СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эти многоликие слова" (урок повторения в форме игры-сказки по теме "Лексика")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения в форме игры-сказки по теме "Лексика"

Просмотр содержимого документа
«"Эти многоликие слова" (урок повторения в форме игры-сказки по теме "Лексика")»

«Эти многоликие слова...»

Обобщающий урок по теме «Лексика»

в 5 классе





Тема: «Эти многоликие слова…»

Класс: 5

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» в форме игры-сказки

Технология: ИКТ, игровые, личностно ориентированное развивающее обучение, педагогика сотрудничества

Цель: Повторение и обобщение изученного материала по теме.

Задачи:

  1. образовательные: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Лексика», формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний

  2. развивающие: обогащение словарного запаса учащихся, развитие интереса к русскому языку, развитие творческих способностей и воображения учащихся в процессе работы с дидактическими заданиями

  3. воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, воспитание потребности пользоваться различными видами словарей.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска hitachi fx-77, презентация, толковые словари, конверты с жетонами.

Ход урока



I.Организационный момент.


II. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

- Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по стране Лексика, во время которого мы познакомились и с синонимами, и с антонимами, и с многозначными словами. (Учитель обращает внимание на газету, сделанную ребятами, «Путешествие по Лексике»). А на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали во время этого путешествия. Для этого мы с вами отправимся в сказку.


III. На экране (1 слайд) сказочный теремок:

В чистом поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответ на этот вопрос можно найти, угадав загадку: Не мед, а ко всему липнут (Слова).

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

  2. Для чего служат слова?


IV.Работа с текстом. (Слайд 2)

Это задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

Задание к тексту:

  1. Объясните выделенные орфограммы и пунктограммы.

  2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий. Определите лексическое значение слова «почта» и «почтальон» (на каждой парте лежат толковые словари). С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова. (Работа в парах)

Учитель:

- Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? Ба, да это всем известный знакомый почтальон Печкин! (Слайд 3) Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

V Выяснив значение слова «корреспонденция», класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по назначению. Что это за слова? (Синонимы). (Слайд 4)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый. (Слайд 5)



Задание №1. Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).

- Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». (Слайд 6)



Задание №2. Отредактируйте текст, используя синонимы. (Слайд 7)

Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз. Блестят железные крыши домов, блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. (При проверке задания используется интерактивная доска)

Учитель. Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один добрый, другой злой, один толстый, другой тонкий? (Антонимы) (Слайд 8)

Вскрыли конверт братья и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло. (Слайд 9)



Задание №3. Помогите братьям прочитать письмо.

Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…» (Слайд 10)

Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет вам угадать, кто там живёт.

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в середине.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

(Я. Козловский)

Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир». (Слайд 11)



Задание №4. Пользуясь словарём, определите значение слова «мир». Составьте предложения с этими омонимами.

- Давайте заглянем в журнал. Там много интересного.

Учитель читает отрывок из рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Задание. Найдите омонимы.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

­-Подумаешь, сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю!- сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

-Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

- Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян- ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.

- Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали. (Слайд 12)



Задание №5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? ( Средство создания юмора.)

Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,

                   А прежде, чем дальше подниматься,

                   Нужно физминуткой заняться.

VI Физкультминутка

   Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

   Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед глазами).

   Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

   Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук –             «дернули за гири»).

    Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

    Убежали мышки вон (бег на месте).

Учитель. А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова). Там идёт заседание Общества любителей образного слова. (Слайд 13) Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).

Что это за слова? ( Слова, использованные в переносном значении). Для них Печкин принёс бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его. (Слайд 14)



Задание №6. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А. Громов)

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста. (В. Левин).

Учитель: Для чего автор использует слова с переносным значением?

Задание №7. (Слайд 15) Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова (на выбор): горький, тяжёлый; холодный, злой; печальный, дышит. Работа в парах.

Ребята читают получившиеся словосочетания.

Учитель: Какие из составленных словосочетаний понравились больше всего? Почему?

Учитель. Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма жители теремка, пишите и вы жильцам теремка.

VI.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла зимушка-зима». Лексическое задание: использовать слова в переносном смысле, синонимы, антонимы. (Слайд 16)

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение Лексики. Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.

IX.Рефлексия.

Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке.

Учитель. А теперь, ребята, сами оцените свою работу на уроке. Для этого достаньте из конверта соответствующий жетон.

Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон.

Сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы – желтый жетон.

Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон.

Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – оранжевый жетон.

Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон.