошева Г.М.
- в феврале 2019 г курсы повышения квалификации по ОВЗ прошли все учителя естественнонаучного цикла – 108 ч
- в марте учителя естественнонаучного цикла Дорожкина Л.А (биология), Хорошева Г.М. (химия), Сафонова О.В. (география) прошли КПК «Методика проверки заданий с развернутым ответом при проведении ГИА за курс основного общего образования» - 48 ч
- в марте 2019 г курсы повышения квалификации «Обновление содержания биологического образования в условиях реализации ФГОС и введения профессионального стандарта «Педагог» проходят в настоящее время учителя биологии Дорожкина Л.А. и Гультяева Ю.В. – 108 ч
В региональном этапе ВОШ по биологии в г.Ноябрьск приняли участие Селезнёв Матвей 10 кл и Максимкина Анастасия 11 класс.
В региональном этапе по экологии в г.Ноябрьск приняли участие СелезнёвМатвей 10 кл (стал призёром) и Ковалёва Анастасия 11 кл (участник).