СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы становления и развития систем специального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы становления и развития систем специального образования

Просмотр содержимого документа
«Этапы становления и развития систем специального образования»

   Этапы становления и развития систем специального образования

Этапы становления и развития систем специального образования

Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.  Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились  хосписы и приюты  (в Византии – IV в., в Западной Римской империи – VII в.), в них иногда могли получать кров и пищу интересующие нас люди.

Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. 

  • Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками.
  • Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились  хосписы и приюты  (в Византии – IV в., в Западной Римской империи – VII в.), в них иногда могли получать кров и пищу интересующие нас люди.
Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям . В период с XII по XVIII вв. западноевропейские государства прошли путь от инициативы отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, до создания системы светских (частных и государственных) приютов и домов призрения. Культура Ренессанса (эпоха Возрождения, XIV – XVI вв.) и Реформация («великая церковная революция», вторая половина XIV - середина XVII в.) обеспечили резкое «потепление климата», в котором на грани выживания существовали на протяжении тысячелетий лица с физическими и умственными недостатками.  На новом витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить .

Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям .

  • В период с XII по XVIII вв. западноевропейские государства прошли путь от инициативы отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, до создания системы светских (частных и государственных) приютов и домов призрения. Культура Ренессанса (эпоха Возрождения, XIV – XVI вв.) и Реформация («великая церковная революция», вторая половина XIV - середина XVII в.) обеспечили резкое «потепление климата», в котором на грани выживания существовали на протяжении тысячелетий лица с физическими и умственными недостатками.
  • На новом витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить .
Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования.  Данный период охватывает на Западе временной отрезок с XVIII до начала XX в. и характеризуется кардинальным изменением отношения к аномальным детям, что обусловлено становлением и утверждением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, а также введением всеобщего обязательного начального обучения. Именно этот период эволюции отношения закономерно соотносится с началом (первым этапом) строительства национальных европейских систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Остальные дети с выраженными отклонениями в развитии находились под опекой церковной и светской благотворительности. Для России третий периодуникален тем, что был прерван двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества.

Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. 

  • Данный период охватывает на Западе временной отрезок с XVIII до начала XX в. и характеризуется кардинальным изменением отношения к аномальным детям, что обусловлено становлением и утверждением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, а также введением всеобщего обязательного начального обучения.
  • Именно этот период эволюции отношения закономерно соотносится с началом (первым этапом) строительства национальных европейских систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Остальные дети с выраженными отклонениями в развитии находились под опекой церковной и светской благотворительности.
  • Для России третий периодуникален тем, что был прерван двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества.

Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. 

  • Исследования показывают, что с начала ХХ столетия до 70-х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии.
  • Это время совершенствования и дифференциации национальных систем образования по вертикали и горизонтали, становления новых типов специальных школ и новых типов специального обучения, появления в дополнение к школам дошкольных и послешкольных образовательных учреждений и увеличения видов учебных заведений.
  • Начало этого периода в каждой стране определяется временем принятия и вступления в действие Закона о всеобщем обязательном начальном бесплатном образовании и следующих за ним актов об обязательном обучении детей с отклонениями в развитии.
Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции.   . Пятый период эволюции отношения закономерно соотносится с III этапом развития национальных систем специального образования. Началом пятого периода считается время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании: в Швеции – Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980); в Великобритании – Акты об образовании (1981-1995); в Нидерландах – Временный закон по специальному образованию и среднему  пециальному образованию (1985). Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми образовательными потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или интеграция

Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институализации» к интеграции.  

  • . Пятый период эволюции отношения закономерно соотносится с III этапом развития национальных систем специального образования.
  • Началом пятого периода считается время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании: в Швеции – Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980); в Великобритании – Акты об образовании (1981-1995); в Нидерландах – Временный закон по специальному образованию и среднему пециальному образованию (1985).
  • Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми образовательными потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или интеграция