Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1» Кировского района г.Казани
Открытый урок
«Этюд – как совокупность средств художественной выразительности путём развития технических навыков начинающего баяниста»
Автор – составитель:
преподаватель по классу баяна
Горлова Оксана Александровна
Казань 2018 год
Введение
Урок может быть использован в качестве образца при подготовке начинающего баяниста 2 класса к техническому зачёту.
П лан урока 1. Организационный этап. Просмотр наглядного материала и прослушивание аудиозаписи. 2. Основной этап: Игра упражнений «Горка», «Лесенка», гаммы Соль мажор. К.Черни Этюд соль мажор. 3.Заключение. Список используемой литературы.
I. Организационный момент
1. Организационный этап
« Этюд – (от фр. Etude) инструментальная пьеса, основанная на использовании какого – либо технического приёма и предназначенная для развития исполнительской техники». Концертные этюды – технически сложны и подчинены раскрытию художественного замысла.
Ф.Лист Этюд « Блуждающие огни » в исполнении Юрия Шишкина.
2.Основной этап Разыгрывание перед началом игры этюда обязательно. Очень хорошо это делать на простых упражнениях «Лесенка» и «Горка».
Упражнение «Лесенка» Игра по трём рядам по диагонали на баяне соответствует естественному положению кисти. Аппликатура соответственно 2-3-4 пальцы. (Например, начиная с самой верхней кнопки и как показано стрелкой C-C#-D).
Упражнение «Горка» Нисходящее или восходящее движение пальцев по одному ряду. Например, вертикально по первому ряду: C-D#-F#-A, пальцы соответственно 2-3-4-5.
Ученик играет в гамме Соль мажор различные штрихи: нон легато, легато и стаккато и запоминает так называемую «походку» пальцев, штриховую палитру, а также интонационное тяготение и динамику, чтобы потом перенести уже имеющиеся навыки в исполнение этюда.
Как побудить ребенка к словесному, а потом уже практическому анализу исполняемой пьесы?
Конечно же, проиграть ему Этюд К.Черни соль мажор.
К.Черни – австрийский композитор и пианист, в 19 веке считался одним из лучших преподавателей игры на фортепиано, множество его этюдов переложены для учащихся музыкальных школ и являются очень удобными для развития различных видов техники баянистов.
К.Черни Этюд Соль мажор
Играя Этюд учащийся анализирует то, что уже хорошо получается, а также обращает внимание на то, что не получается, какие средства художественной выразительности он не смог в полной мере воплотить и почему.
Помочь ученику качественно и художественно – выразительно исполнять пьесу, слушать интонационное тяготение фраз, характер главной темы и аккомпанемента, переносить различные штрихи из гаммы и упражнений в исполняемый этюд – вот задача преподавателя.
После контрольного проигрывания учащийся анализирует то, что ему пока не удалось воплотить:
1. Ритмический рисунок должен быть более точным;
2. «Походка» пальцев - соответствовать штриху стаккато, а местами и смешанному штриху.
3. Фразировка более конкретная;
4.Линия баса в аккомпанементе отчётливая.
Заключение На начальном этапе обучения важно постепенно подводить учащегося к освоению технических навыков игры на баяне и целесообразному выбору средств художественной выразительности.
Список используемой литературы: 1.Б.М.Егоров. К вопросу о систематизации баянных штрихов./Баян и баянисты. Вып6.М,:1984. 2. М.Имханицкий. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. Учебное пособие по курсу методики обучения игре на баяне (аккордеоне)/РАМ им.Гнесиных., 1997. 3.Ф.Липс. Искусство игры на баяне. М.:Л61 Музыка, 1985. 4.А.Мирек. Основы постановки аккордеониста 5. В.И.Петухов. Вопросы методики обучения игре на баяне. 2 ч. Учебное пособие/Петухов В.И. ТГИИК, Кафедра оркестрового дирижирования. Тюмень, 2003. 6. И.Пуриц. Методические статьи по обучению игре на баяне.-М.: Издательский дом «Композитор», 2001. 7.В.Чиняков. Преодоление технических трудностей на баяне. М Издательство «Музыка», 1982. Нотные сборники: 1. Сост. А.Денисов, В.В.Угринович. Баян подготовительная группа. Переиздание. «Кифара». 1994. 2.Сост.И.д.Алексеев, Н.И.Корецкий. Баян первый класс. Переиздание.»Кифара», 1994.
Спасибо за внимание!