ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ПОНЯТИЕ ОБ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ.
Урок должен быть пронизан творчеством И вместе с тем оставаться уроком С.И. Гессен
План: 1. Этапы подготовки учителя к уроку. 2. Планирование работы по русскому языку. 3. Понятие о технологической карте урока
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются: 1) руководство учебной работой учащихся (преподавание); 2) воспитательная работа.
Учебную работу школьников организует учитель-предметник. Воспитательной работой занимается учитель-предметник (на своих уроках) и классный руководитель (во внеучебное время). В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделила четыре взаимосвязанных компонента: 1. Гностический (деятельность учителя по изучению учащихся); 2. Конструктивный, или проектировочный. Конструктивная (проектировочная) деятельность педагога, в свою очередь, распадается на: а) конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); б) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся); в) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
3. Организаторский (система действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности); 4. Коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями). Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях – гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных.
Обучение – процесс двухсторонний: в нем участвуют учитель и ученик, их деятельность на уроке тесно взаимосвязана
Подготовка учителя к уроку включает два этапа: 1. Предварительная подготовка (разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года). 2. Непосредственная подготовка (т.е. подготовка к конкретному уроку, осуществляемая в течение учебного года).
3. проработка методи- ческих пособий по преподаваемому предмету
4.ознакомление с опытом работы лучших учителей и проанализировать опыт своих коллег;
1.тщательное изучение требований учебной программы и объяснительной записки к ней
5.критический анализ собственного опыта;
В предварительную подготовку к уроку входят:
2.внимательное озна-
комление со школь-
ными учебниками и
учебными пособиями
для учащихся
7.составление календарно- тематического плани- рования по учебному предмету в соответст- вии с учебной програм- мой и расписанием уроков
6. изучение школьной документации и личное знакомство учителя с составом учащихся тех классов, в которых предстоит преподавать;
На этапе непосредственной подготовки к уроку учитель:
1. определяет место урока в системе уроков по данной теме и в общей системе знаний, навыков, умений и деятельности по формированию научного мировоззрения, умственного развития школьников;
2. отбирает и прорабатывает к данному уроку необходимую литературу, просматривает внепрограммный материал по профилю учебного предмета
3. проверяет в действии технические и наглядные средства обучения и другое учебное оборудование.
4. учитывает и намечает межпредметные связи, чтобы связать знания по данному пре дмету с материалом по другим учебным предметам 6. продумывает и отраба- тывает голос, мимику, интонацию.
5.при подготовке к уроку языка учитель в плане записывает слова, словосочетания, предложения или делает ссылки на страницы книги,которой он будет пользоваться на уроке
6. продумывает и отраба- тывает голос, мимику, интонацию.
7.продумывает и составляет план урока.
Виды плана урока по степени детализации:
1. План-конспект – весьма подробный, детализированный план (фактически сценарий урока), включающий отдельные реплики учителя и даже предполагаемые ответы учащихся. Данная разновидность плана урока рекомендуется в двух случаях: а) начинающим учителям; б) учителям, дающим открытый урок.
2. Собственно план урока (выполняется в сжатой форме и составляет обычно 1–2 печатные страницы). 2. Формы плана урока: а) текстовый план; б) план урока в табличной форме (технологическая карта).
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии со стандартами.
Технологическая карта отвечает на вопросы: Какие операции необходимо выполнять. В какой последовательности выполняются операции. С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза). Сколько уходит времени на выполнение каждой операции. Результат выполнения каждой операции. Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Вне зависимости от вида и формы, план урока должен содержать следующую информацию: 1. номер урока по порядку, учебный предмет, класс; 2. тема урока; 3. цели и задачи урока; 4. тип урока; 5. оборудование; 6. ход урока (поэтапно); 7. домашнее задание.
Технологическая карта урока может иметь следующий вид:
Цели и задачи урока формулируются одним из трех способов: 1. «Триединая цель»: к каждому уроку формулируется три цели – образовательная, развивающая, воспитательная. 2. Современный способ: для каждого урока формируется одна цель (образовательная). Далее она конкретизируется в задачах. Обычно ставится от 2 до 4 задач. Среди них должна быть хотя бы одна развивающая задача и хотя бы одна воспитательная. 3. Способ И. Я. Лернера – М. Н. Скаткина. Заключается в том, что для каждого урока формулируется четыре цели в соответствии с четырьмя компонентами содержания образования. Первая цель связана с формированием у учащихся знаний, вторая – с формированием навыков и умений, третья – с формированием опыта творческой деятельности, четвертая – эмоционально-ценностных отношений
Основное требование: цели и задачи урока ставятся диагностически, т.е. через указание на предполагаемый результат. Поэтому стандартные формулировки образовательной цели (задачи) урока выглядят так: дать знание о… сформировать представление о… сформировать понятие о… познакомить учащихся с … сформировать (выработать) умение (навык)… закрепить умение (навык)… научить применять знания о… на практике и др. Развивающая цель (задача) начинается с глагола «развивать …». Далее указывается, что именно предполагается развивать: логическое мышление, творческое воображение, монологическую и диалогическую речь и т.д. Воспитательная цель начинается обычно со слова «воспитывать…». Далее указывается черта или качество личности, которое учитель считает целесообразным нужным воспитывать на данном уроке (например, патриотизм гордость за достижения отечественной науки и культуры, гражданственность, трудолюбие, бережливость и т.д.)
“… школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя”. Я.А.Коменский
Вопросы: 1.Какие этапы подготовки учителя к уроку вы знаете?. 2.Как планируется работа по русскому языку на уроке? 3.Расскажите о технологической карте урока.