Эстетическое направление –целенаправленный и планомерный процесс развития у детей эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей (педагогический словарь).
Задачи эстетического воспитания учащихся начальных классов:
Формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры;
Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
Формирование эстетического отношения к действительности;
Развитие эстетических чувств;
Приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить свою жизнь и деятельность по законам красоты;
Включение в эстетическую деятельность- активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного своими руками( практические занятия живописью, рисунком, лепкой, музыкой и др.)
В системе эстетического воспитания следует выделить три составляющие:
1)художественное воспитание;
2) художественное образование;
3) художественное развитие.
Б.Т. Лихачев определяет указанные выше понятие следующим образом:
Художественное воспитание- целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности;
Художественное образование- процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирования у них мировоззренческих установок позитивного отношения к искусству и художественному творчеству;
Художественное развитие- целенаправленное формирование и развитие у детей способностей и дарования в различных областях искусства.
Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.
Здесь следует уточнить, что понятие «ПРЕКРАСНОЕ» в контексте эстетического воспитания не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее, это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи , и может меняться.
«ПРЕКРАСНОЕ» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия как ГАРМОНИЯ, ГУМАНИЗМ, СОВЕРШЕНСТВО, ВОЗВЫШЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ.
Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:
ВОСПРИЯТИЕ – это способность видеть прекрасное в любом его проявлении : природе, искусстве,, межличностных отношениях.
ЧУВСТВА – эмоциональная оценка прекрасного.
ПОТРЕБНОСТИ – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного.
ВКУСЫ - умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
ИДЕАЛЫ - личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.
Задачами эстетического воспитания являются:
Формирование гармоничной личности;
Развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
Закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
Побуждение к развитию творческих способностей.
Вопрос: что вы узнали об эстетическом направлении и для чего оно нужно?
Задание:
Диагностика «Мое эстетическое воспитание»
Цель: выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.
Анкета позволяет судить об отношении учащихся к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств.
Отвечай на вопросы «да», «нет», «иногда».
В графе «Ответы» ответ «да» оценивается в 3 балла, ответ «иногда» - 2 балла, ответ «нет» - 1 балл.
Обработка анкеты:
30-21 балл – высокий уровень
20-11 баллов – средний уровень
10 и менее баллов – низкий уровень.
Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности.
Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.
Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.
№ | Вопрос | Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1 | Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшим вас (о фильме, о музыке, о книге и т.д.). | | | |
2 | Тебе удобно, комфортно, когда ты чисто одет? | | | |
3 | Вежлив ли ты в общении с одноклассниками? | | | |
4 | Можешь ли ты рассматривать картину, зеленый листок, травинку, цветок, жучка на листке и др. | | | |
5 | Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)? | | | |
6 | Посещаешь ли ты библиотеку? | | | |
7 | Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них? | | | |
8 | Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др. | | | |
9 | Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве? | | | |
10 | Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи? | | | |
Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:
ВОСПРИЯТИЕ ,ЧУВСТВА ,ПОТРЕБНОСТИ, ИДЕАЛЫ .
Задачи эстетического воспитания учащихся начальных классов:
• Формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры;
• Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
• Формирование эстетического отношения к действительности;
• Развитие эстетических чувств;
• Приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить свою жизнь и деятельность по законам красоты;
• Включение в эстетическую деятельность- активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного своими руками( практические занятия живописью, рисунком, лепкой, музыкой и др.)
Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:
ВОСПРИЯТИЕ ,ЧУВСТВА ,ПОТРЕБНОСТИ, ИДЕАЛЫ .
Задачи эстетического воспитания учащихся начальных классов:
• Формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры;
• Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
• Формирование эстетического отношения к действительности;
• Развитие эстетических чувств;
• Приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить свою жизнь и деятельность по законам красоты;
• Включение в эстетическую деятельность- активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного своими руками( практические занятия живописью, рисунком, лепкой, музыкой и др.)