Этико – психологическая беседа на тему:
«Когда родители меня не понимают…»
Цель: в ходе беседы дать практические рекомендации по нормализации детско – родительских взаимоотношений.
Задачи:
Формирование адекватных форм поведения детей в семье.
Создание и сохранение эмоциональной атмосферы в классе.
Изучение причин возникновения ссор в семье и пути их разрешения.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство и экран.
Для детей – распечатка для создания памятки – лесенки, акварельные краски, баночки для воды, воздушные шарики, булавки.
Ход занятия:
І. Настрой на занятие. Как говорят оптимисты : «Подари улыбку другому, и она вернется к тебе» улыбнемся друг другу.
ІІ. Введение в тему занятия. Проблема.
Просмотр начала мультфильма «Я маму мою обидел…» ( по стихотворению Эммы Мошковской «Я маму мою обидел») Приложение 1.
Вопросы после просмотра отрывка из мультфильма:
Почему мама заплакала?
Что произошло между мальчиком и его мамой? (Ссора)
Почему они поссорились? (Мама выбрала не тот подарок и мальчик на нее обиделся, а потом мальчик обидел маму, отбросив ее подарок)
Можем ли мы сказать, что между мамой и мальчиком произошло непонимание?
А бывает ли у вас такая ситуация, когда родители вас не понимают?
А хотите об этом побеседовать? Как вы думаете, как мы сформулируем тему нашей беседы?
Я предлагаю так: «Что делать, когда родители меня не понимают…
А какая будет цель нашей беседы, чему мы должны научиться? (Научиться взаимопониманию вас и родителей)
И для того, чтобы все это вами не забылось я предлагаю вам совершить путь по своеобразной лестнице, на нижней ступеньке которой написано слово «непонимание» к верхней ступеньке, где написано слово «понимание» На каждой из ступенек мы будем с вами останавливаться и записывать определенное правило, которое вам поможет наладить взаимоотношения со своими родителями.
Итак, за работу! Вернемся к нашему видеосюжету.
Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик? А мама?
Почему она неправильно выбрала подарок? (Она не знала, о какой игрушке мечтал мальчик)
Имела ли она право на ошибку? Могут ли ошибаться наши родители? (Они такие же люди, как и вы, со своими проблемами, страхами, удачами и неудачами)
Вот у нас появилось первое правило на пути к хорошим отношениям с родителями , которая называется так:
« Родители и дети. Как нам понять друг друга?»
Запишем это название на верхней линейке нашего листа.
ІІІ. Работа с памяткой.
1. Мои родители, как и я, имеем право на ошибки.
А как же надо было поступить маме, чтобы не произошло ссоры? (Спросить)
А если она не спросила?
Что надо было сделать мальчику?
Вывод: Маме надо было спросить, какой подарок хотел бы мальчик, а мальчику рассказать о своих желаниях.
То есть для того, чтобы понять другого человека, надо совсем немного: желание его внимательно, по – доброму выслушать.
2. Я открыто говорю о своих желаниях и потребностях, чтобы меня поняли мои родители, но без криков, ссор, гнева.
Почему именно без крика, ссор, гнева? Потому что когда человек кричит, его – вот парадокс, не слышат. Вы никогда не замечали: на перемене, когда вы кричите друг другу, вы не слышите говорящего. И наоборот, когда вы говорите тихо, заглянув в глаза другу, вас слышат. Помните, как было в книге Валентины Осеевой «Волшебное слово»? Как мальчик говорил слова? ( Тихо, глядя другому в глаза)
А еще пред вашим днем рождения, любым праздником, когда вы хотите получить подарок (необязательно материальный) напишите свое желание на листочке и повесьте на самом видном месте, рядом с кроватью. И тогда ваше желание обязательно исполнится. Может быть не сразу, но исполнится. Но будьте осторожны в своих желаниях. Чтобы не получилось, как в сказке «Цветик – Семицветик», когда девочка Женя попросила у лепестка, чтобы все игрушки мира принадлежали ей!
Помните, желать надо только то, что вам действительно нужно.
3. Я буду прощать родителей с любовью.
Давайте вернемся к нашему видеосюжету.
Как вы думаете, легко ли было на сердце нашим героям мультфильма – маме и мальчику?
Вы заметили, что на вашем листочке рядом со словом «непонимание» нарисовано сердечко, но оно не раскрашено. Закрасьте его, пожалуйста в тот цвет, который соответствует настроению мальчика, мамы да и вас, когда вас не понимают родители.
А теперь посмотрите на доску и найдите чувство, которые испытывают мальчик и мама в этот момент и которые, наверняка, испытываете вы, когда ваши родители не понимают вас.
На доске мордашки с различными чувствами. Один ученик выбирает нужное чувство. Какое это чувство? Обида. А жить с обидой легко?
Как вы думаете, легко ли было нашему мальчику? Я открою вам секрет: этот сюжет я взяла из мультфильма , который был снят на стихотворение Эммы Мошковской «Обида» Мы его с вами читали во 2 классе. Давайте его вспомним. Учитель читает стихотворение.
Я маму мою обидел,
Теперь никогда – никогда
Из дома вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашу,
Она ничего не расскажет,
И я ей не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду
И через бурную реку
Строить мосты пойду!
Затем включаем конец стихотворения из мультфильма. Приложение 2.
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой….
Вопросы после просмотра:
Легко ли мальчику переносить разлуку и обиду?
Как вы думаете, обида – чувство, которое возвышает человека или разрушает его?
А у вас бывают обиды на маму? Или папу? Как вы с ней справляетесь?
Я предлагаю вам сейчас вспомнить вашу обиду.
Возьмите воздушные шарики, которые лежат перед вами. Надуйте их. Это ваша обида. Закройте глаза, представьте ее. А теперь откройте их. Возьмите иголочку и по моему сигналу проткните шарики. Ушла обида? У нас получился салют из ушедших обид.
А для того, чтобы обида ушла, человека надо что… (простить)
Включается конец мультфильма. Приложение 3.
Итак, ребята, получается, выход из обиды есть только один – прощение. И у нас появляется следующее правило:
Я буду прощать родителей с любовью и благодарностью.
4. «Почитай отца и мать своих» .
Смотрите: Прощать с любовью. Что значит с любовью? Любовь к родителям – это внимание, ласка, уважение.
Я предлагаю вам сейчас поработать с текстом. Прочитайте, пожалуйста рассказ – притчу и выделите следующее правило, которое мы должны соблюдать для того, чтобы в семье наступила гармония и взаимопонимание.
Дети читают притчу «Почитай родителей своих» Приложение 4.
Итак, какую фразу вы выделили в этом тексте?
Действительно, так и говорит одна из заповедей христианства: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тибудет,
и да долголетен будеши на земли» или «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле»
Перевод с греческого «почитать» буквально означает «считать драгоценным». Поэтому нужно относиться к родителям, как к бесконечно дорогим тебе людям, достойным уважения. Это включает в себя любовь и признательность. И следующее наше правило звучит так: «Чти отца своего и мать свою». Давайте запишем его.
А еще эта заповедь христианства имеет продолжение. «Да долголетен будешь на земле» Послушайте пожалуйста песню и подумайте, какая связь между почитанием родителей и долголетием? Приложение 5.
Если почитать, значит выполнять их требования. А какие требования вы выполняете с радостью, а какие – неохотно?
Физминутка - игра «Упрямый ребенок»
Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Упрямый ребенок». Все дети класса будут послушными и будут повторять движения за мной, а один – непослушный, он будет делать все по – другому.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень хочется нам делать по порядку.
Руки поднимать:раз, два, три, четыре.
Приседать и вставать: раз, два, три, четыре.
Прыгать и скакать: раз, два, три, четыре.
Вопрос после выполнения: легко ли вам было на месте непослушного ребенка?
5. Понять, что родители запрещают, то что вредит ребенку.
Скажите, ребята, а всегда ли требования родителей так уж и неразумны, как вам кажется? Перед вами вопросы. Обсудите их в парах. Подготовьтесь отвечать.
Карточка с вопросами.
Ответьте на вопросы: почему нам запрещают:
Сидеть долго за компьютером и играть в телефон??
Смотреть телевизор с близкого расстояния?
Читать при плохом освещении?
Гулять зимой без шапки и рукавиц?
Есть много сладкого, пить пепси-колу, есть чипсы?
Вывод: Понять, что то, что родители запрещают, вредит ребенку.
ІѴ. Заключительная беседа. Рефлексия.
Итак, мы прошли с вами по пути от непонимания к пониманию своих родителей. И составили лесенку- памятку: «Родители и дети. Как нам понять друг друга?» Давайте прочитаем ее по пунктам еще раз.
1. Мои родители, как и я, имеем право на ошибки.
2. Я открыто говорю о своих желаниях и потребностях, чтобы меня поняли мои родители, но без криков, ссор, гнева.
3. Я буду прощать родителей с любовью.
4. «Чти отца своего и мать свою».
5. Понять, что родители запрещают, то что вредит ребенку.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
А в заключении нашего занятия я хочу чтобы вы посмотрели на наш листочек и раскрасили сердечко, которое стоит рядом со словом «понимание» в тот цвет, который соответствует тому настроению , когда вас родители понимают.
Дети раскрашивают сердечко. Анализ рисунков. Изменился цвет? Почему? (Потому что когда в доме мир и на душе становится солнечно)
Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир, родители понимали детей, дети родителей и повсюду царила любовь и дружба.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОНИМАНИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
НЕПОНИМАНИЕ
_________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители и дети.
Как
нам понять
друг друга?
Мои родители, как и я, имеют право на ошибки.
Я открыто говорю родителям о своих желаниях и потребностях, но без криков, ссор, гнева.
Почитай родителей своих

Я буду прощать родителей с любовью и благодарностью
Ответьте на вопросы: почему нам запрещают: Сидеть долго за компьютером и играть в телефон?? Смотреть телевизор с близкого расстояния? Читать при плохом освещении? Гулять зимой без шапки и рукавиц? Есть много сладкого, пить пепси-колу, есть чипсы? | Ответьте на вопросы: почему нам запрещают: Сидеть долго за компьютером и играть в телефон?? Смотреть телевизор с близкого расстояния? Читать при плохом освещении? Гулять зимой без шапки и рукавиц? Есть много сладкого, пить пепси-колу, есть чипсы? | Ответьте на вопросы: почему нам запрещают: Сидеть долго за компьютером и играть в телефон?? Смотреть телевизор с близкого расстояния? Читать при плохом освещении? Гулять зимой без шапки и рукавиц? Есть много сладкого, пить пепси-колу, есть чипсы? |
Ответьте на вопросы: почему нам запрещают: Сидеть долго за компьютером и играть в телефон?? Смотреть телевизор с близкого расстояния? Читать при плохом освещении? Гулять зимой без шапки и рукавиц? Есть много сладкого, пить пепси-колу, есть чипсы? | Ответьте на вопросы: почему нам запрещают: Сидеть долго за компьютером и играть в телефон?? Смотреть телевизор с близкого расстояния? Читать при плохом освещении? Гулять зимой без шапки и рукавиц? Есть много сладкого, пить пепси-колу, есть чипсы? | Ответьте на вопросы: почему нам запрещают: Сидеть долго за компьютером и играть в телефон?? Смотреть телевизор с близкого расстояния? Читать при плохом освещении? Гулять зимой без шапки и рукавиц? Есть много сладкого, пить пепси-колу, есть чипсы? |
Понять, что родители запрещают то, что вредит ребенку.