Урок русского языка в 7 классе
Дата :
Урок №2
Тема: Этимология как раздел языкознания.
Цели урока:
- отметить особенности этимологии как раздела науки о языке;
-акцентировать внимание на связь исторического развития языка с изменением морфемного состава слов;
-воспитывать ответственное, корректное отношения к подбору лексического значения с учетом различных значений.
Ход урока:
1) Опрос по домашнему заданию.
2) Разминка: Игра “ Угадай слово ”.
Разминку проводит ученик, заранее самостоятельно подготовивший материал по теме “ Лексика ”.
Небольшое животное с шипами на теле.
Орган дыхания водных животных (рыб, раков).
Орган защиты и нападения у пчёл, ос, скорпионов, а также обиходное название раздвоенного длинного языка у ядовитых змей.
Плод дуба.
Иносказательное выражение или изображение, нуждающееся в разгадке.
Пояс, чаще всего широкий, матерчатый.
Аркан у американских охотников.
3) Мотивация учебной деятельности.
С какими разделами науки о языке вы хорошо знакомы?
Что такое лексикология? Что такое лексика? Что такое слово?
Что такое лексическое значение? Ребята, вы когда-нибудь задавали себе вопрос, откуда берутся слова? Как они рождаются? Молодцы.
4) Слово учителя.
Ученые тоже задаются такими вопросами, и даже специально выделили раздел языкознания, который назвали этимологией (с греческого etima - истина, logos - учение, наука) - наука об истинном происхождении слов. Сегодня мы окунемся в увлекательное путешествие по стране этимологии. Ну, что, интересная наука этимология? Ученые-лингвисты в результате своей исследовательской работы составляют этимологические словари, в которых вы в любой момент можете найти ответы на свои вопросы. Такие словари есть в любой библиотеке и даже в интернете. А теперь поработаем со словариками.
5) Толковая страничка. Что я узнал, работая со словарём.
Аршин- тарорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.
Душегрейка- теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - как часть старинного женского русского костюма
Белояровый- нар.-поэт. отборный, лучший из сортов зерна
Длань- устар., книжн., поэт., высок. ладонь, рука
Брадобрей- устар. то же, что парикмахер; мастер, занимающийся бритьём, стрижкой, укладкой волос.
Вершок- старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка».
Булатный- Клинок ножа из булатной стали.
Горница - Неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Использовалась как парадное помещение, иногда - как кладовая
Верста- русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам
5) Этимологическая страничка. Упр. №2

Слово нельзя (невозможно) - славянское слово, образовалось от слияния не с существительным льга (свобода). В белорусском до сих пор сохранилась форма льга (можно) и нельга (нельзя). В русском языке слово льга сохранилось в слове льгота (освобождение от каких-либо обязанностей), от льга образовались слова польза и лёгкий. Запишите слова, пунктиром выделите древний общий корень.
6) Физминутка.
7) Работа с учебником упр.№4. задание 2,3 В данных словах найти общие корни, выявить связь исторического развития слова с изменением его морфемного состава. Какие морфемы ушли в прошлое, какие появились? Произвести этимологический анализ слов, т.е. восстановить их морфемный состав и связь с производящей основой, указать древнее значение.

8) Самостоятельная работа: упр№6


возьмите словарь и найдите слова - нелепый, негодяй, вольный. Сделайте запись в тетради "История одного слова".
9) Итог занятия: дети рассказывают друг другу, какие слова они нашли, что нового узнали о происхождении данных слов.
10) Домашнее задание: § 1 упр. 3 этимологический анализ.