СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этическая беседа с учащимися начальных классов на тему: «Воспитанность, такт, милосердие».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителям в проведение этической беседы с детьми младшего школьного возраста о воспитанности, такте и милосердии.

Просмотр содержимого документа
«Этическая беседа с учащимися начальных классов на тему: «Воспитанность, такт, милосердие».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Балезинская школа- интернат»




















Этическая беседа с учащимися начальных классов на тему: «Воспитанность, такт, милосердие».

















Выполнила: учитель

Семенова Надежда Анатольевна







с.Балезино, 2019 г.

-Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. Только что прозвучала мелодия песни "Услышать сердце человека". Там есть такие слова: "Услышать сердце человека возможно только в тишине..." Сегодня мы попытаемся понять, что это значит - услышать сердце человека и как можно услышать сердце человека.

-Как вы думаете, слова "Услышать сердце человека..." употребляются в прямом или переносном значении? Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое? Конечно же, эти слова имеют второе значение. Попробуйте объяснить значение этого выражения (Услышать сердце человека- значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает, понять его радость, боль.)

Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введем их в свой активный словарь и будем часто еще возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения- в добрые, красивые поступки. Итак, сегодня мы познакомимся с понятиями: воспитанность, такт, милосердие.

Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение- от раздражения, злости. Обижаясь на кого-либо, мы говорим: "Невоспитанный человек, некультурный человек." Восточная мудрость гласит: "Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе..." Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

Вы еще младшие школьники , но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивым, внимательным. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряженно работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Еще в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине...

А сейчас попробуем раскрыть понятие "воспитанный человек". Предлагаю вам прослушать стихотворение С.Я.Маршака "Четыре глаза".

Четыре глаза

Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.

Когда домой он их принес,
Внук оседлал очками нос
И заложил за ушки
Серебряные дужки.

Сквозь стекла Саша посмотрел
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло.

В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.

Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему. «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Два - такие, как у нас,
А другие про запас!»

Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!

Но мать утешила его:
- Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки.

А вы, ребята, не смеетесь над одноклассниками, которые вынуждены носить очки? Как вы считаете, это правильно? (Ответы детей).

Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Все это несовместимо с понятием "воспитанный человек". Вспомните, ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принес в школу новую интересную книгу, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать? Условие: книгу надо получить мирным путем, без драк, ссоры, слез. (Ролевой тренинг: нужно разыграть сценку, как это сделать.) Хотелось бы вам напомнить вам слова: "Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа". Как вы их понимаете? (Мое тело- моя территория, чужое тело- чужая территория, я не имею право вторгаться на чужую территорию.)

Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия. Пережитая обида, оскорбление делает человека замкнутым, недоверчивым. половина всех сердечных обид, болезней- результат грубости, хамства, равнодушия.

-Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в тех ситуациях, когда нас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Ответы детей.)

Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

- Какая из девочек вам больше понравилась? Почему?

Прекрасная песня и неуважительное отношение. Прекрасное и дурное - вещи несовместимые. Это почувствовала Лида, но не смогла почувствовать Оля.

-Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.) Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведешь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, о школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры не достаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливенько улыбаться и говорить "спасибо"? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и все- таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта. Что же такое "такт"? "Такт"- в переводе с греческого- легкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт- это внутренняя чуткость, это умение правильно вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это легкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости, внимания. Послушайте еще один рассказ В.А.Сухомлинского "Как на свете жить?"

У маленькой Кати большая радость- поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

-Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".

- Наш папа выздоровел,- сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Вопрос: " Почему заплакала Катя?"

Некоторые люди гордятся, что они всегда говорят правду. Но если подумать , это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. Тактичный человек:

- не хвастается;

- не выясняет отношений в присутствии посторонних;

- не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

- терпим к недостаткам и слабостям других людей;

- никогда не рассказывает другим чужих тайн;

- в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

- не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

Итак, такт - это чувство меры, сочувствия, чуткости, деликатности.

- А как вы понимаете слово "милосердие"? От каких слов оно образовалось? ( Милое сердце.) А что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадательное.) Медицинских сестер называли сестрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем - добрым, жалостливым, чутким.

Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике - детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила еще 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие! Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети - сироты, которым не так уж хорошо живется, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счет деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим лучше жилось. Есть и дома для престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершают предательство, они забывают о своем долге перед родителями, которые вырастили их. Быстро идет время, скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

- А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (Дети высказывают свое мнение.)

Послушайте рассказ.

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской борща сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом "спасибо". Мне было тогда 8 лет: "Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умерли наши малыши?" А тетя просто и спокойно сказала: "Ведь они же голодные". Это был первый в моей жизни урок милосердия.

- Вы в этом случае на чьей стороне? Тети или девочки?

Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость, бездушье, хамство: он сам такой. Но прежде чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.

Милосердие - понятие емкое, оно включает в себя: незлобивость, человеколюбие, благотворительность, сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.

Решите такую нравственную задачу:

Людям очень нужны ...

Очень мешают ...

Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верит, что он состоялся не зря. самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие - три кита, на которых держится "роскошь человеческого общения".

- Дети, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека?