СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пригодится для студентов. Аспирантов.Хорошо подойдет лоя начинающих специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Известно, что именно эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Очевидно, что эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы естественно затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей в отношении самостоятельного творчества. Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственно отсталых детей, развитию и удовлетворению духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности.

Красота – источник нравственного богатства человека Представление о прекрасном, о возвышенном и величественном в мыслях, чувствах, переживаниях формируется у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней его пребывания во вспомогательной школе. Поэтому особенности развития умственно отсталых детей вызвали необходимость создания специальной программы эстетического воспитания, нацеленной на творческое использование в условиях вспомогательной школы общепринятых методов и разработку специфических методов.

Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому, что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес; организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение.

Благодаря этому за время пребывания во вспомогательной школе ее воспитанники значительно продвигаются в своем эстетическом развитии, хотя, конечно, и не достигают того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное, а многие из них овладевают элементами художественного творчества.

В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.

Под развитой человеческой личностью понимается личность, обладающая определенным мировоззрением, осознающая свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющая самостоятельно действовать для реализации этих целей. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах эстетики, морали и нравственности. Поэтому одна из главнейших задач вспомогательной школы – коррекция дефектов развития аномальных детей.

В последние годы внимание теоретиков педагогической науки и педагогов-практиков как у нас в стране, так и за рубежом обращено на пересмотр концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания этого обучения в связи с изменившимися социально-экономическими условиями.

На основе закономерностей, которые заложены в научных и практических подходах, была создана программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.

Исходными теоретическими положениями данной программы являются общепризнанные закономерности развития детей в норме и при патологии. Увиденное Л.С.Выготским1 и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка заложило основу для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В его трудах доказано, что социальная среда воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения.

Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к жизни и труду. Согласно теории Л.С. Выготского, при воспитании аномального ребенка необходимо:


  • опираться на сохранные функции;


  • использовать положительные качества личности;


  • весь процесс воспитания строить с учетом причин, глубины дефекта, психофизических особенностей личности.


Затрагивая вопросы эстетического воспитания во вспомогательной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляются практическими знаниями. Во-первых, эстетическое воспитание во вспомогательной школе строится по определенным этапам развития умственно отсталого ребенка. Во-вторых, эстетика – наука “всепроникающая”. Она пронизывает все дисциплины, преподаваемые во вспомогательной школе.

Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственно отсталых учащихся, развитию и удовлетворению его духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности. Все нравственные богатства, созданные человеком, должны войти в сердца умственно отсталых детей. Человеческая красота, входя в духовную жизнь умственно отсталых детей, заставляет задуматься над собственными поступками. В итоге мысли, чувства, отношения между сверстниками одухотворяются нравственной красотой.

Известно, что ребенок не рождается с эстетическими задатками и эстетической потребностью, ее нужно привить умственно отсталому ребенку, научить видеть, любить красоту природы, искусства, жизни, и поэтому очень важно сформировать эстетическую потребность в красоте. Этого можно достичь путем применения комплексного подхода, т.к. только такой подход позволяет более эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его чувств, убеждений, положительных качеств (отзывчивости, доброты, внимательности) личности. 

Специалистам, работающим в области воспитания детей с отклонениями в развитии, необходимо связывать в процессе всей коррекционно-воспитательной работы формирование адекватного поведения детей с гармонизацией их отношений со сверстниками и взрослыми. При этом закладываются основы нравственных чувств: взаимопомощи и отзывчивости, доброты и терпения, опыт реализации которых дети приобретают в повседневной жизни.


^ 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школе VIII вида


В.А.Сухомлинский в книге “Духовный мир школьников”, рассматривая эстетическое воспитание во взаимосвязи с другими сторонами воспитания, пишет: “Дети любят труд, в процессе которого создается что – либо красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка… надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в тоже время деятельностью эстетической… Труд, проникнутый эстетическим побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе”1.
В 1994 году была издана книга “Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе” (под ред. В.В.Воронковой), в которой подробно раскрывается содержание эстетического воспитания. Авторы утверждают, что в основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связанно с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности), по очень точному замечанию авторов, благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную и волевую деятельность.
Игра способствует не только общему эстетическому развитию учащихся, но и коррекции их личности.
У всех учащихся вспомогательной школы имеются нарушения нормального развития психических процессов и качеств личности, поэтому они нуждаются в коррекции не только умственного развития, но и эмоциональной сферы. Р.И.Пашкова в статье “Коррекционное воздействие эстетического воспитания на формирование личности умственно отсталого школьника” пишет: “Эстетическое воспитание оказывает эффективное воздействие на эмоционально-волевую сферу личности ребенка-олигофрена. Чувства детей-олигофренов, как известно, недостаточно дифференцированны, примитивны, неразвиты. Умственно отсталый школьник напоминает младенца – малыша, у которого диапазон переживаний невелик. Либо он чем-то доволен и радуется, либо огорчен и плачет. Чувства его неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Высшие духовные чувства формируются у них с большим опозданием и огромными трудностями”.

С.М.Миловская в статье “О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся во вспомогательной школе”(Дефектология, 1980, № 4) отмечает, что подготовка умственно отсталых детей к посильному участию в общественной жизни, к труду предполагает осуществление целой системы коррекционных мероприятий.

Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным тогда, когда сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес, когда организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности, а образность материала заставляет работать воображение.
Возможности повышения эффективности и качества воспитания заключается в улучшении качества обучения, укреплении материальной базы школы, росте благосостояния и культуры людей, усилении положительного влияния СМИ, кино, телевидения, внешкольных учреждений, воспитательной роли семьи, повышении методического мастерства учителей и руководителей школы. 
В настоящее время издается огромное количество книг в помощь учителям и воспитателям вспомогательных школ. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательных школ – сложная и многогранная задача.


^ 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью


Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое неразрывно связано с этическим – это научное положение лежит в основе методологии эстетического воспитания. Таким образом, красота и нравственность способствует развитию личностных качеств ребенка.

Эстетическое воспитание предполагает:

1) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;

2) эмоциональное отношение ко всему окружающему;

3) стремление к самостоятельному художественному творчеству;

4) наличие эстетических и нравственных суждений.

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно прежде всего включено в сферу педагогического воздействия. Чувства ребенка обогащаются, что способствует выработке эмоциональных дифференцировок. У всех учащихся вспомогательной школы имеется нарушение нормального развития психических процессов и качеств личности. Они нуждаются в коррекции не только умственного развития, но и эмоциональной сферы. У большинства из них наблюдается некоторое отставание или отклонение в физическом развитии (резкое снижение мышечного тонуса, патологическая замедленность в движениях и т.п.). Все эти особенности учитываются опытными учителями-дефектологами при выборе соответствующих приемов воздействия. Школа не только учитывает указанные психофизические особенности, но и стремится их сгладить или по возможности преодолеть в процессе коррекционного воздействия.
Прежде всего, согласно исследованиям Н.М.Стадненко, К.И.Вересотской, отмечается значительное своеобразие восприятия у детей-олигофренов: оно замедленного темпа, сужен объем воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой обстановке. Для них характерна и недостаточная дифференцированность, и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, дети не могут всматриваться в детали, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить важные и характерные признаки. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенным и нередко искаженным. Это накладывает отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.

Ученики школы VIII вида весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они не понимают явлений перспективы, не различают светотени, слабо дифференцируют промежуточные цвета и оттенки, ошибаются при узнавании сходных по начертанию объектов. Довольно часто дети допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картины, а переживания героев не улавливают или толкуют их примитивно; движения и позу персонажей не связывают с их эмоциональным состоянием.

Учащиеся совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (оперным спектаклям, музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.

Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков учащихся является характерное для многих из них отставание в физическом развитии и, прежде всего, в двигательной сфере. А это отрицательно влияет на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-ритмической деятельностью, хореографией, ручным трудом.

Обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность.

Этому способствует умелое сочетание методов эстетического воспитания, которые условно подразделяются на:

-словесные,

-наглядные,

-практические.

Так, рассматривание картинок, демонстрация диафильмов, фильмов, наблюдения за природой невозможны без словесного пояснения, это необходимо и при организации занятий по рисованию, лепке, аппликации. Специфичным в воспитании умственного отсталых школьников является именно то, что с непосредственным воздействием наглядности должны обязательно сочетаться словесные пояснения, потому что чувства детей наиболее ярко выявляются в результате хорошо организованного впечатления.

Решая задачи эстетического воспитания, воспитателю следует приложить специальные усилия к формированию образной речи, чего так недостает в устных высказываниях умственно отсталых школьников. Для этого рекомендуется проводить разнообразные лексические упражнения во время прогулок, занятий ручным трудом, в процессе подготовки к праздникам и т.д. 

Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность, сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

У педагогов вошла в поговорку фраза: “Эстетическое воспитание школьника начинается с входа в школу”. Красивое оформление всех школьных помещений – классов, спален, залов, столовой, поддержание в них чистоты и порядка, опрятная и скромная одежда учащихся и педагогов воспитывают аккуратность, бережливое отношением к школе, вещам. Ведь и “стены могут воспитывать”, и “одежда свидетельствует о культуре человека”.

Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Комплексный подход способствует эффективному воздействию на развитие эмоционально-волевой сферы, на формирование чувств и убеждений.

В школе VIII вида эстетическое воспитание - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании благоприятных педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.

Эстетическое воспитание призвано корректировать дефекты психического и физического развития, заботиться о становлении личности каждого ребенка подготавливая его к самостоятельной жизни.

В ходе эстетического воспитания значительно расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется внимание, воля, другие положительные качества личности Общение с прекрасным вызывает потребность вникнуть в его существо, а умелое руководство педагога побуждает к некоторым новым мыслительным операциям. Накопление запаса художественно-эстетических представлений укрепляет память умственно отсталых школьников; включение их в художественную деятельность снижает моторную скованность, способствует формированию навыков культурного поведения.

Создание эстетической атмосферы вызывает у умственно отсталого ребенка чувство удовольствия, восхищения, побуждает к общению с прекрасным, формируя соответствующие интересы и потребности.



Участие аномальных детей в практической (художественной) деятельности представляет богатейшие возможности для проведения многообразных сенсорных упражнений, что оказывает значительное коррекционное воздействие на деятельность воспринимающих органов. Эстетическое восприятие – это эмоциональный процесс. Поэтому мероприятия, направленные на его развитие, организуются в направлении возможного преодоления дефектов у учащихся в области эмоций. 

Недостатки эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов проявляются ярко, многообразно. Группируя их, М.С.Певзнер (1959) выделяет учащихся, у которых своеобразие эмоций и воли проявляется в поведении особенно заметно. М.С.Певзнер выделяет детей, проявление эмоций у которых протекает менее заметно, вяло; такие дети безразличны к воздействующим раздражителям, индифферентны. Но встречаются дети, у которых не имеется грубых нарушений эмоционально-волевой сферы. Умственно отсталым детям свойственно выражение крайнего проявления радости или огорчения. Некоторым учащимся свойственно неадекватное проявление чувств в той или иной ситуации, реагирование на определенную положительную ситуацию отрицательными эмоциями и наоборот.



Поэтому перед учителями и воспитателями стоит очень важная задача: добиться более глубокого понимания детьми окружающей действительности и ее 

адекватного эмоционального восприятия. В процессе эстетического воспитания заметно расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, совершенствуется воля, внимание. Накопление запаса художественно-эстетических представлений укрепляет память, а включение в творческую деятельность способствует преодолению моторной скованности.

Особенность эстетического воспитания заключается в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, побуждает к общению с прекрасным, создает эмоциональную атмосферу. Но стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

В процессе целенаправленной и систематической работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Эстетическое воспитание возможно на определенном уровне развития анализирующего восприятия. Восприятие приобретает характер эстетического лишь в том случае, когда у учащихся развиты эстетические чувства.

Известно, что эстетическое воспитание ребенка начинается еще до поступления в школу. С миром звуков и красок ребенок знакомится дома, в детском саду. Уже тогда он тянется к красивым вещам, игрушкам, картинкам.

В школе благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакции становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

Таким образом, эстетическое воспитание - это комплексный процесс, не терпящий ни бессистемности, ни шаблона. 


^ 3. Задачи эстетического воспитания


С учетом своеобразия умственно отсталых детей и особой роли вспомогательной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1.Совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (восхищение, радость, удовольствие).

2.Корригировать дефекты психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно заботиться о становлении личности каждого ребенка в целом и подготавливать его к самостоятельной жизни.

3.Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями; развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и аргументированным суждениям.

4.Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки, ритмики, рисования, художественного рукоделия, хореографии.

Недостатки в развитии речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы у детей-олигофренов во многом осложняют решение этих задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания; во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств обучения и воспитания; в третьих, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание во вспомогательной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.

Многие авторы ссылаются на то, что специальная организация работы по эстетическому воспитанию должна предусматривать:

-более элементарный уровень, чем в массовой школе,

-рациональное использование форм, методов, средств, отвечающих возможностям умственно отсталых детей,

-коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.


^ 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников


В эстетическом воспитании учащихся вспомогательной школы музыке отводится одно из главных мест. Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. Коррекция нарушений осуществляется путем участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.

В процессе формирования музыкально-ритмических знаний происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки положения собственного тела в пространстве.

Музыка, отражающая действительность в художественных звуковых образах, обладает огромной силой эстетического воздействия, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует воспитанию художественного вкуса.

Вопрос о влиянии восприятия музыки на личность умственно отсталого ребенка давно привлекает внимание дефектологов.

Э.Сеген констатирует наличие у некоторых своих воспитанников хорошие музыкально-слуховые данные. Такие данные обнаруживаются даже у некоторых из тех умственно отсталых, для которых характерно грубое нарушение интеллекта. Отдельные из них верно пели, хотя говорили плохо и с трудом.1

Подчеркивая относительную сохранность музыкально-слуховой сферы у некоторых из умственно отсталых детей, Э.Сеген вместе с тем констатирует, что указанные возможности реализуются очень неполно. Даже при хорошем слухе дети часто не умеют слушать музыку, быстро отвлекаются. Несмотря на это, Сеген считает музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на умственно отсталого ребенка.

Бельгийский дефектолог Ж.Демор широко использовал музыку на занятиях ритмической гимнастикой. Несмотря на то, что в его практике музыке отводилась чисто служебная роль, ее использование служило средством музыкального воспитания аномальных детей. Музыкальное сопровождение давало возможность учащимся упражняться в различении динамических темповых оттенков, учащиеся овладевали умением выделять части музыкального произведения. Выполнение движений под музыку способствовало развитию чувства ритма.

Большое значение занятием музыкой с умственно отсталыми детьми придавал советский дефектолог А.Н.Граборов. В “Очерках по олигофренопедагогике” он подчеркивал большую роль музыки в коррекционно-воспитательной работе. А.Н.Граборов отмечал особую важность работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки. При этом смысл музыкально-воспитательной работы он видел в том, чтобы “…пробудить у учащихся интерес к музыке, ввести их в круг музыкальной литературы, воспитать вкус к музыке…”. А.Н.Граборов считал, что учащиеся должны слушать музыку не только на уроках, но и во внеурочное время. Такое прослушивание должно носить систематический характер и осуществляться по специально разработанной программе.1

А.Н.Граборов рекомендует особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала. Так, например, он советует использовать доступные, яркие и выразительные произведения. Ведь известно, что средствами музыки можно глубоко и полно отражать мир человеческих чувств. В музыке своеобразно отражаются многообразные явления окружающей действительности.

Музыка вызывает у слушателей разнообразные эмоциональные переживания. Сила ее воздействия на эмоциональную сферу человека зависит от того, насколько полно она опосредуется сознанием. Понимание содержания музыкального произведения и осознание исполнительных выразительных средств обогащает и углубляет эстетические чувства.

На музыкальных занятиях у детей воспитывается положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, переживания, средствами музыки воспитывается эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

Музыкальное воспитание учащихся 1 класса необходимо начинать со слушания музыки. Вводить умственно отсталых школьников в мир музыки следует на основе прослушивания небольших инструментальных пьес или детских песенок. Все это создает почву для формирования в дальнейшем музыкально-практических навыков.

Опыт многих вспомогательных школ это подтверждает. Слушание музыки должно носить систематический характер.

Занятия по музыкальному воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

- слушание музыки,

- пение, 

- музыкально-дидактические игры,

- музыкально-ритмические движения.

Целью уроков пения и музыки, проводимых во вспомогательной школе, является воспитание эстетических чувств учащихся и формирование у них музыкальной культуры. Разумеется, уроки выходят за рамки только эстетического воздействия и выполняют также специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы.

В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Ведущее место в музыкально-эстетическом воспитании учащихся занимает хоровое пение. Особое внимание уделяется песенному репертуару, а также выбору методических приемов и средств вокально-хорового обучения с учетом своеобразия каждого ребенка. Хорошо зная интеллектуальные, речевые, эмоционально-волевые особенности детей, учитель пения не только вовлекает каждого из них в коллективную деятельность, но и побуждает к исправлению имеющихся недостатков.1

Работа над песней во вспомогательной школе занимает больше времени, чем в массовой школе. Очень важна организация первого прослушивания. Также работа над песней предполагает работу над выразительностью исполнения. Выразительное, культурное исполнение повышает эстетическую ценность занятий пением. Красивое, слаженное пение формирует эстетический вкус, способствует пониманию красоты музыкального произведения, рождает гамму чувств.

Эмоциональные реакции аномальных детей на музыкальное произведение являются довольно общими, недифференцированными. Их эмоциональный отклик выражается чаще только в форме радости или печали. Более тонкие нюансы чувств проявляются очень редко.

Первостепенное значение в работе над песней имеет правильный выбор репертуара. Необходимо, чтобы выбранные песни отвечали определенным эстетическим требованиям, а их исполнение способствовало музыкальному развитию школьников.

Дети очень любят слушать и исполнять песни комического, лирического или драматического содержания. Детям младших классов, кроме звукоподражательной музыки, в которой слышатся голоса, звуки музыкальных инструментов, можно предлагать для исполнения песни, сопровождающиеся различными движениями.

Но очень важно отметить, что именно народная песня, фольклор, являющийся материалом, наиболее доступными для осознания, понимания и копирования, позволяет выявить и скорректировать индивидуальные особенности каждого ребенка.2

Частые музыкально-фольклорные праздники дают детям, в них участвующим, прочувствовать свою значимость, полезность, уверенность в своих силах, воспитывают чувство собственного достоинства. Занятия музыкой положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся, совершенствуют нравственные качества личности. Они способствуют интересному и увлекательному заполнению досуга, создают условия для развития художественных склонностей.

Успех музыкального воспитания в значительной мере зависит от квалификации педагогов.

^ 



Важнейшим источником эстетического наслаждения является любовь к природе. Красота родной природы, многообразие ее форм оказывает на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое влияние. Красота природы оказывает огромное воспитательное воздействие, о чем хорошо говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.

Воспитание любви к природе предполагает систематическое общение с нею, формирование и развитие на этой основе интереса к природе, умения самостоятельно видеть и ценить ее красоту, участвовать в ее охране и приумножении. Чтобы дети увидели красоту природы, их надо к этому подготовить. Восприятие прекрасного предполагает наличие способности воспринимать цвета, формы, звуки, запахи. Приобщать к целостному восприятию необходимо постепенно.

Осенью во всех школах VIII вида проводится праздник “Золотая осень” или праздник урожая.

В процессе изготовления поделок закрепляются знания, полученные на уроках, умение детей планировать свою работу, различать цвета, развиваются пространственные представления, фантазия, совершенствуются двигательные процессы. Работа умственно отсталых учащихся с природными материалами оказывает положительное влияние на развитие их эмоционально-волевой сферы. Они учатся доводить начатое дело до конца, оценивать свое изделие, находить в нем красоту. Важно давать детям такие задания, которые они в состоянии выполнить и которые вызывают у них интерес.

Собирая интересные коллекции даров природы и изготавливая из них различные поделки, дети узнают много нового, учатся любить природу и видеть ее красоту.


10. Заключение


Эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку умственно отсталых детей к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.

В ходе эстетического воспитания осуществляется сенсорное развитие аномальных детей, обогащаются, дифференцируются их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов. Участие в художественной деятельности способствует формированию некоторых художественных умений и навыков, что немаловажно для организации досуга детей-олигофренов и вовлечения их в будущем в трудовую деятельность. Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе, которая в жизни умственно отсталого ученика станет главным звеном.


II Воспитание учащихся с нарушением интеллекта
Музыкально-эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» статья Матяшовой Елены Викторовны, учитель музыки
В ряду проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении учащихся становится одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в осуществлении контроля за своими эмоциональными проявлениями, их реакции отличаются несдержанностью, непосредственностью. Эта особенность благоприятствует отражению отрицательных эмоций и снижает возможность невротизации личности, с одной стороны, а с другой – подобное неумение контролировать свои эмоциональные проявления затрудняет адаптацию ребенка в социуме. Помимо особенностей аффективно-эмоционального и волевого компонентов, в структуре личности умственно отсталого ребенка отмечается недоразвитие потребностно-мотивационной сферы. Для умственно отсталого ребенка на первый план выступают его личные потребности, причем он не оценивает их социальную значимость. Таким образом, мотивация деятельности носит эгоцентрический, а не общественно значимый характер.

   Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.

Задачи музыкального воспитания:

·               формировать знания о музыке;

·               корригировать отклонения интеллектуального развития;

·               совершенствовать певческие навыки;

·               развивать речевую активность;

·               развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

·               развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания  состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника.

Принцип коррекционной направленности – исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале.

Принцип воспитывающей направленности – осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.

Принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:

раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;

постоянное фиксирование внимания  воспитанников на их реальных успехах, достижениях;

использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.

Принцип художественности: в музыкальном обучении используются следующие виды наглядности – звуковая, зрительная, комбинированная.

Методы музыкального обучения

Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).

Зрительная наглядность – это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию.

Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.

Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.

Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности

В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.

Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире (применяются различные дидактические игры, пособия, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игра на музыкальном инструменте).

Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера – разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.

Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств. 

На уроках музыки используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:

·        хоровое и сольное пение;

·        игра на музыкальных инструментах;

·        слушание музыки;

·        музыкально-ритмические движения;

·        инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;

·        рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;

·        творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;

·        разгадывание кроссвордов, ребусов;

·        музыкальные викторины, конкурсы;

·        коммуникативные игры.

На уроках используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного музицирования.

Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых – стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:

·               наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);

·               зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);

·               совместные действия ребенка с взрослым;

·               подражание действиям взрослого;

·               жестовая инструкция;

·               собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

Эстетическое воспитание обеспечивает гармоничность развития личности ребенка. Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональное переживание ребенка, развивая его художественную эмпатию. Искусство способствует воспитанию человечности, формирует способность принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.

Школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития творческих способностей, что способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру. Богатство и красота окружающего мира постепенно открывается ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту окружающего мира.

Школьник должен научиться видеть красоту во всем: в одежде, предметах быта, праздничного оформления зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, теплоте объятия и человеческой поддержки.\

Приобщение детей  к искусству начинается со знакомства их с народным декоративно-прикладным творчеством, фольклором и классикой.

В процессе занятий по эстетическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта у них развиваются и корригируются сенсорные, моторные и речевые и мыслительные способности. При этом благодаря этой деятельности, у детей складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного воспитания.

Разнообразные виды занятий развивают и корригируют воображение, память, внимание. У детей формируются индивидуальные творческие способности, которые педагог должен заметить как можно раньше и уделить им пристальное внимание. Школьник с нарушением интеллекта нуждается в эстетическом воспитании, более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений.

Таким образом, эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.