Министерство науки и образования РФ
ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет
им. К.Л. Хетагурова»
Кафедра социально – гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ
Выполнил (а):
Аспирантка 1-го года обучения
Тебоева Аида Коминтерновна
Проверил:
___________________________
Владикавказ 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………..........3
Раздел 1. Генная инженерия как этическая проблема…………………………4
Понятие биоэтики………………………………………………………….4
Общественное мнение об этике генной инженерии……………………..6
Проблема биоэтики с точки зрения биологов……………………………8
Раздел 2. Этические проблемы применения генно-инженерных технологий.10
2.1 История возникновения генной инженерии……………………………...10
2.2 Этические вопросы рекомбинации генетического материала………….11
2.3 Возможность использования генно-инженерных технологий с позиции медицинской этики……………………………………………………………..13
Выводы…………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………18
Введение
В современном мире одно из самых перспективных направлений науки является биология, а в частности, генетика. Именно ей открываются захватывающие возможности дальнейшего развития человечества в целом. Так как она затрагивает ключевые аспекты жизнедеятельности общества, ставя под сомнение вопросы нравственно-этических норм современного мира.
Особенностью генетического исследования в наши дни является практическая направленность, позволяющая использовать результаты научных изысканий на деле. Сегодня генетика тесно связанна с морально-этической сферой именно из-за развития глубокой социализации задач биотехнологического исследования. Любая технология, в том числе генная инженерия – это возможность использования знаний на практике с целью производства предметов потребления, а так же изменения, усовершенствования, контролирования условий жизни и окружающей среды.
Тем самым, целью реферата является ознакомление с точками зрения различных авторов, анализ возникающих противоречий в области этики биотехнологий. Предметом данной работы является проблема биоэтики генной инженерии с позиции философии.
Среди заданий, поставленных в процессе формирования реферата, работа с определениями «биоэтика», «генная инженерия», «биотехнология». А так же краткое введение в историю возникновения вопроса проблемы о нравственно-этической стороне генной инженерии, определение возможных путей и вариантов рассмотрения и решения спорных аспектов, касающихся поставленной темы.
Раздел 1. Генная инженерия как этическая проблема
Понятие биоэтики
Колоссальные успехи современной биотехнологии, которые возникли во второй половине ХХ столетия, породили множество нравственно-этических вопросов. Новейшие технологические возможности человека, используемые в методах клонирования, Нуждаются в новой оценке общества в плане отношения к человеку как биосоциальной и культурной ценности. Появляется проблема морального ценза, которая позволяет или запрещает определенные вмешательства в человеческое биологическое начало. Вообще, формирование живой материи методами новейшей биотехнологии, в частности генной инженерией, порождает вопрос этического и мировоззренческого характера.
Биоэтика как «наука выживания» и «новая мудрость» объединяет по Поттеру, биологические знания и общечеловеческие ценности. По мере активного применения современных биомедицинских технологий увеличивается и количество этических вопросов. Сохранение и поддержание биологического разнообразия живых организмов из всех сред обитания, экологических комплексов, кооперирует средства биологической безопасности как системы мер «по обеспечению безопасного создания, использования и трасграничного перемещения живых измененных биосистем, являющихся результатом биотехнологии», занимает в современной биоэтике ведущую роль.
Основные направления биоэтики – медицинское, экологическое, сельскохозяйственное и т.д. – предметно сформировались в ходе ее развития.
В современной биоэтике наиболее конкретно, в теоретическом плане, рассмотрены два основных направления – медицинская и экологическая биоэтика. Медицинская биоэтика на прямую связана с экспериментами и с использованием инновационных технологий на человеке и животных, таких как: клонирование, эвтаназия, трасплантология и др. Чаще всего, именно эти направления включают в себя, также, и рассмотрение этических аспектов развития и использования биотехнологий, которые значительно расширяют рамки традиционной медицинской практики.
Биоэтические вопросы, которые находятся под престольным вниманием философов, ученых и естествоведов, связаны с достижениями современной генетики. Так как она способна корректировать некоторые генетические дефекты, управлять процессами репродукции. Человечество имеет единственный самовоспроизводящий ресурс – биологический. Все другие могут быть исчерпаны. Именно поэтому основные направления в науке на будущее начинают смещаться в сторону наук о жизни. Человек пытается контролировать производство биологических ресурсов, раскрыть механизмы метаболизма клетки, фотосинтеза и многое др. Это имеет непосредственное отношение к решению приоритетных вопросов, а именно проблем увеличения пищевых ресурсов планеты, экологической безопасности, здоровья человека.
Общественное мнение об аспектах этики генной инженерии.
После того, как С.Коэн и Г.Бойер в 1973 году описали методику встраивания чужеродной ДНК, начались активные обсуждения по поводу безопасности этого нового похода возможных последствий его применения.
Биологические технологии коснулись и религиозной этики, появились выражения: «заигрывание с Богом», «манипулирование с жизнью», «творимая человеком эволюция». Метод стал подвергаться осуждению, так как противоречил религиозному взгляду на жизнь, как дар Божий, которую нельзя трактовать как синтетический продукт, подвергать генетическим изменениям в целях получения экономической выгоды. Союз церквей в 2003 году призвал «запретить генетические исследования в целях выбора пола ребенка или в других вариантах непроизвольной социальной инженерии; предостерегает против использования биотехнологии как средства дискриминации в сфере занятости, например, медицинского обслуживания, страхования и образования».
Биотехнологии влияют на главные этические ценности нашего общества.
Например, такая ценность как свобода воли – один из самых важных этических принципов современности. Свобода человека с внедрением инновационных биотехнологий возрастает, потому как они дают право выбора там, где до этого действовал биологический фатализм. Но биологические открытия и технологии внедряются в самую разнообразную и иррациональную структуру общества – человека и человеческие отношения, что должно особенно тщательно нуждаться в искусственной корректировке по средствам этических норм.
Сегодня понятие «биоэтика» понимается по-разному. С одной стороны, как философия жизни и смерти, с другой – как медицинская этика. С третей стороны – в значении, которое придавал биоэтике В.Р.Поттер (наука выживания, объединяющая биологические знания и общечеловеческие ценности). С четвертой стороны – как общественное движение, следствием которого явилось создание этических комитетов.
В более широком аспекте биоэтика направлена на новые результаты современной биологической науки при реализации морально-нравственных проблем, возникающих в ходе научных изысканий.
В каждодневной рутине человеческих взаимосвязей традиционная нравственность еще не исчезла с горизонта заполненного технологическими решениями. Но процесс техноэволюционного прогресса протекает быстрее, чем процесс моральной эволюции. В обществе возникнуть может своеобразный коллапс на нормативной основе, ведь насильственное ускорение развития этических норм не возможно.
Основной вопрос 21 века – вопрос выживания. Масштабные проблемы возникли в результате антропогенного воздействия. В тех условиях, когда акцент ставится на науку и на развитие новых технологий, человек трансформируется в средство второстепенных целей. «В результате, – как заметил Ницше, – умер Бог». «Но и человек не стал Богом» – добавил Достоевский. Более того, человек теряет свою сущность, превращаясь в общественного функционера или биоробота. Об этом затянувшемся нравственном коллапсе свидетельствует множество философских изысканий, пытающихся дать объяснение сложившейся ситуации.
Фундаментальные основы биоэтики – это дискретность индивида, свобода воли и выбора, информированное согласие. Они не просто несут на себе отпечаток основ либерализма, но являются их проявлением в непосредственной области морально-этических решений и действий.
Предполагается на месте этических понятий справедливости и свободы ставить понятие ответственности. Классическая концепция ответственности кажется достаточно ясной: субъект действия, поступка, несет ответственность перед обществом и его последствиями. Субъект должен быть в состоянии предвидеть последствия своих поступков, а это возможно лишь при его полной свободе и автономности. Но вот эта техногенная цивилизация, где субъект – участник группы, лишь какая-то ее функциональная часть. Здесь прежняя ярость отсутствует. Неклассическая концепция ответственности рассматривает человека в мире полного риска, неопределенности, случайностей, участием в общих делах. Очень трудно выделить ответственность отдельного человека. Но отказываться от ответственности – равносильно подписанию приговора всему обществу. Налицо проблемная ситуация. Новые открытия в области биотехнологии порождают массу надежд и устремлений, но могут в то же время создавать разнообразные нравственные разногласия. Все это определяет индивидуальную ответственность и этничность любого ученого и особенно биолога.
Проблема биоэтики с точки зрения биологов
Что значит для биолога 21 века потребность соблюдать моральный кодекс. На каких основных ценностях должна формироваться биоэтика? Ни одна аксиологическая теория не может объяснить какие именно ценности должны быть признанны в качестве приоритетных. Нельзя раз и навсегда дать определение, что такое Добро и Зло. Должны ли мы относиться к этике как к порядку оптимальных решений? При таком подходе этика – это общественный минимум, без которого существование социума невозможно. Но тогда ценности понимаются сугубо инструментально. Нет цели – нет ценностей. Чем яснее определена цель, тем более точно можно определяется ценность в рамках конкретной системы. А система эта определяется потребностью. Л. Фейербах писал; «Существование без потребностей есть бесполезное существование. Что вообще лишено потребностей, то и не имеет потребностей в существовании». Реальное, практическое основание морали – это потребность в общественном признании. Но такой вариант не дает ответов на конкретные вопросы жизни, потому что единственная дискретная ценность, выводимая из него – ценность существования человечества. Этика человека также обладает подобным рациональным зерном, но оно не соответствует видовому стереотипу поведения, так как нет единого для всех людей стереотипа поведения. Человек в социуме обладает избирательной гибкостью поведения, безграничным по структуре «потенциалом реагирования». Люди в обществах располагают таким разнообразным комплексом реакций на одномоментные ситуации, которые могут в случае необходимости проявлять контролируемое управление определенным моментом.
Как добиться согласия при выполнении жизненно-важных вопросов для людей и их культур, радикально по-разному считающих, что есть Добро и Зло? Многие из нас предпочли бы видеть мирное решение в этом вопросе, приводимое в жизнь внутренним моральным кодексом каждого человека. Но вопрос о современных дискретных культурных ценностях, приходящих на место старых, которые отодвигаются под влиянием науки биологии остается открытым.
Раздел 2. Этические проблемы использования генно-инженерных технологий
2.1.История возникновения генной инженерии.
Начало 80-х годов 20 столетия термин «генная инженерия» был малоизвестен за пределами исследовательских лабораторий. Но на сегодняшний день общественное мнение имеет полярные позиции: одни сторонники генетических манипуляций, другие противники, призывающие не только к осторожности в выборе этих методов, способных радикально поменять жизнь человека с большими последствиями, чем иные научные и технологические эксперименты, но даже запретить некоторые стороны генетических исследований.
Собранные современной практической генетикой данные дают возможность утверждать, что в результате формирования и саморазвития живой материи возникли генетические информационные структуры. Генетическая информация, зашифрованная на биополимерных макромолекулах – ДНК и РНК, возникла на молодой Земле миллиарды лет назад, легла в основу формирования живых существ, обеспечила их изменчивость и эволюционный процесс жизни, заселив им планету и сформировав из них биосферу. Генетическая информация диктует организмам, как выжить, расти, размножаться. Генная же инженерия внедряется в этот процесс, вычленяя гены от одного вида организмов и внедряя их в другие, наделяя их тем самым несвойственные им способностями. Само явление генной инженерии, возникшее по воле человека, определяется различными терминами «генетическая манипуляция», «генетическая модификация», «технология рекомбинантной ДНК» и даже «современная биотехнология». Наиболее употребляемый на сегодня термин «генная инженерия», означающий современную методику создания живых организмов с новой генетической основой. Начало генной инженерии было положено открытием искусственного оплодотворения. Далее генная инженерия развивалась от расшифровки (Уотсоном и Кригом) до первых клонированных организмов.
2.2.Этические вопросы модификаций генетического материала.
Природа – единственная взаимосвязанная саморегулирующаяся система. Для ее функционирования нужны разнообразные виды и формы жизни. Биологическое разнообразие является условием стабильности, устойчивости и гармоничности.
Создав универсальные физиологические человеческие формы жизни невозможно быть уверенным, что и их духовность также будет совершенной. Таким образом, возникает большое количество вопросов в связи с биоэтическим взглядом на будущее человека. Огромные возможности генной инженерии сформировали представление о том, что на ее базе можно решить социальные проблемы. Если основываться на мысли о главенствующей роли новейших технологий в современном обществе, представления о том, что на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей важнейшее влияние оказывают гены, большее чем окружающий социум, то можно сделать вывод, что биотехнологии играют не последнюю контролирующую роль в системе поведения человека. Следовательно, проблемы биоэтики уходят далеко за рамки науки – в сферу социально - культурных и мировоззренческих вопросов.
Проблема генетического конструирования означает выбор между двумя противоположными возможностями хранения информации жизни. Первая – биологическое совершенствование человеческого генотипа. При этом могут произойти такие изменения, которые повлияют на личностную особенность человека. Вторая – «невмешательство» : то есть сохранение человеческой личности и индивидуальности, не стремясь целенаправленно изменять биологическую составляющую. Сравнение этих путей – это сравнение их ценностных ориентаций. С одной стороны , путь генной реконструкции человеческой биологической основы укладывается в желание ученых помочь человечеству. С другой стороны, основным является то направление, которое несет меньше всего зла для человека.
Этические проблемы возникают на базе того, что биологические технологии не имеют границ для решения исследовательских задач, использую всевозможные манипуляции. Так, например, геном животных, особенно свиней и мышей, очень схож с геномом человека. В генетике в современное время появился такой вопрос – можно ли внедрять гены животных в ДНК человека? Но комбинируя гены ученый не может быть полностью уверен в результате генетических манипуляций и их контролировать. Человеку необходимо признать свою конечность в познании, владении обстоятельствами и достижении целей, а так же способности предугадать всевозможные результаты исхода эксперимента.
Независимо от своей биологической составляющей, каждый человек является личностью. Понятно, что такое представление о человеке, как о простом результате построений генетических структур является очень упрощенным и игнорирует социальную сущность человека. Такой примитивный подход может иметь массу печальных последствий. Негативный опыт человеческого общества, вызванный использованием современных технологий в антигуманных целях, стимулирует формирование нравственно-этических норм современной цивилизации. Не удивительно, что после того, как была клонирована овечка Долли, британское правительство запретило клонирование, опираясь на аргументацию положения о риске изменения генетической информации человека, в результате чего он может потерять свою индивидуальность. Клонирование людей остается, с точки зрения официального Лондона (как и других столиц большой восьмерки, в т.ч. Москвы), за пределами научной и бытовой этики.
2.3 Возможность использования генно-инженерных технологий с позиций медицинской биоэтики
На сегодняшний день, очевидно, что генная инженерия и биотехнологии обладают огромными средствами и возможностями воздействия на человека и социум. Однако современные варианты развития этих методов оказываются двойственными. Беря во внимание научные и экономические перспективы генной инженерии, необходимо отметить ее возможную угрозу для человека и общества, особенно те опасности, которые могут появиться при дальнейшем внедрении человеческого разума в естественные силы природы. Поэтому с точки зрения биомедицинской этики следует задать вопрос: всегда ли в области генной технологии можно делать то, что хочется сделать? Речь идет не о том, чтобы сказать «да» или «нет» генной технологии, а чтобы осветить положительные и отрицательные стороны проблемы.
Генная инженерия – это не панацея, а особый метод, который может быть использован в биологических разработках клеточной биологии, генетикечеловека и с помощью которого можно углубиться в дальнейшее изучение тайн мироздания. Понимание жизненных процессов на молекулярном уровне позволит в будущем улучшить основы генетической наследственности человека, победить многие болезни. Продуктивность и результативность новых технологий зависит от времени появления новых знаний, но виды и объем ее использования должны устанавливаться в ходе научных и общественных обсуждений, которые уже выявили две основные позиции: первая, более слабая – скептическая оценка генной инженерии, другая, более сильная – оптимистическая.
Увеличение знаний о биотических взаимосвязях и растущая возможность управлять процессами жизнедеятельности не должны привести к чрезмерному потреблению. Речь идет о том, что создание новой жизни по средствам генной инженерии может стать злом, потому как эта жизнь становится не только средством, но и начинает функционировать уже сама по себе и сама себя воспроизводить.
Новое биологическое знание открывает большое количество возможностей генетического управления над индивидом. Каждый человек несет в себе немало «дефективных» генов. Знание о виде и размере этого балласта может вести к социальной и профессиональной дискриминации, а также к тяжелым психическим переживаниям.
Какие нравственные выводы следуют из этих положений? Что же такого может генная технология, что требует социальной этической регуляции? Очевидно, что уже сегодня генная технология и биотехнологии могут вмешиваться в судьбу человека.
Ведь если все, что удается генной инженерии процвести с микроорганизмами и отдельными клетками реально сделать с человеком, то есть: это направленное изменение структуры молекулы ДНК идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование); создание химер (человек – животное) из генетического материала разных видов. Человек становится объектом генной технологии. При этом некоторые ученые считают, что их деятельность ни в чем не должна быть ограничена. Однако если перестройка генома взрослого человека по медицинским показаниям или по его желанию полностью приемлема в этическом отношении, то совершенно другая ситуация возникает при изменении генома клеток зародыша, так как: эта деятельность может быть квалифицирована как проведение исследований на еще не рожденных индивидах, что само по себе аморально; если плохо сконструированная машина может быть разобрана, то аналогичное действие в случае неудачно завершившегося эксперимента с геномом человека уже невозможно; если допущенные при конструировании машины просчеты ограничиваются единичным объектом, то ошибочно сконструированный геном способен к репродукции (передаче потомству); уровень взаимодействия чужеродных генов с геномом реципиента в целом все еще изучен недостаточно, и перестройка геном клеток зародыша может привести к возникновению непредвиденных последствий.
Поэтому научное «любопытство» любой ценой крайне опасно, оно трудно совместимо с гуманистической природы этики. Следует контролировать научные знания и интересы, а этический контроль над биотехнологией должен быть открытым и междисциплинарным.
Мы должны помнить о том, что новые сконструированные организмы, например, генетически модифицированные продукты, попавшие в нашу среду обитания, будут принципиально отличаться от тех вредных веществ, угрожающих человеку и природе, действие которых изучено и может быть ограничено. Новые будут намного опаснее. Поэтому надо ответственно отнестись к возможности генетики в будущем синтезировать неизвестные ранее гены и встраивать их в уже существующие организмы.
Таким образом, генно-инженерные исследования к началу XXI века все больше затрагивают интересы общества, а этические проблемы становятся важным компонентом научной деятельности биологов и медиков. Сейчас мировая общественность и ученые активно дискутируют вопрос о полезности и вредности достижений генной инженерии. Все больше ученых склоняются к мысли, что исследования в этом направлении следует продолжать, однако главной целью их должно быть не улучшение природы человека, а лечение болезней. Во «Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека» записано: «Цель прикладного использования результатов научных исследований по геному человека, в том числе в области биологии, генетики и медицины, должна заключаться в уменьшении страданий людей и в улучшении состояния здоровья отдельного человека и всех людей».
Выводы
За последние десятилетия наука продвинулась в своих изысканиях так далеко, что иногда кажется, что это развитие в конечном счете сделает человека «венцом творения», либо погубит его. Это касается большинства ветвей науки и технологии, в особенности биологии и медицины. После открытия ДНК возникло множество отраслей: генная инженерия, клеточная инженерия, биосинтез различных биологически активных веществ и т.д. – даже этот небольшой список делает нашу жизнь насыщеннее, но при этом возникает много вопросов и противоречий. Генная инженерия и биотехнологии развиваются интенсивнее всего остального. Ведь именно благодаря вышеперечисленному человечество решило и может решить много жизненно важных проблем: рак, ВИЧ, нехватка нужных веществ, новые лекарства (инсулин, интерферон, заменители крови). Именно с помощью генной инженерии и манипуляциям с генетическим материалом появилась возможность производить генетически модифицированные (ГМ) сельскохозяйственные культуры, которые дают больший урожай, быстрее зреют и дольше хранятся. Именно благодаря генной инженерии человечество может быть обеспечено антибиотиками и другими биопрепаратами. С другой стороны это является нарушением границ природы. В этой области каждая ошибка может стать непоправимой – потеря человеком контроля над распространением искусственных, неприродных, чужих генов, что фактически станет катастрофой, изменением жизни, а вместе с тем и эволюции живого в целом.
Лично я считаю, что благодаря генной инженерии человечество способно выжить. И повторюсь еще раз, мне кажется, что «либо веришь в этические принципы, либо занимаешься биологией»!!! Но при этом нравственный кодекс ученного должен быть отмечен ответственностью перед обществом за результаты своего труда. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред. Поэтому каждый продукт научного изыскания в особенности биотехнологии его производства. Не должны попасть в руки несведущих, во избежание биологической катастрофы. В этом и заключается двойственность результатов генетических исследований и широкий резонанс в общественном мнении.
Список литературы
Барбур Иен Этика в век технологии. – М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2001.
Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика. Под ред. Проф. А.П. Ермишина. – Минск: Тэхналогiя, 2005.
Биофилософия. – М., 1997.
Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты: учеб. – метод. Пособие / Я.С. Яскевич, Б.Г. Юдин, С.Д. Денисов [и др.]; под ред. Я.С. Яскевич. – Минск: БГЭУ, 2007.
Биоэтика. Проблемы и перспективы // Вопросы философии. – 1994.
Вековшина С.В., Кулiнiченко В.Л. Бiоэтика в епоху глобальних технологiй // Практична фiлософiяю. – 2004.
Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология: Принципы и применение. – И.: Мир, 2002.
Международная конференция о сохренении биологического разнообразия (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992) // Экоинформ. – 1995.
Мостинская А.П, этика науки // Гуманитарный экологический журнал. – Т.5. Спецвыпуск. – 2003.
Мишаткина, Т.В. Биомедицинская этика. Учебно-методическое пособие. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007.
Н. Хамитов, С. Крылова, С. Минева Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. – К.:КНТ, 2009.
Сельскохозяйственная биотехнология / Под ред. В.С. Шевелухи. – М.: Высшая школа, 1998.
Смиронов И.Н. Философские измерения биоэтики // Вопросы философии. – 1987.
Тищенко П. Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. – 1994.
Тищенко П. Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. – 1992.
Философия науки. – Вып. 1: Проблемы рациональности. – М., 1995.