КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска
Этический кодекс психолога
образовательного учреждения
Этический кодекс психолога является сводом правил, ориентирующих психологов в их профессиональной деятельности с учетом специфики образовательного учреждения.
|. Принцип уважения личности.
Принцип уважения личности означает, что психолог должен уважать права и достоинство должностных лиц и всех сотрудников организации.
1.Правило равных отношений. В своей профессиональной деятельности психолог не должен подвергать должностное лицо, работника дискриминации по признаку социальной принадлежности, полу, вероисповеданию, идеологии и любым другим признакам.
2.Правило не нанесения ущерба. Если деятельность психолога вступает в противоречие с этическими нормами, он должен действовать так, чтобы не причинить вреда должностному лицу, работнику.
3.Правило отказа от психологического вмешательства. Психолог должен отказаться от профессионального вмешательства, если он считает, что его действия могут нанести вред должностному лицу или работнику.
||. Принцип профессиональной компетентности.
Принцип профессиональной компетентности означает использование психологом приобретенных знаний и умений, обеспечивающих качественное выполнение его обязанностей.
1.Правило научности применяемых методов. Психолог должен применять методы, получившие научное признание и не зависящие от его личных пристрастий и увлечений.
2.Правило взаимодействия психолога с заказчиком. Психолог обязан уведомить заказчика (должностное лицо или работника) о пределах своей компетентности и возможностях при решении конкретного вопроса. Психолог должен решать только те задачи, которые соответствуют его квалификации и реальным возможностям.
3.Правило взаимодействия психолога с обследуемым. Психолог в своей работе должен быть беспристрастным, то есть не проявлять личных симпатий и антипатий к обследуемому. В доступной форме он информирует обследуемого о целях обследования и праве ознакомиться с результатами.
4.Правило взаимодействия психолога с другими специалистами. Психолог должен обращаться к другим специалистам за помощью или консультацией, если обследование, по мнению психолога, требует этого.
5.Правило повышения профессиональной квалификации. Психолог должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, овладевать современными научными методами работы.
|||. Принцип конфиденциальности.
Принцип конфиденциальности означает, что материал, полученный психологом во время обследования, не подлежит сознательному или случайному разглашению.
1.Правило хранения психологической информации. Информация психологического содержания должна храниться таким образом, чтобы было исключено ее неконтролируемое распространение и использование.
2.Правило использования психологической информации. Психологические сведения об обследуемом должностном лице или работнике не должны подлежать открытому обсуждению или передаче кому-либо за исключением заранее оговоренных случаев.
3.Правило ограничения разглашения информации личного характера. При осуществлении психологического вмешательства по просьбе должностного лица или работника полученная информация о нем может быть сообщена третьему лицу только по разрешению самого должностного лица или работника и в определенных им пределах.
|V. Принцип ответственности.
Принцип ответственности означает, что деятельность психолога должна соответствовать его профессиональной компетентности.
1.Правило ответственности за профессиональное бездействие. Психолог несет профессионально-этическую ответственность за неоказание помощи должностному лицу или работнику.
2.Правило предотвращения необоснованных ожиданий. Психолог должен соблюдать осторожность, чтобы не вызывать у должностного лица или работника необоснованных ожиданий эффективности психологической работы, достигнуть которых по разным причинам психолог не сможет.
3.Правило не вовлечения в профессионально неопределенную ситуацию. Психолог не должен позволять вовлекать себя в ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или дискредитированы.
V. Принцип профессиональной независимости.
Деятельность психолога основывается на принципе профессиональной независимости от служебной соподчиненности и личных убеждений.
1.Правило пересмотра результатов психологического обследования. Пересмотреть результаты психологического обследования психолога вправе только экспертная комиссия, состоящая из нескольких высококвалифицированных специалистов-психологов и наделенная соответствующими полномочиями.
2.Правило служебной соподчиненности. Служебная соподчиненность не должна влиять на конечный результат профессиональных заключений психолога.
Подготовила педагог – психолог Л.А. Жабина