Этапы и логический аппарат исследования
I. Диагностический этап
1. Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса.
2. Определяется и анализируется противоречие. Например: противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса у школьника и недостаточностью его развития учителями на практике.
3. Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса. Например: каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?
II. Прогностический этап
1. Определяется объект исследования, т.е. та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект — это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.п.).
2. Устанавливается предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект — процесс, а предмет — его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет — именно то, что исследуется. Например, объект исследования — процесс формирования познавательного интереса у школьников, предмет исследования — психолого-педагогические возможности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса при обучении математике.
3. Формулируется цель исследования — это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении биологии.
4. Выдвигается научная гипотеза — развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщенном виде исследование в уме. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположения не очевидно, его надо доказать. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формулируется по типу; «Если..., то...» или «Чем..., тем...».
5. Ставятся задачи исследования — это частные, сравнительно самостоятельные подцели деятельности, направленной к общей цели исследования, к проверке гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя из состояния науки, нужд практики к собственных возможностей. Их обычно 2 — 4.
6. Планируются методы и средства исследования — определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.
Ш. Организационный этап
1. Определяются сроки и база исследования, в том числе контрольные классы.
2. Составляет план экспериментальной работы:
— изучение литературы и документации по проблеме;— разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;
— сбор и обработка эмпирических данных;
— уточнение аппарата исследования (см. диагностический этап);
— организация экспериментального исследования: 1 — проведение констатирующего демонстрационного среза; 2 — осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 — изучение результатов деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов; 4 — проверка гипотезы контрольных констатирующим срезом; 5 — проведение отсроченного среза (при необходимости).
IV. Практический этап
1. Оформление теоретического материала по проблеме.
2. Проведение эксперимента и анализа полученных данных.
3. Корректировка методик и построчное проведение эксперимента.
4. Сбор дополнительных сведений (при необходимости).
V. Обобщающий этап
1. Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы.
2. Оформление демонстрационного материала (схем, таблиц)