7 к Урок № 5 _________________
Этюды
Цели урока: Дать определение понятиям, Познакомиться с композитором – автором этюда, Прослушать известный этюд
Ход урока.
1. орг. Момент
2. мотивация
Сегодня мы узнаем о камерных жанрах инструментальной музыки. Сравним прелюдии, этюды, созданные композиторам в разные исторические эпохи.
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
Открой тетрадь, запиши тему урока и определения (ЭТЮД), а также Фамилии и имена композиторов с которыми сегодня познакомишься.
III. Изучение нового материала ( /)
Этюд (от фр. изучение, упражнение) - это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте.
Это понятие встречается и в живописи: этюд - набросок, эскиз будущей картины.
В XIX веке с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр - концертные этюды.
Концертный этюд - это музыкальное произведение, технические трудности которого подчинены раскрытию художественного замысла композитора.
Не менее совершенное сочетание исключительного технического мастерства и яркого художественного образа отличает прелюдии и этюды-картины русского пианиста-виртуоза, композитора С. В. Рахманинова (появившиеся позже).
Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение».
Этюды бывают не только в музыке:
Почему в 19 веке фортепианные этюды стали очень популярны, с чем это связано? Да,да, именно с пианино, ведь до создания фортепиано,а это случилось (в 18 веке)музыканты играли на клавесине и клавикорде. А теперь всем хотелось научиться играть на новом инструменте!
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
Итак, этюд это упражнение для развития техники.
- Будет ли нам интересно на концерте слушать, как музыкант тренируется, работает?
-Конечно же нет, вот тогда то и стали придумывать не просто упражнения, а произведения в которых есть чувства, эмоции, развитие….Конечно же это не простое музыкальное произведение, а технически сложное-ВИРТУОЗНОЕ.
И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков (эпоха романтизма), искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца. Яркими представителями романтизма являются польский композитор Фредерик Шопен (1810-1849) и венгерский композитор Ференц Лист (1811-1886). Оба они были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист - в больших концертных залах.
Фридерик Шопен (1810-1849) - крупнейший представитель польского музыкального искусства. основоположник польской музыки; величайший пианист, вдохновленный импровизатор; патриот, великий гражданин своей страны.
Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике.
В этюдах Шопена звучит романтическая мечта о чувствах, возвышающих человека, - это и мысли о любви, и созерцание природы, и революционный пафос.
Послушайте знаменитый Этюд №12 "Революционный" Ф.Шопена
Ференц Лист (1811-1886) - знаменитый венгеро-немецкий композитор, выдающийся пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма.
Ф.Лист стремился приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. Он был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности.
- Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства»; в них десять пьес из двенадцати получили программные названия. Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию.
Послушайте Этюд № 12 "Метель" Ференца Листа из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства»
VII. Подведение итогов. Рефлексия