Классный час «Вы сказали «Здравствуйте» (этикет)
Предварительно (за 7-10 дней) проводится викторина среди учащихся (можно по заранее сформированным группам) и подводятся итоги.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Что такое «ЭТИКЕТ»?
О чём может свидетельствовать обращение к собеседнику на «Вы» и на «Ты»?
С чего следует и не следует начинать разговор по телефону?
Кто первым может подавать руку для рукопожатия?
Как правильно при встрече представить друг другу своих знакомых (двух друзей, друга и маму, старшего и младшего по возрасту и т.д.) и представиться самому?
Сформулируйте несколько правил поведения в театре.
На доске эпиграф «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость».
В начале классного часа идет совместное обсуждение понятия «этикет», для чего он нужен и нужен ли (не старомодны ли эти правила?), затем ребята представляют вниманию всех несколько миниатюр по теме. Задача зрителей обнаружить ошибки. Каждая ситуация комментируется учителем или заранее подготовленным ведущим.
Этикет (франц. Etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил. Касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежда).
Этикет изначально был установлен при дворах монархов (дворцовый этикет), затем в дипломатических кругах и во всех сферах общественной жизни. По тому, как человек ведет себя за столом, в транспорте, в театре, кафе (ресторане), в храме и других общественных местах всегда можно определить степень его воспитанности.
Этикет – «искусство вежливости», международные нормы поведения в различных жизненных ситуациях. Есть некоторые различия, основанные на традициях страны, народа. Например, традиционное японское кимоно носят и мужчины, и женщины, единственным признаком отличия является пояс – у женщин он значительно шире. Незнакомые с этой особенностью европейские мужчины в Японии нередко надевали женское кимоно, чем немало потешали местных жителей. Следовательно, чтобы быть вежливым, надо знать некоторые обычаи страны, в которую вы приехали.
Ситуация 1.
Мальчик (Саша) со своим товарищем (Ильей) встречает своего дядю (Вову).
Саша: - О, дядя Володя, привет! (подает руку для рукопожатия). А это мой друг Илья (Илья протягивает дяде руку).
Верно: Саша первым подает руку т.к. он младше и он знаком со своим дядей. Саша представил своего друга.
Неверно: Илья не должен подавать руку первым, т.к. его только что представили взрослому.
Рукопожатие – традиционный символический жест. Смысл древнего обычая подавать правую руку для приветствия – показать, что в ней нет оружия. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина может не снимать перчатку, варежку снимают все. Приветствовать знакомых, сидя за столиком в ресторане или кафе, можно только кивком головы.
Представляют младшего – старшему, мужчину – женщине. Первым подает руку человек, которому представили другого. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку, также и старший – младшему (если уже знакомы – то наоборот).
Сегодня в некоторых странах женщинам принято целовать руку: в Германии и Австрии этот обычай соблюдается лишь в особо торжественных случаях, а в Польше общепринят при каждой встрече и расставании. Нарушением этикета считаются шумные приветствия, привлекающие внимание к вашему появлению.
В русском языке в отличие от некоторых европейских языков есть две формы обращения к одному лицу: «ты» и «Вы». Когда же уместно то или иное обращение к собеседнику?
Обращение «Вы» прежде всего свидетельствует о Вашей собственной культуре. И, конечно, подчеркивает уважение к собеседнику. Чаще всего это местоимение используется при общении с малознакомыми (всегда – с незнакомыми) людьми, в официальной обстановке, со старшими по возрасту и положению (с начальником).
Обращением на «ты» пользуются в беседе с близким человеком, ровесником и младшим, в неофициальной обстановке.
Твердых правил, как можно перейти на «ты», не существует, однако общепринято не спешить, чтобы не показаться назойливым или фамильярным. Инициатива и право перехода с «Вы» на «ты» принадлежит женщине и старшему по возрасту.
Сегодня мобильный телефон прочно вошел в нашу жизнь, он сопровождает нас повсюду. Правила этикета часто утрачиваются с новой привычкой. Несколько ситуаций помогут нам вести себя правильно в различных ситуациях.
Ситуация 2.
Раздается звонок. Человек берет трубку: - Алло!
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
(пауза): - А кто это?
Верно: Начинать разговор по телефону надо с приветствия.
Неверно: Звонящий никогда в начале разговора не должен спрашивать «Кто говорит?», он должен представиться сам.
Ситуация 3.
Девушка стоит в магазине с покупками в очереди в кассу. У нее в сумочке звонит телефон, но взять его ей неудобно, она достает кошелек, перебирает упаковки… Телефон звонит достаточно долго. Девушка достает его, извиняясь перед кассиром и очередью.
- Привет! (не дает вставить слово) Слушай, у меня потрясающая новость! Знаешь, кого я сегодня видела?
- Извини, я не могу сейчас говорить.
Верно: Покупательница извинилась перед окружающими и звонившей подругой. «Сбрасывать» звонок невежливо.
Неверно: Ошибки допустила звонившая подруга.
Если на 5-6 сигнал вам не отвечают, вешайте трубку и звоните позже.
Желательно представляться по телефону, если вы не уверены, что вас узнают сразу.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц, поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
Ситуация 4.
Дома раздается звонок. Хозяин берет трубку: - Алло!
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Примите, пожалуйста, заявку на ремонт трубы.
- А Вы куда звоните? (возмущенно)
- В ЖКО.
- Это квартира.
- Извините.
(повторный звонок) - Здравствуйте. Это ЖКО?
- Да.
- Примите, пожалуйста, заявку на ремонт трубы.
Учитывая возможность неверных соединений телефонных номеров по техническим причинам или по вашей собственной ошибке, нелишне, прежде чем давать указания и распоряжения, осведомиться, туда ли вы попали.
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо», – особенно полезны при телефонных разговорах. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Даже если вы чем-то обижены и разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона.
Ещё несколько правил: не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивает разговор всегда тот, кто его начал.
Правила поведения в театре.
Желательно прийти в театр за 15-20 минут до начала спектакля.
В гардеробе мужчина помогает своей спутнице, номерки оставляет у себя. В холодное время года принято взять с собой туфли и переодеть обувь в туалетной комнате.
Проходить на свои места следует лицом к сидящим зрителям. Если вы опоздали, займите свободные места в задних рядах или стоя ждите антракта.
Знакомых приветствуют кивком головы, не окликают их со своего места, не машут рукой и не беседуют через несколько рядов.
Не принято разглядывать публику – это бесцеремонно.
Не проявляйте свое неудовольствие игрой актеров или содержанием спектакля свистом, топаньем и т.п. Достаточно не аплодировать, или покиньте зал во время антракта. Не высказывайте своего мнения во время действия, своими впечатлениями вы можете обменяться во время антракта или после спектакля. Помните, что в театре есть зрители, а не комментаторы или собеседники.
Современное правило, имеющее отношение не только к театру, но и к любому «собранию»: необходимо отключить мобильный телефон.
В заключение классного часа объявляются итоги викторины и проходит награждение победителей.
Рекомендуемая литература:
Правила этикета. Краткий справочник под ред. Л. Васильевой-Гангус, «Дельта-МКС», 1992.
Вы сказали «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении), Н.И. Формановская, М., «Знание», 1987.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Что такое «ЭТИКЕТ»?
О чём может свидетельствовать обращение к собеседнику на «Вы» и на «Ты»?
С чего следует и не следует начинать разговор по телефону?
Кто первым может подавать руку для рукопожатия?
Как правильно при встрече представить друг другу своих знакомых (двух друзей, друга и маму, старшего и младшего по возрасту и т.д.) и представиться самому?
Сформулируйте несколько правил поведения в театре.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Что такое «ЭТИКЕТ»?
О чём может свидетельствовать обращение к собеседнику на «Вы» и на «Ты»?
С чего следует и не следует начинать разговор по телефону?
Кто первым может подавать руку для рукопожатия?
Как правильно при встрече представить друг другу своих знакомых (двух друзей, друга и маму, старшего и младшего по возрасту и т.д.) и представиться самому?
Сформулируйте несколько правил поведения в театре.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Что такое «ЭТИКЕТ»?
О чём может свидетельствовать обращение к собеседнику на «Вы» и на «Ты»?
С чего следует и не следует начинать разговор по телефону?
Кто первым может подавать руку для рукопожатия?
Как правильно при встрече представить друг другу своих знакомых (двух друзей, друга и маму, старшего и младшего по возрасту и т.д.) и представиться самому?
Сформулируйте несколько правил поведения в театре.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Что такое «ЭТИКЕТ»?
О чём может свидетельствовать обращение к собеседнику на «Вы» и на «Ты»?
С чего следует и не следует начинать разговор по телефону?
Кто первым может подавать руку для рукопожатия?
Как правильно при встрече представить друг другу своих знакомых (двух друзей, друга и маму, старшего и младшего по возрасту и т.д.) и представиться самому?
Сформулируйте несколько правил поведения в театре.
(материал для выступлений)
Этикет (франц. Etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил. Касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежда).
Этикет изначально был установлен при дворах монархов (дворцовый этикет), затем в дипломатических кругах и во всех сферах общественной жизни. По тому, как человек ведет себя за столом, в транспорте, в театре, кафе (ресторане), в храме и других общественных местах всегда можно определить степень его воспитанности.
Этикет – «искусство вежливости», международные нормы поведения в различных жизненных ситуациях. Есть некоторые различия, основанные на традициях страны, народа. Например, традиционное японское кимоно носят и мужчины, и женщины, единственным признаком отличия является пояс – у женщин он значительно шире. Незнакомые с этой особенностью европейские мужчины в Японии нередко надевали женское кимоно, чем немало потешали местных жителей. Следовательно, чтобы быть вежливым, надо знать некоторые обычаи страны, в которую вы приехали.
Ситуация 1.
Мальчик (Саша) со своим товарищем (Ильей) встречает своего дядю (Вову).
Саша: - О, дядя Володя, привет! (подает руку для рукопожатия). А это мой друг Илья (Илья протягивает дяде руку).
Верно: Саша первым подает руку т.к. он младше и он знаком со своим дядей. Саша представил своего друга.
Неверно: Илья не должен подавать руку первым, т.к. его только что представили взрослому.
Рукопожатие – традиционный символический жест. Смысл древнего обычая подавать правую руку для приветствия – показать, что в ней нет оружия. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина может не снимать перчатку, варежку снимают все. Приветствовать знакомых, сидя за столиком в ресторане или кафе, можно только кивком головы.
Представляют младшего – старшему, мужчину – женщине. Первым подает руку человек, которому представили другого. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку, также и старший – младшему (если уже знакомы – то наоборот).
Сегодня в некоторых странах женщинам принято целовать руку: в Германии и Австрии этот обычай соблюдается лишь в особо торжественных случаях, а в Польше общепринят при каждой встрече и расставании. Нарушением этикета считаются шумные приветствия, привлекающие внимание к вашему появлению.
В русском языке в отличие от некоторых европейских языков есть две формы обращения к одному лицу: «ты» и «Вы». Когда же уместно то или иное обращение к собеседнику?
Обращение «Вы» прежде всего свидетельствует о Вашей собственной культуре. И, конечно, подчеркивает уважение к собеседнику. Чаще всего это местоимение используется при общении с малознакомыми (всегда – с незнакомыми) людьми, в официальной обстановке, со старшими по возрасту и положению (с начальником).
Обращением на «ты» пользуются в беседе с близким человеком, ровесником и младшим, в неофициальной обстановке.
Твердых правил, как можно перейти на «ты», не существует, однако общепринято не спешить, чтобы не показаться назойливым или фамильярным. Инициатива и право перехода с «Вы» на «ты» принадлежит женщине и старшему по возрасту.
Сегодня мобильный телефон прочно вошел в нашу жизнь, он сопровождает нас повсюду. Правила этикета часто утрачиваются с новой привычкой. Несколько ситуаций помогут нам вести себя правильно в различных ситуациях.
Ситуация 2.
Раздается звонок. Человек берет трубку: - Алло!
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
(пауза): - А кто это?
Верно: Начинать разговор по телефону надо с приветствия.
Неверно: Звонящий никогда в начале разговора не должен спрашивать «Кто говорит?», он должен представиться сам.
Ситуация 3.
Девушка стоит в магазине с покупками в очереди в кассу. У нее в сумочке звонит телефон, но взять его ей неудобно, она достает кошелек, перебирает упаковки… Телефон звонит достаточно долго. Девушка достает его, извиняясь перед кассиром и очередью.
- Привет! (не дает вставить слово) Слушай, у меня потрясающая новость! Знаешь, кого я сегодня видела?
- Извини, я не могу сейчас говорить.
Верно: Покупательница извинилась перед окружающими и звонившей подругой. «Сбрасывать» звонок невежливо.
Неверно: Ошибки допустила звонившая подруга.
Если на 5-6 сигнал вам не отвечают, вешайте трубку и звоните позже.
Желательно представляться по телефону, если вы не уверены, что вас узнают сразу.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц, поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
Ситуация 4.
Дома раздается звонок. Хозяин берет трубку: - Алло!
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Примите, пожалуйста, заявку на ремонт трубы.
- А Вы куда звоните? (возмущенно)
- В ЖКО.
- Это квартира.
- Извините.
(повторный звонок) - Здравствуйте. Это ЖКО?
- Да.
- Примите, пожалуйста, заявку на ремонт трубы.
Учитывая возможность неверных соединений телефонных номеров по техническим причинам или по вашей собственной ошибке, нелишне, прежде чем давать указания и распоряжения, осведомиться, туда ли вы попали.
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо», – особенно полезны при телефонных разговорах. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Даже если вы чем-то обижены и разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона.
Ещё несколько правил: не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивает разговор всегда тот, кто его начал.
Правила поведения в театре.
Желательно прийти в театр за 15-20 минут до начала спектакля.
В гардеробе мужчина помогает своей спутнице, номерки оставляет у себя. В холодное время года принято взять с собой туфли и переодеть обувь в туалетной комнате.
Проходить на свои места следует лицом к сидящим зрителям. Если вы опоздали, займите свободные места в задних рядах или стоя ждите антракта.
Знакомых приветствуют кивком головы, не окликают их со своего места, не машут рукой и не беседуют через несколько рядов.
Не принято разглядывать публику – это бесцеремонно.
Не проявляйте свое неудовольствие игрой актеров или содержанием спектакля свистом, топаньем и т.п. Достаточно не аплодировать, или покиньте зал во время антракта. Не высказывайте своего мнения во время действия, своими впечатлениями вы можете обменяться во время антракта или после спектакля. Помните, что в театре есть зрители, а не комментаторы или собеседники.
Современное правило, имеющее отношение не только к театру, но и к любому «собранию»: необходимо отключить мобильный телефон.