СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этапы работы над чтением с листа"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение читать с листа, как и другое профессиональное умение вырабатывается согласно методическому от «простого к сложному». Хорошо сформированный навык чтения нот с листа способствует общему профессиональному росту обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«"Этапы работы над чтением с листа"»


Этапы работы над чтением с листа.

Работу над чтением с листа можно разделить на два этапа:

1)     начальный этап сводится к проигрыванию произведения от начала до конца, к общему ознакомлению обучающимся  с музыкальным произведением в целом;

2)     ко второму этапу относится более тщательное изучение всех деталей пьесы, работа над отдельными эпизодами, фразами, оборотами.

При изучении навыков чтения с листа нас, прежде всего, интересует первый этап работы, то есть общее ознакомление с музыкальным произведением. На начальном этапе разрешается делать некоторые отступления от авторского текста, не соблюдаются оттенки, трудные или непонятные места можно повторить. Однако такие отклонения правомерны и допустимы лишь тогда, когда они сделаны сознательно, в целях упрощения или облегчения исполнения, и совершенно недопустимы на последующих этапах ознакомления с произведением.

Второй ступенью в этом процессе является прочтение произведения от начала до конца без остановок. Темп может быть замедленным по отношению к авторскому, но игра должна быть непрерывной и близкой к оригиналу.

Последняя стадия проигрывания предполагает исполнение, по которому можно судить о музыкальном произведении в целом.

Систематическое чтение с листа поможет обучающимся преодолеть все предварительные этапы и сделать уже первичное исполнение близким к авторскому замыслу.

Способность видеть, прочитывать и запоминать нотный текст несколько ранее его исполнения существенно влияет на качество чтения нот с листа. Овладение этим навыком в конечном итоге дает возможность играть с листа без остановок, так как все встречающиеся особенности нотного текста заранее фиксируются нашим сознанием, а исполнительские средства приспосабливаются к ним. Степень охвата зрением нотной записи зависит от фактуры произведения, ее характера, сложности изложения материала, от музыкального предложения и от ряда других индивидуальных черт музыканта. И поэтому в одном случае исполнитель зрительно опережает свою игру на такт, два и более; в других случаях ему удается прочесть заранее только один аккорд или несколько звуков.

Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки. Для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа, прежде всего необходимы систематические знания. Практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении с листа дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются.

Чтением с листа следует заниматься самостоятельно в ежедневном порядке по 15-20 минут или под руководством педагога. При регулярном чтении с листа у исполнителей вырабатываются навыки читать музыкальное произведение, ориентируясь часто на его графический рисунок. Сущность этого заключается в том, что исполнители читают нотный текст не ноту за нотой, а следя за контуром движения мелодии. И если в начале обучения это распространяется на простейшие мелодические обороты с постепенным движением или на прочтение несложных аккордовых последовательностей, то в дальнейшем такие навыки способствуют прочтению и более сложных музыкальных оборотов.

Выбор репертуара для чтения нот с листа.

Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы, педагогу нужно суметь подобрать обширный репертуар, включающий - народные песни, классику, детскую музыку, популярную музыку. Как правило, для чтения с листа используются произведения на один класс ниже по уровню сложности. Однако для продвинутых учеников можно использовать произведения своего года обучения. Поскольку простейшая мелодия это основа музыкального воспитания, то репертуар по развитию навыков чтения с листа на начальной стадии обучения состоит из народных прибауток, считалочек, попевок, песенок, детских песен и песен для детей композиторов разных стран. Выбор такого репертуара В. Голованов в своей работе «Техника беглого чтения» объясняет с одной стороны тем, что песни являются простейшим элементом музыки. Интонационный материал, содержащийся в попевках, мелодические обороты народных песен являются своеобразным «строительным материалом» всей современной музыки. И юные музыканты должны осваивать эти «музыкальные кирпичики». Народно-песенный материал для начинающего музыканта более всего доступен для понимания. Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом необходимо расширять репертуар, разнообразить жанрово-стилевой подбор произведений для чтения с листа, обязательно добавляя образцы русской и зарубежной классики и других направлений. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский опыт и музыкальный кругозор ученика. Подбор обучающимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов от простого к сложному, от легких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т. д.

Большое внимание в работе с детьми следует уделить ансамблевому чтению с листа. На занятиях использовать нетрудные переложения классических произведений, музыку из мультфильмов, что развивает музыкальный кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа. Дети играют в ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Этот метод придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у обучающихся умение предельно концентрировать свое внимание.