Этап формирования новых знаний и умений
На уроке изучения нового материала основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Это условие сокращает время следующих этапов урока. Подобные уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений. Однако усвоение знаний, умений, навыков на
данном уроке составляет не более 45%, так как обучающая цель урока является главной. Уроки открытия новых знаний реализуют не только образовательную (содержательную) цель (расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов), но и деятельностную: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Этап формирования новых знаний и умений – важный, ключевой момент урока. Данный этап требует большого умственного напряжения школьника: воспринимать новый материал, осознать его, зафиксировать главное и важное, увидеть взаимосвязь и логику между отдельными элементами знания, понять роль опыта или демонстраций и т.д.
В зависимости от методов, учащиеся могут привлекаться к самостоятельному поиску и решению творческих задач в процессе объяснения новых материалов.
Прежде всего, учитель определяет основные элементы знаний, которые надо усвоить учащемуся. Это факты, понятия, физические величины, законы и пр.Важно! На уроке объяснения нового материала их должно быть не более трех!!! Это первый методический шаг.
Для введения новых элементов знаний учитель использует демонстрационные опыты, математические выкладки, сравнения и аналогии, исторические справки и др. Для помощи ученикам отделить главное от второстепенного, увидеть взаимосвязь между главными элементами учебный материал должен быть четко структурирован. Второй методический шаг – разработка логики структуры учебного материала.
Третий методический шаг – разработка наглядного образа нового материала. Использование наглядных образов (демонстраций) позволяет сделать объяснение нового материала более наглядным и понятным. Восприятие нового учебного материала, сопровождающееся наглядными иллюстрациями, существенно повышает эффективность учебного процесса и способствует систематизации знания.
Третий этап –формирование умений и навыков – заключается в отработке и применении вновь полученных знаний и способов деятельности. На этом этапе учитель обсуждает изученный материал, работает с текстом учебника, решает качественные и вычислительные задачи, проводит кратковременные практические работы. Методы, приемы, средства обучения на этом этапе зависят от мастерства учителя.
Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого, например, для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. После это го обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником. Основной признак владения тем или иным умением — это способность ученика применять как материализованные, так и умственные действия, составляющие прием, в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач. Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность ученика самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами. Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений — это система познавательных задач и заданий. Познавательное задание — это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. Традиционно их делят на образные, логические и оценочные. Образное задание — это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими. Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активации абстрактно логического мышления. Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль. Познавательные задания логического плана очень близки познавательным задачам. Познавательная задача — это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом. Методисты их подчас отождествляют с творческими, поскольку задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся. Задачи прогнозы направлены на умение выстраивать причинно следственные связи и аргументированно обозначать конечный результат. Заданияальтернативы требуют аргументированного выбора. Задания дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе нескольких точек зрения. В заданиипротиворечии сталкиваются новые знания со старыми. В заданиях размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности. Упражнения — это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названия ми. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по за данному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию умений по истории. В современной школе они входят в комплекты рабочих тетрадей по всем курсам.
Приемы изучения фактического материала Функции устного слова учителя. Общие приемы изложения исторического материала. Приемы изложения фактического материала. Нетрадиционные приемы изучения истории. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала. Одним из приемов изложения фактического материала является повествование. В преподавании истории это рассказ об исторических событиях. В повествовании даются конкретные исторические характеристики времени, пространства, людей. Исторические факты учитель излагает в их своеобразии, что способствует развитию у учащихся представления о специфичности каждого исторического факта по сравнению с другими. Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка—кульминация—развязка. Такой рас сказ применяется при изложении наиболее крупных событий. Нетрадиционными формами сюжетного повествования являются персонификация и драматизация, применяемые в средних классах. Персонификацией называется форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. В ее основе придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках, диалогах и т.д. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества. При драматизации повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога раскрывается сущность типичного социального явления. Часто сами учащиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется все то, что выявлено при активном личном участии. В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит больше теоретических идей и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего при меняется для изложения явлений и процессов различных сторон жизни общества. Прием сочетается , как правило, с графической наглядностью. На уроках при изложении неглавных фактов учитель использует конспективное повествование и простое информативное со общение. Для приема конспективного повествования характерно простое, лишенное образности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основными фактами, для создания целостного представления о событиях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восстаний. Простое информативное сообщение применяют для перечисления фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики составляют календари событий. Описанием называется рассказ, излагающий существенные черты, детали, признаки или состояния. В нем есть объект, но нет сюжета. Описание бывает картинным и аналитическим. Картинным описанием называется прием устного изложения материала, когда в эмоционально художественной форме создаются образы тех или иных фактов, т.е. происходит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Этот вид описания применяется для воссоздания картин природы, быта людей, географической среды, а также типичных явлений культурной, общественной, хозяйственной жизни. Значительно отличается от картинного аналитическое описание — прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения. Этот прием в основном передает внешние признаки создаваемых целостных образов, показывает взаимодействие их существенных сторон, составных частей. Применяется он при описании орудий тру да, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов, а также при разъяснении устройства государства, его военной организации. Рассказ сочетается с меловыми рисунками, схемами и чертежами, с демонстрацией макетов и моделей, с применением кодоскопа. Образной называют характеристику типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабриканта, крестьянина и т.д. Наряду с образной характеристикой в обучении истории дается портретное описание, представляющее собой описание (характеристику) исторических личностей. Кроме нетрадиционных приемов — персонификации и драматизации — существуют и иные, основанные на прямой речи и на так называемом «эффекте присутствия». Близок к драматизации и персонификации прием интервью или письма от имени участников событий. Воображаемая экскурсия или заочное путешествие — прием, заключающийся в том, что ученики становятся как бы очевидцами исторических событий и знакомятся с людьми, жившими в ту или иную эпоху. В отличие от предыдущих приемов он включает широкое описание и повествование. Ролевая игра — прием и одновременно форма организации познавательной деятельности учащихся, она основана на прямом «участии» школьников в исторических событиях. Различаются ретроспективные игры — учащиеся получают роли участников исторических событий — и деловые игры — разыгрываются роли современников, изучающих историческое прошлое. Обучение приемам проходит в несколько последовательных этапов, как это отображено в схеме. Сначала дети описывают, повествуют по образцу о похожих событиях и явлениях, причем обязательно с опорой на наглядность. Затем, освоив приемы, они переносят их на не аналогичные ситуации (например, с Древнего Востока переходят к изучению Древней Греции). Перенос так же целесообразно осуществлять с опорой на наглядность. Лишь освоив перенос приемов на не аналогичные ситуации, ученики переходят к творческой деятельности. Они моделируют новые ситуации, осваивают новые нетрадиционные приемы, свободно владея описанием, повествованием, характеристикой. Толь ко в этом случае можно провести игры на уроке. Они включают элемент творческой деятельности.
К приемам устного изложения теоретического содержания учебного исторического материала относятся объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристика. Объяснение — один из распространенных приемов при изложении главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Понятия (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура) и причинно следственные связи (предпосылки феодальной раздробленности) учитель раскрывает при помощи приема объяснения. Этот прием помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. При объяснении проводится четкое отделение одного ряда умозаключений от другого, каждый из которых вытекает из анализа фактов. Детально раскрывается сущность исторических фактов, их связи, а также существенные черты исторических явлений. Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. При помощи него ученикам сообщается сущность изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде. Ученикам надо ее лишь понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников по иска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема. Другим приемом является прием рассуждения, применяемый при выявлении причинноследственных связей, существенных черт понятий. Этот прием позволяет показать ученикам ход рас суждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов. Учитель как бы ведет мысль учащихся за собой, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Он показывает, как решали ту или иную проблему ученые, как ее надо решать, но не дает готовых рецептов для ее решения. Рассуждение начинается и сопровождается постановкой вопросов, что позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель дает несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без затруднений осмысливают теоретическое содержание учебного материала. Рассуждение может не давать готового вывода. Вместе с приемами рассуждения и объяснения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации, текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, когда по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логические схемы, вычерчивают диаграммы и графики, сравнительно сопоставительные таблицы, про водят их комментирование. При изложении теоретического содержания учебного материала применяются сравнительные характеристики. Сравниваются формы государственной власти, типы хозяйств и многое другое. Начиная сравнение, следует выделить существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнить выделенные признаки, найти у них общее, особенное, единичное; в итоге — сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как текстовые сравнительные таблицы, учебные памятки. Совершенно иные задачи у приема обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия. Обобщая что либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явления, самое существенное в нем. Обобщающая характеристика применяется, когда закончено объяснение сложного исторического события и в обобщенном выводе надо подчеркнуть его сущность или вы явить существенные признаки и связи. Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, понятий сжато, в виде перечисления существенных связей и признаков. Например, закончив объяснять сложный материал, в обобщении учитель выделяет сущность события (прием индукции). Поскольку индуктивное изложение мало вносит в развитие познавательных возможностей учащихся, то при объяснении оно дополняется дедукцией и проблемным изложением фактов. Дедукция позволяет использовать содержание обобщающих характеристик в качестве теоретического знания. Таблицы — «синтетический образ» изучаемой темы, по меткому выражению методиста А.А.Вагина. Они могут быть сравнительными, обобщающими и тематическими: различия заключаются в графах. Схемы — это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи — взаимным расположением. Схемы бывают сущностными, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов, логическими, а также в виде графиков и диаграмм. Планы текстов различаются по своей сути. Стереотипный план помогает устанавливать общее; особенное и единичное в однотипных исторических явлениях. Смысловой план представ ляет собой жесткую последовательность, отражающую логику изложения материала. Простой информативный план применяется при изучении неглавного материала при конспективном его изложении. Картинный план помогает воссоздать картину исторического события и последовательно ее передать. План перечисление применяется при изучении существенных признаков понятий или главных фактов. Важным средством изучения теоретического материала является беседа (с ее помощью можно изучать любой материал). Повторительно обобщающая беседа призвана поднять на более высокий уровень изученный материал. Аналитическая беседа используется при изучении нового материала, выявлении его сущности и значения. Эвристическая беседа включает проблемные, творческие вопросы.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в ХVII в. Я.А.Коменский. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя предметную, изобразительную, условно графическую наглядность. Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими, сочными красками. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурноисторические и портреты. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А.Томби «Саламинский бой», М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д’Арк в Орлеан», Т.И.Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент. Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князявотчинника», «Вече в Новгороде». Культурноисторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы. Картиныпортреты помогают воссоздать образы исторических личностей. На уроке картины используются с различными целями: как исходный источник знаний или зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или с целью его закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложение содержания новой для учеников картины занимает центральное место на уроке. Одним из наглядных средств обучения истории является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура лег ко воспринимается. Карикатураиллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. Для образной характеристики личности используется портретная карикатура, а для целой эпохи или крупно го исторического явления — символическая. Большую роль играют рисунки мелом на доске. Они могут давать географические ориентиры, например рисунок Нильской долины и дельты. Рисунки могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.
Существуют методы преподнесения новой информации: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными.
Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала, что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода.
Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне "присутствовать на занятиях", а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться "без мысли в голове". Об этом же писал С.Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в "педагогический сон", т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний как таковыми, а их неумелым применением.
Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют Информационные технологии. Уникальные возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с главным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.
На этапе изучения нового материала компьютер представляет собой мультимедийный источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя.
1. Любая информация, представленная на компьютере воспринимается учениками с огромным интересом. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
2. Объяснение нового материала на компьютере происходит индивидуально для каждого ученика. При желании ученик может вернуться на несколько шагов назад и прослушать объяснение заново.
3. При чтении электронного учебника встречаются термины, понятия, выделенные цветом, так называемые гиперссылки. Гиперссылки - это прямая связь между различными частями информационного ресурса. Если ученик встретил незнакомое понятие, термин, теорему, то ему не нужно обращаться к справочнику или к дополнительной литературе, достаточно щёлкнуть кнопкой "мыши" на выделенном фрагменте. При этом происходит открытие того раздела учебника или справочника, в котором эти понятия даются более широко. Этот механизм является самым важным отличием электронных изданий от полиграфических.
4. Во многих электронных учебниках присутствует анимация (интерактивная модель) Она представляет собой картинку, которая "оживает" при нажатии на соответствующую кнопку мыши. Анимация позволяет более наглядно продемонстрировать теорему, понятие, свойство. Она даёт возможность ученику увидеть то, что без компьютера он мог только представить, вообразить.
Можно выделить два направления - самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ.
Самое поверхностное использование компьютера - иллюстративный материал. Экран освобождает не только от необходимости приносить множество книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая учителю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также применить “аудиоиллюстрацию" в тех объемах, которые ему удобны.
Компьютер помогает сделать лекцию более продуктивной и научить школьников навыкам конспектирования. Ведь обычно все записи на доске учитель вынужден выполнять в спешке (и, что немаловажно, пока он пишет на доске он не видит класс), а, кроме того, увы не все обладают каллиграфическим почерком. Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.
Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Есть в применении ИКТ и минусы. Наиболее существенный - заданность урока, необходимость следовать заранее выработанному плану или, если урок свернул в сторону, отказаться от подготовленного материала. Но это случается и с обычным уроком, когда в ходе урока учитель по тем или иным причинам вынужден перестраиваться. Второй недостаток применения характерен для всех новых технологий в начале их применения - очень большое время на подготовку к уроку.
Здесь могут помочь уже готовые компьютерные программы, число которых значительно увеличивается. Опыт же использование компьютерного курса позволяет сделать следующие выводы по методике проведения уроков. Во-первых, восприятие готового курса отличается в восприятии школьников от учительской презентации - они зачастую воспринимают сюжет на экране как “кино". Поэтому задача учителя побудить учеников к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно. Как это иногда не обидно, строить подачу нового материала только на просмотре программы (даже, если компьютерный урок хорошо разработан), как правило, нецелесообразно, потому что притупляется внимание. Естественно, можно применить методы активизации, которые позволят это внимание удержать.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства", программа “Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. Электронная книга “История России с древнейших времён” С.М. Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода “Слова о полку Игореве”, “Историю Петра" и “Историю Пугачёва” А.С. Пушкина.
Например, электронное издание "История России ХVII-XIX века", может стать полезным многим учителям. На этапе объяснения нового материала изобразительный ряд и рассказ учителя взаимно дополняют друг друга, способствуя усвоению знаний.
Как можно судить по публикациям в специализированных изданиях ("Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе" и др.) и беседам с учителями, именно данная форма работы получает сегодня наибольшее распространение, поэтому остановимся на ней более подробно.
В качестве примера рассмотрим сдвоенный урок по такой традиционно трудной теме как "Революционно-демократическое движение 1860-х - 1870-х гг." (8 класс).
Объяснение учителем нового материала | Изобразительная поддержка | Действия учащихся |
1. В конце 1840-х - начале 1850-х гг. самыми видными представителями революционно-демократического движения в России были А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Первоначально они придерживались западнических взглядов. Однако, уехав в эмиграцию, Герцен и Огарев разочаровались в западной действительности. Герцен выдвинул идею, что Россия сможет благодаря крестьянской общине прийти к социализму, минуя капитализм. | А.И. Герцен и Н.П. Огарев (фотография). | В процессе рассказа учитель задает детям вопросы о Герцене и Огареве (о которых они уже узнали на предыдущих занятиях), о западничестве и славянофильстве как течениях русской общественной мысли 1840-х гг. Теория Герцена о возможности России прийти к социализму через крестьянскую общину фиксируется в тетради. |
2. В Лондоне Герцен и Огарев создали Вольную русскую типографию. Газета "Колокол" и другие нелегальные революционные издания тайно провозились в Россию. | Первый номер газеты "Колокол". | Информация фиксируется в тетрадях. |
3. Россия потерпела поражение в Крымской войне. | Парижский конгресс 1856 г. | РебятавспоминаютранееизученныйматериалгодыКрымскойвойныпричиныипоследствияпораженияРоссииосновныелиберальныереформыхггусловияосвобождениякрестьяноткрепостнойзависимости |
4. После поражения в Крымской войне новый император Александр II приступил к реформам. Важнейшей из них стало освобождение крестьян. Ослаб цензурный гнет, оживилась общественная жизнь. | Освобождение крестьян (1861 г). |
5. Революционно настроенные деятели считали царские реформы недостаточными и грабительскими. Выразителем их настроений стал журнал "Современник", возглавляемый Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым и Н.А. Некрасовым. Была также создана подпольная организация "Земля и воля", которая вела работу по подготовке народа к восстанию. | Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов (портреты). | Учащиеся работают с разделом учебника, посвященным революционным демократам 1860-х гг., фиксируют основные положения их программы в тетрадях. |
6. Надежды революционеров на крестьянскую революцию не оправдались. Движение пошло на спад, многие революционеры, в том числе и Чернышевский, были арестованы и сосланы. "Земля и воля" самораспустилась. | "Под конвоем" (историческая картина). | Ученики размышляют над вопросом о том, почему не оправдались надежды революционных демократов на крестьянскую революцию (в качестве "затравки" для дискуссии можно привести известные слова Н.Г. Чернышевского "Русский народ - это нация рабов. Снизу доверху - все рабы"). |
7. В 1866 г. революционер Каракозов стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Он был приговорен к смертной казни и повешен, правительство усилило репрессии. | Д.В. Каракозов (портрет). Фрагмент художественного фильма "Роман императора" про неудачное покушение на Александра II. | Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях. |
8. К началу 1870-х гг. главным направлением общественного движения стало народничество. Народники считали своей целью освобождение народа и построение справедливого социалистического общества. Либеральные народники рассчитывали достичь этой цели мирным путем. Революционные народники мечтали о ниспровержении существующего строя. Главную движущую силу революции они видели в крестьянах. | Русский крестьянин. | Ученики фиксируют в тетрадях основные положения народнической программы, различия между революционными и либеральными народниками (в виде таблицы или схемы). |
9. В 1870-е гг. преобладающее значение имело революционное народничество, тремя основными идеологами которого являлись М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, возглавлявшие соответственно анархическое, пропагандистское и заговорщическое течение в революционном народничестве. | Портреты М.А. Бакунина, П.П. Лаврова, П.Н. Ткачева. | Работа по группам (с помощью учебника, разбившись на группы, учащиеся устанавливают особенности каждого течения). |
10. В 1874 г. народники предприняли "хождение в народ" - масштабную акцию по распространению революционных идей среди крестьян. Однако народ оказался невосприимчив к революционной пропаганде. Полиция провела массовые аресты. | "Арест пропагандиста" (художник И. Репин). | Факт фиксируется в тетрадях. Учащиеся комментируют картину, выявляют особенности действующих лиц, отвечают на вопросы, что постарался подчеркнуть художник, кому он сочувствует. |
11. Для пропаганды революционных идей среди народа в 1876 г. была создана организация под старым названием "Земля и воля". Однако результативность этой пропаганды продолжала оставаться невысокой. В народнической среде обострились споры. | "Вечеринка" (художник В.Е. Маковский) | Работа с изображением: ученики определяют социальное положение героев картины, предмет разговора. |
12. В 1878 г. революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, желая отомстить за применение телесного наказания к политическому заключенному (студенту Боголюбову). Эта история произвела большое впечатление на народников. Многие увидели в терроре средство революционной пропаганды и дестабилизации власти. | Портрет В.И. Засулич. | Факт фиксируется в тетрадях. |
13. В 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации - "Народная воля" и "Черный передел". Если чернопередельцы считали необходимым по-прежнему вести пропагандистскую работу, то народовольцы сделали ставку на террор. | Члены Исполнительного комитета "Народной Воли". | Учащиеся с помощью изображения и учебника фиксируют основные положения программы "Народной воли", год ее образования, лидеров, главные политические акции. |
14. Очень быстро народовольцы перешли от убийства отдельных чиновников к "охоте на царя". С.Н. Халтурин поступил на службу краснодеревщиком в Зимний дворец и устроил там большой взрыв. Царь уцелел благодаря случайности. | Портрет С.Н. Халтурина. | Факт фиксируется в тетрадях. |
15.1 марта 1881 г. покушение на царя увенчалось успехом (следует более или менее подробный рассказ о событиях этого дня). | Картина "Покушение на Александра II. Взрыв первой бомбы". Церковь Спаса-на-Крови, воздвигнутая на месте убийства Александра II. | Факт фиксируется в тетрадях. Работа с изображением: на что похож храм Спаса-на-крови, почему было выбрано именно такое архитектурное решение. |
16. После убийства Александра II народного восстания, вопреки ожиданиям народовольцев, не произошло. Начались репрессии. Четверо видных деятелей "Народной воли" (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов) и непосредственный исполнитель теракта Н.И. Рысаков были повешены. | В зале суда. | Факт фиксируется в тетрадях. |
17. Новый император Александр III отказался даже от ограниченных реформ своего отца. В общественном движении стали преобладать либералы и либеральные народники. | Портрет Александра III. | Ученики размышляют над вопросом об исторической роли революционных народников. |