I этап. Музыка – язык чувств
Чтобы понять музыкальную речь, ребенок должен пережить эмоции, понять содержание музыкального произведения. Слушая музыку, он учиться сопереживать тому, что выражено в пьесах и песнях; эстетические чувства толкают ребенка к осмысленному отрицанию злого, чудовищного и определение доброго, морального.
Музыкальные произведения должны быть доступными для восприятия ребенком определенного возраста. Особенно, для дошкольников важно, чтобы произведения отличались ярким выраженным определенным настроением.
Особенно чувствуют дети отличие в характере музыки двух контрастных произведений. Например, кружковцы легко сравнят веселую песню «Солнышко» О.Тиличеевой и грустную «Дождик» этого же автора; чувствуют отличие межу неспокойным, взволнованным настроением,
отображенным в «Грозе», и ласковым, нежным - в песне «Мама поет».
Важно объяснить детям, что разные природные явления могут вызвать у композитора определенные эмоции, которые он выражает в музыке. Скажем, композитор написал насколько произведений на тему «Осень». В одном из них характер заунывный, грустный; в другом – спокойный, лирический; в третьем - светлый жизнерадостный. Во время прослушивания произведений дети переживают гамму чувств, постепенно переходят от одного эмоционального настроения к другому.
II этап. О чем рассказывает музыка
Конечно, ребенок не только воспринимает эмоциональное содержание произведения, но и старается сравнить его с реальным жизненным явлением; интересуется, о чем именно рассказывает музыка. Внимание воспитанников обращается к ярким музыкальным образам, они начинают охватывать художественно-образную сущность музыки, сначала в наиболее простых ее воплощениях. Поэтому в начале второго этапа целесообразным является использование произведений, которые не имеют сложной структуры. Например, предлагаем прослушать детям пьесу Т.Попатенко «Медведь», что передает музыкальный портрет неповоротливого, ленивого медведя, который двигается тяжело.
Следующий этап – задания усложняются. В пьесе Ш.Решевского «Болтуньи» сравнение двух контрастных образов подводят детей к пониманию произведения, которая состоит из двух частей. Ярким произведением для прослушивания является пьеса «Лесная картинка» А.Караманова: хоть в музыке две темы, пьеса имеет три части, поскольку тема «детей на прогулке» звучит в первой и в третьей частях. Через некоторое время дети учатся сравнивать уже три музыкальных образа. Например, в пьесе И.Арсеева «Три медведя» одна мелодия (тема медведей) варьируется, каждый раз изображая новый образ: Медведя, Медведицы или Медвежонка.
К пониманию сюиты как музыкальной формы готовить детей необходимо постепенно.
Удачным музыкальным произведением для прослушивания детьми дошкольного возраста является пьеса Д. Кабалевского «Три подружки», где представлены три разные по характеру образа, три эпизода. Дети четко отличают музыку частей («Резвушка», «Плакса», «Злюка»). На основе такого образного восприятия они знакомятся с самим термином «сюита». Так постепенно в доступной форме дети получают представления о развитии музыкального образа.
III этап. Как рассказывает музыка
Композитор образным языком музыки выражает свое отношение к окружающему миру. Для этого использует мелодию, выразительные интонации, характерный ритм, гармонию. Важно знакомить ребенка с комплексом средств музыкальной выразительности, их связи с эмоциональным содержанием музыки.
У большинства произведений можно определить доминирующие способы, которые исполняют основную роль в создании музыкального образа, а другие элементы являются фоном. Обращая внимание ребенка на значения тех или иных музыкальных образов, педагог способствует постепенному пониманию у воспитанника музыкальной речи.
Следующим шагом в последовательном ознакомлении детей с с наиболее доступными способами выразительности: звуковысотными соотношениями, характерными музыкальными интонациями, ритмическими рисунками, сменами темпа, динамическими оттенками, тембровым колоритом.
Выразительность звуковысотных соотношений – интонаций, интервалов – предопределяют то, что с их помощью можно передать разнообразные жизненные явления. Например, В низком регистре равномерное движение звуков малой терции передает качание колыбели; повторяя интервалы большой секунды, мы имитируем напев гармошки; энергичные движения на септиму вверх и вниз - взлет качели.
Чтобы научить детей различать высоту звуков, желательно положиться на уже приобретенный ими опыт определения высокого и низкого регистров. Дети легко усваивают термины: «высокие», «низкие» звуки, «выше», «ниже». Например, тоненько, пискляво разговаривает мышка на высоких тонах и угрожающе отвечает ей кот - на низких в пьесе Ф.Рыбицкого «Кот и мышка».
Предложите детям упражнения на отличие звуков по высоте. Выбирайте песни-упражнения а такой последовательности: сначала с широкими интервалами – септима, секста, квинта («Качели», «Труба», «Луна» О.Толичеевой), потом с узкими интервалами – кварта, терция, секунда («Труба», «Колыбельная», «Гармошка» О.Толичеевой)
Когда дети уже хорошо распознают два звука по высоте, необходимо обратить их внимание на то, что одинаковые звуки могут повторяться (попевка «Барашки-крутороженьки»); можно сравнивать не только два (Попевка «Лисичка»), а и три звука («Бубенцы» О.Толичеевой). При этом целесообразно использовать иллюстрации, которые демонстрируют высоту звуков. Например, бубенцы, которые звучат высоко, расположены на рисунке выше, чем те, которые звучат ниже.
Для развития чувства лада используем упражнения для самостоятельного нахождения тоники. Во время пения звукоряда («Лесенка», «Высокая лесенка») дети сами находят устойчивый звук (тонику).
Развитие ритмического слуха связано с осмыслением и умением распознавать звуки за длительностью. То, что один звук может быть долгим, другой – коротким, ребенок усваивает за аналогией (например, долго и коротко гудит поезд).
Целесообразно подводить детей к пониманию длительности звуков на примерах, где есть четвертные и восьмые (П.Вейс «Шаг за шагом»). Мелодия должна быть четко оформленною. Упражнения выполняются без слов, а дети вслушиваясь в музыку, подпевают: «ти-ти» (восьмые) и «та» (четвертные), сопровождая пение движениями рук.
Можно использовать несложный дидактический материал: из картона вырезают небольшие карточки одной высоты, но разной ширины – узкие (восьмые) и широкие (четвертные). Используя карточки, дети складывают ритмические рисунки знакомых песен.
В комплексе способов, которые характеризуют музыкальные образы в их развитии, большую роль играют динамические и темповые оттенки.
Динамические оттенки воспринимаются детьми в сравнении контрастной силы звучания – тихо и громко. Осмысления значения динамики происходит на основе представления об явлении природы, действий человека (П.Вейс «Татьянка»). В некоторых примерах динамический контраст выступает как одна из особенностей общего характера звучания музыки (С.Майкапар «Бабочка», Р.Шуман «Марш»).
Кроме сравнения динамических оттенков, необходимо знакомить детей с эффектом постепенного усиления и ослабления звучания. Выразительность этих динамических оттенков ассоциируется, например, с приближением или удалением группы детей (К.Лоншаль-Друшкевичева «Шагающие негритята»). Важно, чтоб дети не только восприняли все эти оттенки, но и могли воспроизвести нюансы во время игры на барабанах или выражать свое понимание в создании собственных произведений.
Выразительность темповых оттенков эффективно осмысливается детьми в сравнении среднего и быстрого темпа или движения (И.Лосеев «Дедушка и внук», «В гостях»). Усвоив соотношение темпов в разных произведениях, мы приближаемся к таким понятиям, как «ускорение» и «замедление» на примере произведений «Поезд» или «Юла». Дети очень легко усваивают эти термины.
Следующий шаг - ознакомление еще с одной особенностью музыкальной речи – тембровой окраски звука. Тембровая окраска зависит от гармонических сочетаний, от способов звукоизображения.
Во время ознакомления со способами музыкальной выразительности целесообразно использовать «немузыкальные способы», роль которых выполняют слова и изображение, которые помогают детям перехватить те или иные эмоциональные настроения, выраженные в музыке.
Хотя воспроизведение на фортепиано разных тембровых качеств звучания как способов выразительности являются условным, все-таки дети хорошо отличают окраску голосов птиц, людей, звучание музыкальных инструментов («Петух и зозуля», «Папа и мам разговаривают», «балалайка и гармошка» И.Арсеева).
ВЫВОД
- Музыкальные произведения, которые отобраны для прослушивания детьми дошкольного и младшего школьного возраста, должны быть художественными, мелодичными; передавать чувства, настроения, мысли, которые являются доступными для детей данного возраста.
-Объем детского внимания ограниченный. Для прослушивания подбирают небольшие произведения с яркой мелодией, простой гармонией, понятной формой, умеренной силой звучания и не очень быстрым темпом.
- Громкое звучание утомляет детей, а очень быстрый темп мешает восприятию мелодии.
- В песнях, которые исполняют маленькие воспитанники, как правило, присутствует фортепианное вступление и окончание, что раскрывает содержание произведения и подводят детей к восприятию наиболее сложной инструментальной музыки.
- Необходимо заинтересовать детей до слушания музыки, которая исполняется, подготовить детей к восприятию, вызвать эмоции. Этому служи т вступительное слово, которое должно быть четким и понятным. Но главное – выразительное исполнение произведения.
- Постепенно у детей накапливается запас любимых произведений, закладываются начальные основы музыкального вкуса, который зависит от уровня художественности музыкальных произведений.
Целесообразно проводить слушание музыки на занятиях вокального кружка (20 -25 минут в неделю); анализировать музыкальные произведения в групповых занятиях, где дети обмениваются впечатлениями со сверстниками.
Путь к пониманию ребенком музыки идет от целостного его восприятия до осмысленности особенностей музыкальной речи, а потом снова к целостному восприятию, но уже на высшем уровне.
Рекомендованная литература
- Баренбойн Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л.: Советсткий композитор,1988.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1986.
- Милич Б.О. Фортепиано ДМШ 3 кл. – К.: Музыкальная Украина, 1993.
- Милич Б.О. Фортепиано ДМШ 2 кл. – К.: Музыкальная Украина, 1992.
- Метлов Н.А. Музыка- детям._ М.: Просвящение, 1985.
- Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: Музыка, 1989.
- Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная). – М., 1977.
- Ростовский О.Я. Педагогика музыкального восприятия – К., 1997.
- Шостакович Д. Знать и любить музыку. – М., 1958.
Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду. – К.: Музыкальная Ук