СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстрадный вокал. В помощь педагогу.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статью «Помощь педагогу» включены   упражнения-разминки для снятия  внутреннего напряжение, ощущения  психологической  и физической раскованности. Это д упражнения ля снятия напряжения с внутренних и внешних мышц, упражнения для развития  певческого дыхания, дикционные упражнения. Описываются следующие приемы эстрадного вокала: расщепление, драйв, субтон, обертоновое пение, глиссандо, фальцет, йодль, штробас, вибрато, мелизмы.

Просмотр содержимого документа
«Эстрадный вокал. В помощь педагогу.»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ


Упражнения-разминки для снятия внутреннего напряжение, ощущения психологической и физической раскованности.

Разминка

1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а)счет на четыре:

вдох - голова назад;

задержка - голова прямо;

выдох - голова вниз;

б) Счет на четыре:

поворот головы в стороны;

в) счет на четыре:

«индийские» повороты головы (движение шеи вправо-влево без наклона головы, в одной плоскости);

г) счет на четыре:

плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно

(1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок);

д) счет на четыре:

положить голову на плечи.

Дыхание как источник энергии для возникновения звука. Опора звука.

Развитие певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха).

Формирование навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).

В дыхании должны принимать участие мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие.

Брать дыхание следует до того, как исчерпан запас воздуха.

Певческое дыхание отличается от бытового тем, что служит для звукообразования. Вдох - через нос и рот (при выдохе ощутить, как воображаемый поршень опускается вниз, брюшной пресс подается чуть вперед)

Выдох - осуществляется с ощущением пения "на себя", а не из себя, то есть, на выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха.

Не нажимать дыханием на гортань.

Правильному дыханию соответствует ощущение свободы, свободного прохода дыхания к резонатору.

Когда дыхание зажато, звук становится жестким и теряет резонанс (живот идет несколько вперед, а не втягивается, нужно удерживать его и подавать вперед).

Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и, постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков.

Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.

Согласные формируются в позиции гласной (если гласная имеет полетность, согласная "полетит" вслед за ней.

Близкое слово, близкое четкое произношение, стабилизация всего ротоглоточного рупора, активность губ, языка, концентрация внимания на переходных процессах делает их более воспринимаемыми, что улучшат дикцию.

Упражнения, способствующие ясному формированию гласных и твёрдому, активному произнесению согласных; овладение приёмом нейтрализации гласных.

Упражнение

(А) - вдох

Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж,Л - каждый звук произносится пять раз (в дальнейшем можно произносить эти согласные звуки с разными гласными)

Например: (А/Ш) (А/Ш) (А/Ш) (А/Ш) (А/Ш) и т.д.

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

1. Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударение в словах (логика речи). Логика речи - выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.

2. Орфоэпия - это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильная речь.

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропевать, необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему небу, в пении необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Если певец не владеет единой манерой звукообразования, его голос звучит пестро, все гласные формируются по-разному. Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных.

Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.


Эстрадный вокал использует следующие приемы:

Расщепление. Прием пения в процессе обучения вокалу, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум.

Драйв. Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов - прием расщепления "драйв" (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал т.д.).

Субтон. Пение с придыханием. Упражнения на развитие субтона.

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согреть руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавить к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Это и есть ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следить, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить задачу, можно наклониться вперед, положить руки на поясницу и ощутить, как туда проникает воздух. Теперь образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешить, расходовать воздух экономно,— не выдыхать много на первую ноту. Вдохи делать носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная И зажимается или звучит в нос, заменить ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда она будет звучать уверенно, правильно пропета, - можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледить за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.

Обертоновое пение. Также известно как "горловое пение".

Глиссандо. Также известен как "слайд". Плавный переход с ноты на ноту.

Фальцет. Пение "без опоры". Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот.

Йодль. Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет.

Штробас. Это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Штробас довольно часто используется в современной эстраде. Штробас позволяет брать очень низкие ноты, которые находятся гораздо ниже нашего грудного диапазона. Эти ноты не пропеваются, а как бы "проскрипываются", и используются в основном как приём "подъезд к ноте".


Управление голосом по школе американского педагога - вокалиста Сета Риггса.

Большинство певцов во время пения используют излишние мускульные усилия. Мышцы, которые обычно участвуют в пережевывании и проглатывании пищи, а также в расширении горла при необходимости снабжения легких дополнительным кислородом, мы называем обычно "внешними", потому что они располагаются вне гортани. Напряжения, которые приводят к зажатости связок, создаются в результате использования мышц, лежащих вне гортани, в попытке сжать их вокруг нее, чтобы контролировать высоту и интенсивность звука. Напряжение голосовых связок не должно ощущаться! Только при расслабленной гортани голосовые связки могут легко взаимодействовать с потоком выдыхаемого воздуха, определяя высоту и интенсивность звука. Только расслабленное, стабильное положение гортани обеспечит баланс низких, средних и высоких звуков.

Петь как разговариваешь!

Главное условие пения - это внутренняя полная физическая свобода певца. Процесс пения свободен и естественно, как процесс речи (разговора).

Голосовые связки являются источником звука.

Певец не должен ощущать увеличение воздуха при движении вниз или вверх. Как только давление воздуха начнет нарастать, голос станет зажатым.

Певческая гласная основана на активной работе мышц дыхания и голосовых связок

ы, э, а, о, у твердые гласные

и, е, я, ё, ю мягкие глассные

(йотированные)

Важно петь только "своим голосом", то есть сохранять естественную окраску. Для этого надо вслушаться в свой голос и петь в зоне ПРИМАРНЫХ ЗВУКОВ, по началу спокойно, в умеренной динамике, избегая крайних звуков диапазона голоса.

Петь надо, как говоришь, то есть артикуляция во время пения должна быть внятной и четкой.

Петь следует в высокой певческой позиции, которая обеспечивает чистоту интонации, остроту мелодического интонирования, полетность и яркость, звонкость звучания. Достигается это посредством сокращения мышц верхнего мягкого неба, в результате зевка.

Без зевка голос будет звучать плоско.

Зевок вызывает свободное, несколько расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба (можно сравнить с ощущением зевоты, когда внутри в глубине полости рта, все как будто бы распахивается, раскрывается). Именно такое положение голосового аппарата является наиболее благоприятным для свободного, полнозвучного и непринужденного пения.

Гласные звуки составляют мелодическую основу речи, так как определяют высоту, интенсивность (силу) и протяжность звука. голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко.

Каждый звук характеризуется своим укладом языка, определенной степенью раскрытия рта и раствора губ. Все гласные формируются в зеве. В пении необходимо зафиксировать, сохранить положение гласной до конца ее звучания. Когда певцы пренебрегают этим правилом звукообразования, возникают фонетические искажения, звук переходит на горло, нарушается ритмическая структура музыки.

Все гласные надо уметь фиксировать кончиком твердого языка в основании нижних передних резцов.

Фиксация гласных находится в прямой зависимости с метрическими особенностями песни. Очень часто певцы не додерживают длительность гласной, спешат перейти на согласную. Существует прием пульсации, который способствует точному пропеванию длительности каждого звука.




Использование различных приёмов эстрадно - джазовой техники.

Драйв

Прием расщепления – «драйв» (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.) – возможно важнейший в арсенале рок-вокалиста. Правильно выполненный прием оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. С помощью специальных упражнений возможно достаточно быстро освоить данный прием. При хорошем развитии вокального аппарата и правильном исполнении упражнения не должны вызывать никаких болезненных ощущений, першения или усталости голоса. Нормальным является лишь легкое ощущение в области мягкого неба, ближе к носоглотке. Но не в коем случае не в области голосовых складок (внизу, в глубине горла). Это неудобство проходит уже через два-три дня, поскольку стенки носоглотки подстраиваются по данный звук и перестают перенапрягаться. При возникновении кашля или сильного першения упражнение необходимо прекратить и вернуться к занятиям на чистом звуке до достижения большей выносливости голосового аппарата.

Правильность освоения приёма проверяется тем, что звук можно долго тянуть без напряжения, не меняя тона и громкости; ровно, без дрожания. Напряжение и першение может возникать только на нёбной занавеске - там, где маленький язычок. Со временем оно проходит. Если же оно возникает где-то ещё - особенно если в глубине гортани, то нужно немедленно прекратить попытку и через некоторое время попробовать так, чтобы хрип возникал исключительно за счёт вибрации нёбной занавески. Ровность звука и отсутствие напряжения в гортани достигается правильной работой диафрагмы. Громкость - только правильной резонаторикой, никаких лишних усилий ни в какой месте не нужно.

Глухота звучания, если она необходима, достигается добавлением субтона.

Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.

Вибрато - один из основных приемов академической школы. Заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы.

Прекрасным украшением длинной ноты, в т.ч. окончания фразы, является вибрато. Некоторым голосам от природы свойственно равномерное красивое вибрато, но чаще всего, при наличии всех остальных критериев профессионального звука, вибрато отсутствует либо звучит неровно или слишком мелко. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой не подкрепленные диафрагмой движения кадыка, что затрудняет звукоизвлечение.

Для выработки красивого вибрато основную нагрузку следует перенести на диафрагму. Она будет выполнять роль регулятора скорости и амплитуды. Поскольку вибрато представляет собой колебание характеристик звука вокруг основного тона, то и движения диафрагмы будут представлять последовательные чередования напряжений и расслаблений слегка меняющих высоту, громкость и тембр основного звука.

В начале скорость чередований может быть незначительной, главное - добиться ровного техничного колебательного движения. Все показатели вибрато, в т.ч. скорость, вещи индивидуальные. Вокалист способен подобрать себе вибрато в соответствии со своей природой, вкусом и уровнем мастерства.

Но у приема вибрато есть и еще одна функция. Это артикуляция мелких длительностей в вокальных украшениях - опеваниях, колоратурах и мелизмах. Приведя в колебательное движение диафрагму, начните пропевать мелодическую линию колоратуры. В результате вы получите четкую музыкальную артикуляцию, т.е. хорошо слышимые отдельные ноты, нанизанные как бисер на ниточку кантилены, а не слепленные в бесформенные комки обрывки. При этом движения гортани становятся заметными лишь при большом высотном разносе между верхним и нижним звуком пассажа. Нередко встречающиеся при этом колебания нижней челюсти, возможны, но не обязательны. Это лишь меняет тембр и окраску гласной за счет изменения формы ротоглоточного рупора.

Фальцет - пение "без опоры". Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

Йодль.

Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O'Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.

С некоторых пор получил распространение т.н. "обратный йодль", заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на "опору". Примеры исполнения этого приема можно найти в песнях Linda Perry .

Штробас

Очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке практически не используется. Только у Britney Spears немножко - в "Oops, I did it again".

Мелизмы

Мелизмы - это различные приемы украшения основного звука вспомогательными.

В эстрадно-джазовом вокале используется большое количество различных красок и приемов. Можно не иметь большого голоса,но за счет владения техникой приемов можно стать мастером в своем жанре. Соблюдение в процессе работы определенных стадий и этапов,а также использование специальных приемов помогают развитию музыкально-творческого мышления исполнителя - это является одной из главных задач воспитания как музыкантов - профессионалов, так и любителей.

Глиссандо -медленное скольжение, плавное движение во всем диапазоне. Портаменто более свойственен вокальному исполнительству.