ЭТИКЕТ ЭПОХИ МЕССЕНДЖЕРОВ
В прежние времена для общения мы использовали голосовую связь, то есть звонки. Позже появились СМС-сообщения, а с появлением смартфонов миру явились мессенджеры - специальные приложения, которые позволяют обмениваться с другими пользователями мгновенными сообщениями. Мессенджеры прочно вошли в нашу жизнь, а вот правила общения в них, к сожалению, до сих пор понятны не всем.
Фактически в наши дни любой другой способ отправить сообщение является более предпочтительным, чем звонок. Каналов связи и правил общения много, а рисков испортить отношения еще больше. К счастью, большинство из правил определяются заботой об удобстве собеседника. Знакомство с некоторыми из них убережёт вас от провала в личной и деловой переписке и поможет установить хорошие отношения.
1. Выбирайте правильный канал связи
Любое общение строится на дистанции. Когда незнакомый человек вторгается в личное пространство, это раздражает. Подходить нужно издалека. Электронная почта - самая безопасная дистанция, публичная. Мессенджеры в социальных сетях - зона персонального диалога. Мессенджеры, привязанные к номеру телефона - личная территория. Телефонный звонок - это вторжение, которое допустимо, только в случае крайней необходимости. Звоните, если вопрос срочный. Негласная этика такова: два пропущенных звонка - это серьёзно. Три пропущенных - это ЧП. Не злоупотребляйте большим количеством звонков по пустякам.
От выбора канала связи зависит время реакции. Мессенджеры подразумевают более быстрый ответ, чем почта. Вместо слова «срочно» в сообщении лучше написать до какого времени вам нужен ответ собеседника.
В идеале время между получением сообщения и ответом должно быть небольшим (не более суток), чтобы собеседник не подумал, что вы его игнорируете. Но если вы получили сообщение и не можете или не хотите на него отвечать, то просто напишите, что вы его видели, но вам нужно время. Хуже всего скрываться и делать вид, что вам ничего не приходило.
2. Не беспокойте людей в нерабочее время
Деловой звонок в нерабочее время без весомой причины - это заявка на попадание в «черный список». Деловые сообщения в мессенджер должны приходить в рабочие часы, потому что они предполагают относительно быстрый ответ. Даже если человек вам не ответит, а только прочтет, его вечер уже будет испорчен: в голове запустится обработка входящего вопроса.
3. Обращайтесь по имени, но соблюдайте границы
Какой бы канал связи вы ни выбрали, в первую очередь, нужно поздороваться и представиться. Даже если это мессенджер в социальных сетях, не стоит рассчитывать, что незнакомый человек пойдет анализировать ваш профиль. Представление себя - это добавление веса и значимости самому сообщению.
При обращении всегда упоминайте имя человека. Это вызывает положительную реакцию. Еще Дейл Карнеги отмечал: «Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи». Вы назвали человека по имени, это вызвало у него ответную приятную реакцию, и он формирует новые ответные чувства к вам — признательности, симпатии и доверия.
Когда пишете имя, будьте очень внимательны. Вам могут простить опечатки, ошибки в словах, но только не в имени. Не используйте уменьшительно-ласкательные формы. Если человек представляется на личной странице как Евгений Александрович, то не надо обращаться к нему «Женечка» или «Женя» - это нарушение границ, которые уже обозначены.
4. Не переходите на «ты» раньше времени
Даже если человек представляется как «Женя», «Аня», «Петя», он одного с вами возраста, это еще не значит, что можно сразу переходить на «ты». Обращение на «ты» или «вы» - вербальная форма дистанции. Сказать «ты» - все равно что подойти к незнакомому человеку и обнять его. Каковы шансы, что вас не оттолкнут? Как и при живом общении, в мессенджерах для перехода на «ты» нужно время. Сколько? У всех по-разному. Сначала спросите собеседника, можно ли сократить дистанцию. Если всем так будет комфортнее, то прекрасно. Формальный переход на «ты» без сближения в отношениях ничего не значит. Форма меняется, а качество коммуникации - нет. В данном случае лучше позже, чем раньше.
5. Не дробите сообщения
Главное правило мессенджеров - не дробите свое послание. Не надо писать «Здравствуйте!», «Хочу сделать вам предложение.», «Что скажете?». За такое злоупотребление вниманием часто отправляют в «черный список». Представьте, что у вас садится телефон, и можно написать только одно сообщение. Постарайтесь уместить всё, что хотите сказать, в это сообщение.
6. Не ленитесь перечитывать
Как бы вы ни спешили, не пренебрегайте чистотой текста. Опечатки - это плохо. При коммуникации в мессенджере человек не видит ни вашей мимики, ни того, как вы выглядите, ни во что одеты. Он видит только текст. Опечатки в тексте - это все равно что грязная одежда. Красивая, стильная, но грязная. Поэтому лучше потратьте ещё одну минуту и перечитайте сообщение перед отправкой.
7. Выражайте мысли ясно и без лишних эмоций
Прежде чем написать сообщение, подумайте о том, как кратко и ёмко выразить свою мысль. Определитесь с тем, что это будет - вопрос, констатация факта, просьба, совет или предложение. Берегите своё и чужое время. Формулируйте мысли так, чтобы собеседнику было сразу понятно, что вы имеете в виду. Не заставляйте переспрашивать и путаться в догадках. Для этого используйте знаки препинания, не игнорируйте грамматику, избегайте излишних сокращений и ставьте знаки вопроса, если вы всё-таки спрашиваете о чём-то.
Смайлы, стикеры, эмодзи, гифки - это способ выражения наших чувств в переписке, но иногда при общении их достаточно трудно интерпретировать. Выбирайте стикеры и смайлы одинаково понятные и вам, и собеседнику. С другой стороны, именно стикеры и эмодзи позволяют избавиться от большого количества слов и передать эмоцию. Отсюда простой вывод: всегда учитывайте знания собеседника о теме переписки и его погружённость в тему стикеров и эмодзи. При первом контакте их использовать не стоит.
Будьте осторожны с восклицательными знаками и прописными буквами. ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ и восклицательные знаки - это КРИК!!! Неконтролируемые эмоции в отпугивают. Если вы не кричите, то не стоит использовать прописные буквы. Можно сделать исключение, только если вы общаетесь со слабовидящими людьми.
Помните, что действующие правила пунктуации не допускают повтора вопросительных или восклицательных знаков. Двойное, тройное восклицание или двойной (тройной) вопрос - ошибка. В крайнем случае, можно использовать три восклицательных знака подряд, но никак не больше (и не два). Три восклицательных знака означают очень громкий возглас. Они будут уместны, например, если вы захотите показать радостный крик на всю округу: «Ур-р-р-р-а-а-а!!!»
В случае со знаком вопроса дела обстоят иначе. Последовательность из трёх символов «???» неправильна. Вместо неё нужно использовать знак вопроса и знак восклицания. Вместо громкого «Что???» надо писать «Что?!».
Есть такой знак, который называют «многоточие». К сожалению, не все помнят из школьного курса второе название данного знака — «троеточие», и злоупотребляют количеством точек.
Довольно часто можно встретить сообщения типа: «Помогите!!!!!!!!!!!!!!!! У меня комп полетел!!!!!! Что делать?????????? Я не знаю, что мне делать!!!!!!!!!!!», «Я думал.. Много думал......... И так ничего и не придумал......».
Если бы автор этих сообщений знал, что «многоточие» - это «троеточие» и не злоупотреблял восклицательными и вопросительными знаками, его сообщение выглядело бы куда красивее, и помогли бы ему гораздо охотнее. У любого человека большую симпатию вызывает тот, кто не старается сделать из своей проблемы вопрос мирового масштаба.
Для определения окончания мысли не стоит забывать про точку.
8. Не злоупотребляйте аудио и видео сообщениями, а лучше избегайте их
Аудио и видео сообщения очень удобны. Они позволяют стать ближе к собеседнику, но у разных пользователей вызывают смешанные чувства. Поэтому их лучше не использовать при первом контакте. Заранее уточните у собеседника, нравится ли ему такой формат. Постарайтесь не записывать аудиосообщения на шумной улице. Учтите и то, что собеседник не всегда может прослушать аудиозапись. Важные вещи - адреса, инструкции и прочее - лучше сообщать в тексте. Если записываете голосовое сообщение и время позволяет, то лучше отправить одно длинное сообщение. Согласитесь, что 10 коротких голосовых сообщений слушать неудобно.
9. Общие чаты: больше людей - меньше лишних движений
Общаясь в общих чатах, будьте еще более внимательны к дроблению сообщений. Каждое бесполезное привлечение внимания усиливает раздражение. Если есть вопросы, которые можно решить в личной переписке, лучше так и поступить. В общий чат, в первую очередь, отправляйте информацию, которую нужно знать всем участникам. Если должны знать все, но сообщение адресовано конкретному человеку, указывайте имя этого человека.
10. Думайте не только о своих задачах, но и о получателе - договаривайтесь
В любой нестандартной ситуации спрашивайте, как будет удобно собеседнику. Язык существует для того, чтобы люди договаривались. Если знаете, что у вас может возникнуть вопрос в нерабочее время, предупредите об этом человека заранее. Спросите собеседника, можно ли ему написать, какой канал/мессенджер для этого лучше использовать или стоит сразу звонить, чтобы информация не осталась без внимания. Нестандартные ситуации в коммуникации - все равно что переговоры со злоумышленниками. Сначала предупреждаете, потом шаг в сторону сближения, а не наоборот.
11. Помните о здравом смысле
Цель мессенджеров - ускорить общение. Если переписка перестает быть эффективной, в ней возникает недопонимание и больше вопросов, чем ответов, лучше договориться о телефонном разговоре или личной встрече.
Важно не безоговорочное соблюдение правил как таковых, а решение вопросов оптимальным способом - с уважением к своим и чужим личным границам. Удачи вам в общении в виртуальном пространстве и в реальной жизни!