Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГКП «Алматинский колледж моды и дизайна»
Управления образования города Алматы
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
________________ Г. Уябаева
____ _____________ 2020 года
ПЛАН
учебного занятия №45
Дата | | | | | | | | | | |
Учебная группа | | 17-18 | | | | | | | | |
Дисциплина: Психология и этика профессиональной деятельности
Тема раздела: Этика профессиональной деятельности
Тема занятия: Профессиональная этика
Тип занятия Комбинированный: урок приобретения учащимися новых знаний, урок формирования умений и навыков и применения знаний на практике.
Вид занятия Семинар
Метод (ы) обучения: Дедуктивный, устное изложение материала с демонстрацией наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся, проблемно-поисковый метод
Цели занятия:
обучающая | Создать условия для ознакомления студентов с основными составляющими имиджа, формировать профессиональный имидж |
развивающая | Формировать деловое поведение студентов. |
воспитательная | Воспитать творческие способности студентов, инициативу и самостоятельность в решении профессиональных проблем, требующих творческого подхода. |
Междисциплинарные связи | Методическое обеспечение и оснащение учебного занятия |
1 | 2 |
ТПП, ООПП, ОППП, ОТ, экономика, физиология, оборудование ПП, товароведение | учебно-наглядные пособия |
раздаточный материал |
технические средства обучения |
Основные этапы и хронология учебного занятия
Структура занятия | Продолжительность занятия, мин. |
1 | 2 |
Организационный этап | |
Проверка знаний и умений студентов по пройденной теме. Проверка выполнения домашнего задания. Повторение опорных знаний. | |
Объяснение нового учебного материала. Формирование новых знаний | |
Закрепление и применение новых знаний | |
Подведение итогов занятия, выставление оценок. Рефлексия | |
Выдача домашнего задания | |
Ход учебного занятия
Организационный этап
Проверка знаний и умений студентов по пройденной теме. Проверка выполнения домашнего задания. Повторение опорных знаний
Задание 1. Пословицы и поговорки об искусстве вежливости
Задание 2. Перечислисть деловых бумаг.
Объяснение нового учебного материала. Формирование новых знаний.
План урока:
1. Имидж и его слагаемые.
2. Принципы создания имиджа.
3. Формула воздействия имиджа.
4. Схема самопрезентации.
«Имидж» ‒ это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не, только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором учитель предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке.
Имидж (от англ. image [ˈɪmɪdʒ] — «образ», «изображение», «отражение») — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.
Имидж создаётся пиаром, пропагандой, рекламой, ложью с целью создания в массовом сознании определённого отношения к данному объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые, вымышленные.
Изучением имиджа занимается имиджеология. Процесс по созданию имиджа называется имиджированием
1. Имидж и его слагаемые. Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового в человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. «Имидж» ‒ английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже — это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация. Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Смысл понятия «имидж» складывается из разных слагаемых. Рассмотрим четыре наиболее важных из этих слагаемых.
Профессионализм и компетентность. Ошибки менеджмента не менее значимы, чем ошибки врача или педагога. Высокий профессионализм является визитной карточкой имиджа преуспевающего бизнесмена. Нравственная надежность менеджера. Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и прежде всего — духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т. е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания. Гуманитарная образованность менеджера. Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии, например, считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа. Менеджер обязан быть психотехнологом. Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Он должен рассматривать психологию как систему практических действий, которые опираются на системный анализ общения.
2.Принципы создания имиджа В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы: • принцип повторения; • непрерывного усилия воздействия; Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека. Принцип непрерывного усилия воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Это только для вас» или «Я ‒ для вас» и т.д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации. Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам. Во многих случаях имидж менеджера ‒ это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.
Критерии выбора моделей поведения
1. Один из постулатов древнеримского права гласил: «Человек — вещь священная». Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона. Итак, модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку.
2. Вторым критерием выбора модели поведения можно считать нравственную безупречность. При всей склонности людей к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые нормы объяснения ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их правильное восприятие и неуклонное соблюдение ‒ гарант верности выбора модели поведения.
3. Критерием выбора может служить и цель, которую ставит перед собой человек. Чем более значима его цель, тем большей побудительной силой она обладает. Можно и дробить цель на подцели, чтобы, достигая их, постепенно приближаться к главной цели.
4. Следующим критерием можно признать самокритичную оценку собственного выбора модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям или обаятельным, вальяжным бизнесменам.
5. В поведении должна также учитываться и половая отнесенность личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин.
3. Формула воздействия имиджа Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где А (attention от английского «(внимание») - привлечение внимания, I (interest) пробуждение интереса к имиджу, D (demand - от английского «требование», «потребность») - возбуждение потребности осуществить действие, A (aktion) побуждение к совершению действий. Итак, схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа выглядит так:
4. Схема самопрезентации. Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.. Фасцинация (очарование, обаяние) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потерь информации. Можно говорить монотонно и занудно. или интенсивно и энергично. Каждая из манер вызывает разный эффект у слушателей. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение. Аттракция (привлечение, притяжение) ‒ визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью. Практический интерес для достижения технологии фасцинации и аттракпии представляет схема самопрезентации. Самопрезентация и имидж человека. Важным элементом делового общения является техника подачи самого себя - самопрезентация. Основными мотивами самопрезентации являются: - стремление к развитию отношений; - самоутверждение личности; - необходимость профессионального плана.
Основные мотивационные модели самопрезентации:
Самоусиление. Для этой модели характерны возвеличевание своего «Я», высокий уровень самооценки. Человек охотно приписывает себе социально одобренные качества, идет на риск для произведения впечатления, рекламирует свой будущий успех, скрывает неудачи, пытается выделиться из толпы
Самозащита. Для этой модели характерны низкая самооценка, «протекционистский» стиль, попытки оградить свое « Я» от тяжелого психологического опыта, возможных унижений и неудач. Доминирует мотив сознательного самоуничтожения, попытки скрыть подлинное « Я». Выбор нейтральных характеристик своей личности.
Пути самопрезентации:
- стиль одежды;
- манеры;
- демонстрация своего отношения к людям.
Факторы, влияющие на стиль самопрезентации:
1. Когнитивные (внутренний образ «Я», ценности и идеалы);
2. Культурные (традиционные поощрения или осуждения или осуждение самопрезентации
3. Личностные (уникальный набор приемов самопрезентации и социально психологической адаптация). Цели самопрезентации личности служит имидж — cвoeгo рода камуфляж, создающий у людей то впечатление, котором нуждается его носитель.
Самостоятельная работа Составить кластер по данному материалу
Закрепление и применение новых знаний.
Назвать что такое имидж и его слагаемые
Представить схему самопрезентации
Обобщить принципы создания имиджа
Анализировать пути и факторы самопрезентации
Подведение итогов занятия, выставление оценок студентам. Рефлексия
Метод незаконченных предложений.
1. Мне понравилось на уроке…
2. Я узнал…
3. Больше всего мне запомнилось…
4. Удивительно было то, что…
5. Раньше я не знал (а)…
6. Думаю, этот урок…
Выдача домашнего задания
Список литературы:
1. ЗигертВ., Ланг Л. Руководитель без конфликтов — М., 1990.
2. Основы менеджмента /Мескон М. и др. — М., 1992.
3. Тарасов В.К. Персонал-технология: Отбор и подготовка менеджеров. — Л., 1989.
4. Шепель В.М. Управленческая этика — М., 1989.
5. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманитарилогия. — М., 1992.
6. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — М., 1994.
Преподаватель ______________Кокимбекова Гулим Даулетовна__________________
Форма 06.2-07.Издание 1