СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этимология как раздел языкознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

акцентировать внимание связь исторического развития языка

Просмотр содержимого документа
«Этимология как раздел языкознания»

Урок русского языка в 7 классе

Дата :

Урок №2

Тема: Этимология как раздел языкознания.

Цели урока:

- отметить особенности этимологии как раздела науки о языке;

-акцентировать внимание на связь исторического развития языка с изменением морфемного состава слов;

-воспитывать ответственное, корректное отношения к подбору лексического значения с учетом различных значений.

Ход урока:

1) Опрос по домашнему заданию.

2) Разминка: Игра “ Угадай слово ”.

Разминку проводит ученик, заранее самостоятельно подготовивший материал по теме “ Лексика ”.

  1. Небольшое животное с шипами на теле.

  2. Орган дыхания водных животных (рыб, раков).

  3. Орган защиты и нападения у пчёл, ос, скорпионов, а также обиходное название раздвоенного длинного языка у ядовитых змей.

  4. Плод дуба.

  5. Иносказательное выражение или изображение, нуждающееся в разгадке.

  6. Пояс, чаще всего широкий, матерчатый.

  7. Аркан у американских охотников.



3) Мотивация учебной деятельности.

С какими разделами науки о языке вы хорошо знакомы?

Что такое лексикология? Что такое лексика? Что такое слово?

Что такое лексическое значение? Ребята, вы когда-нибудь задавали себе вопрос, откуда берутся слова? Как они рождаются? Молодцы.



4) Слово учителя.

Ученые тоже задаются такими вопросами, и даже специально выделили раздел языкознания, который назвали этимологией (с греческого etima - истина, logos - учение, наука) - наука об истинном происхождении слов. Сегодня мы окунемся в увлекательное путешествие по стране этимологии. Ну, что, интересная наука этимология? Ученые-лингвисты в результате своей исследовательской работы составляют этимологические словари, в которых вы в любой момент можете найти ответы на свои вопросы. Такие словари есть в любой библиотеке и даже в интернете. А теперь поработаем со словариками.

5) Толковая страничка. Что я узнал, работая со словарём.

Аршин- тарорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины. 

Душегрейка- теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - как часть старинного женского русского костюма

Белояровый-  нар.-поэт. отборный, лучший из сортов зерна 

Длань- устар., книжн., поэт., высок. ладонь, рука

Брадобрей- устар. то же, что парикмахер; мастер, занимающийся бритьём, стрижкой, укладкой волос.

Вершок- старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка».

Булатный- Клинок ножа из булатной стали.

Горница - Неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Использовалась как парадное помещение, иногда - как кладовая 

Верста- русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам

5) Этимологическая страничка. Упр. №2

Слово нельзя (невозможно) - славянское слово, образовалось от слияния не с существительным льга (свобода). В белорусском до сих пор сохранилась форма льга (можно) и нельга (нельзя). В русском языке слово льга сохранилось в слове льгота (освобождение от каких-либо обязанностей), от льга образовались слова польза и лёгкий. Запишите слова, пунктиром выделите древний общий корень.

6) Физминутка.

7) Работа с учебником упр.№4. задание 2,3 В данных словах найти общие корни, выявить связь исторического развития слова с изменением его морфемного состава. Какие морфемы ушли в прошлое, какие появились? Произвести этимологический анализ слов, т.е. восстановить их морфемный состав и связь с производящей основой, указать древнее значение.



8) Самостоятельная работа: упр№6



возьмите словарь и найдите слова - нелепый, негодяй, вольный. Сделайте запись в тетради "История одного слова".

9) Итог занятия: дети рассказывают друг другу, какие слова они нашли, что нового узнали о происхождении данных слов.

10) Домашнее задание: § 1 упр. 3 этимологический анализ.