Вокально-хоровая работа на уроке музыки включает в себя работу над дыханием, звуком, чистотой интонации, ансамблем, строем, дикцией, нюансировкой устранением певческих дефектов у детей и привитием навыков правильного голосообразования и звуковедения.
Просмотр содержимого документа
«"Этапы работы над песней на уроках музыки"»
Этапы работы над песней на уроке музыки
(методика разучивания песни):
I этап – Настрой на восприятие: эмоциональная фраза, вступительная беседа, беседа с детьми о песне, мини-рассказ, загадка, стихотворение, игра и др.
II этап – Художественное исполнение песни (показ). Требования к показу: музыкально грамотно, эмоционально, выразительно, дикционно четко, не заглушать звучание голоса инструментальным сопровождением, исполнять все куплеты песни.
Ш этап – Анализ песни (беседа о песне с детьми): разбор содержания песни; выявление основных образов, характера музыки; основных средств музыкальной выразительности; особенностей строения мелодии, лада, метроритма; звуковедения; непонятных слов.
IV этап – Настройка: (настрой на первый звук песни (фразы, предложения), ладовый настрой, настрой на тональное трезвучие (нотами, на слог, на гласную), вокальные распевки (нотами, на гласные, на слоги из материала песни, с закрытым ртом).
V этап – Разучивание по фразам (предложениям).
VI этап – Соединение выученного материала песни с аккомпанементом.
Работа над песней планируется на 2-3 уроках (зависит от сложности песни и месте её в общей структуре урока): на 1-м уроке – знакомство с песней, на 2-3-м уроке – продолжение разучивания и художественное исполнение песни.
Концертное исполнение следует планировать на обобщающем уроке.
Эффективность вокально-хоровой деятельности учителя музыки во многом зависит от владения разнообразными методами и приёмами работы.
Методы, приемы - это группа средств которые позволяют достичь проектируемого результата в уроке, т.е. реализовать его содержание, организовать деятельность учителя и учащихся. Основные методы при разучивании песни на уроке музыки в 1-м классе – наглядный (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный) и практический (игровой).
Вокально-хоровая работа на уроке музыки включает в себя работу над дыханием, звуком, чистотой интонации, ансамблем, строем, дикцией, нюансировкой устранением певческих дефектов у детей и привитием навыков правильного голосообразования и звуковедения.
Главное при разучивании песни – предупреждение ошибок. Не допускать неверного пения!
Опыт прошлого века, изложенный в книге «Методика школьного хорового пения» (1909) Д.И.Зарина – одного из талантливейших мастеров в истории музыкальной педагогики, дает основание сформулировать основные задачи первого этапа вокально-хоровой подготовки детей младшего школьного возраста и изложить их в следующей последовательности:
выработка точной и мягкой атаки звука;
умение удерживать один звук неизменным по высоте и силе голоса;
умение соединять по 2-3 звука без смазывания переходов между ними;
выравнивание гласных по тембру, что обеспечивается стабилизацией положения гортани при пении различных гласных сначала на одной ноте, а затем и при смене высоты тона;
овладение пением с различной нюансировкой.
Для этого используются специальные вокальные упражнения, которые рекомендуются выполнять, соблюдая следующие правила:
сначала медленно, затем скорее;
все упражнения исполняются на одном дыхании,
следить за правильным дыханием,
изображать графически направление мелодии,
исполнять одно и то же упражнение с различной динамикой: то тихо, то громко.