СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этюды К. Черни,как средство развития техники

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методдоклад освещает вопросы развития техники юного пианиста с помощью этюдов Карла Черни. Обращается внимание на развитие мелкой техники исполнения.

Просмотр содержимого документа
«Этюды К. Черни,как средство развития техники»





Фортепианное искусство

Карла Черни






«Этюды Черни,

как средство развития техники»







Введение

В истории пианистического искусства всегда была актуальной проблема технического воспитания. Известно, что исполнитель без развития техники не в состоянии в полной мере раскрыть образ музыкального произведения.

Техника – это комплекс средств, позволяющих овладеть самыми разными стилями. Чем богаче технический опыт пианиста, тем ярче, качественней его игра.

С первых лет обучения на фортепиано особое внимание преподаватели уделяют систематической работе над этюдами

Цель доклада - проанализировать наиболее исполняемые этюды К. Черни под редакцией Г. Гермера.

Тема доклада: Этюды Карла Черни как средство развития фортепианной техники пианиста актуальна и сегодня.

Объектом исследования: стали Этюды К. Черни ред. Г. Гермера.

Методы: анализ, разбор текста.

Видный австрийский музыкант, замечательный классик жанра этюда, блестящий фортепианный педагог Карл Черни прожил 66 лет. Он был младшим современником Л. Бетховена, К. Вебера, И. Гуммеля и старшим Р. Вагнера, Ф. Листа, И. Брамса. Вся жизнь выдающегося пианиста, педагога и композитора К. Черни, чеха по национальности, прошла в Вене. Первоначальное музыкальное образование он получил у своего отца – пианиста Венцеля Черни. Занятия маленького музыканта протекали настолько успешно, что уже в 7лет он свободно импровизировал и владел весьма обширным репертуаром, включающим произведения В.А. Моцарт, И. Гайдна, Баха, М. Клементи, читал партитуры. Он был образован, самостоятельно изучил 7 языков. Слава пришла к Черни рано, ему едва минуло 14 лет, когда он стал авторитетным педагогом, учиться у которого считалось за честь.

В 9 лет в жизни Черни произошло большое событие: он попал на прослушивание к Л. Бетховену. Великий композитор нашел, что мальчик талантлив, и согласился заниматься с ним. Трудно переоценить значение уроков Бетховена для формирования творческой личности Черни: 3 года занятий оставили в его памяти след на всю жизнь и до последних дней он общался с ним. Яркое педагогическое дарование Черни, его незаурядные педагогические данные помогли завоевать уважение музыкантов. Уже в юности Черни пользуется заслуженной славой самобытного педагога. За время своей педагогической работы Черни воспитал множество пианистов, но особое место принадлежит Ф. Листу. Во взаимосвязи Бетховен – Черни – Лист, Черни сыграл большую связующую роль, в том, что с одной стороны переработал классическую технику Бетховена, с другой стороны – передал свой опыт молодому Листу, который поднял технику Черни на очень высокую ступень виртуозности. Он был необычайно плодовитым композитором (по словам Лешетицкого, его учитель создавал музыкальные произведения с такой же скоростью, как пишут письма и диктанты). Перу Черни принадлежит множество произведений для различных составов исполнителей и в различных жанрах. Значительное место в его творчестве занимают духовные сочинения: симфонии, концерты, упражнения, трио, сонаты, 24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и другие. Среди произведений Черни – сочинения для оркестра, камерно- инструментальных ансамблей, хоры, песни для одного и нескольких голосов, музыкальные номера для спектаклей драматического театра. Наиболее известны произведения Черни для фортепиано. В некоторых из них использованы чешские народные мелодии. Многие сочинения композитора остались в рукописи и хранятся в архиве «Общества друзей музыки» в Вене. Особенно значителен вклад Черни в инструктивно – педагогическую литературу для фортепиано. Трудно найти в нашей стране музыканта, не прошедшего с самых юных лет школу овладения техническим мастерством игры на фортепиано. Многие поколения пианистов учились и учатся на его упражнениях, используя этюдные произведения Черни как фундаментальную опору своей техники. Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения, которые составляют сборники, школы, включающие сочинения различной степени трудности и направленные на систематическое овладение различными приёмами игры на фортепиано. Черни принадлежат многочисленные методические труды, где он предстаёт творчески мыслящим музыкантом и педагогом. Совершенствование виртуозности не являлось для него самоцелью: по его словам, в технике он видел «только средство, с помощью которого можно передать дух и чувство в исполнении». Этюды его музыканты исполняют, делая свои первые шаги, и когда совершенствуют свое мастерство. Произведения Черни – подлинная энциклопедия фортепианной техники первой половины 19 века. Огромное наследие фортепианноинструктивной литературы оставленной Карлом Черни включает произведения различной трудности и охватывает все стороны фортепианного исполнительства:

«48 этюдов в форме прелюдий» ор. 161

«Школа беглости» ор. 299

«Школа стаккато и легато» ор.355

«Школа украшений» ор. 335

«40 ежедневных этюдов» ор. 337

«Школа для левой руки» ор. 339

«Подготовительная школа развития пальцев»

«Школа развития пальцев» ор. 740

«Школа развития высшей ступени виртуозности»

«Школа виртуоза»

Каждая школа Черни, и каждый этюд имеют свою конкретную цель и задачу. Его этюды — это не только упражнения для техники, но и законченные музыкальные этюды. Из наиболее легких и популярных сборников, которые изучают в музыкальных школах, следует отметить «Избранные этюды» под редакцией Генриха Гермера. «Школа беглости» ор. 299 является продолжением этого сборника. Наиболее сложной ступенью и лучшим этюдным сборником является «Искусство беглости пальцев» ор. 740, с которым знакомятся в последних классах школы, однако они звучат редко из-за технической сложности. Над ними продолжают работать в музыкальном колледже.

Наиболее подробно рассмотрим сборник этюдов под редакцией Гермера, которые часто исполняются в музыкальных школах. Сборник состоит из 2 частей. В первой части 50 этюдов. Этюды легко читаются с листа. Это помогает быстро освоить тот или иной вид техники и чувствовать себя в них удобно и комфортно. Черни обобщил в этих этюдах все виды техники, а Гермер систематизировал весь материал, изучив около 10 опусов этюдов. Этюды усложняются постепенно. Первые 10 этюдов – в две строки, большинство из них имеют простой тональный план и размер.

Г.Гермер, редактируя этюды Черни, расположил по принципу «парной» систематизации для левой и правой руки. Так этюды №1 и №2; №3 и №4; №5 и №6 являются парными, где партии правой руки первого этюда совпадают с партией левой руки второго этюда. Из-за того, что обычно левая рука отстает от правой руки, их следует поиграть одновременно.

Достаточно большое место в сборнике занимают гаммообразные этюды: №1, №2, №15. №17, №21, №22, №24, №25 и так далее. Черни полагал – гаммы фундамент техники (это актуально и в наше время). Работу над гаммами он считал лучшим средством для овладения виртуозностью. Он рекомендовал учить гамму легато, стаккато, применять метрические ударения, крещендо, диминуэндо. Музыканты педагоги знают, что тот, кто не работал над гаммами и арпеджио, встретившись в пассажах в классических произведениях, вынуждены учить их каждый раз заново. Играя гаммы, музыкант развивает свою технику, лучше ориентируется на клавиатуре.

Очень хорошо разработан раздел на мелкую технику, что служит развитию ровности, быстроты и отчетливости исполнения. Так в этюдах №3 и №4 (альбертиевы басы), №5 (ломаное арпеджио), №8 и №10 (терции, тремоло), №11(трели), №12 (группетто), №27 (репетиция), №31,№35, №38 (короткое арпеджио в разных комбинациях). Достаточно разнообразен ритмический материал: №20 и №28 (триоли), №12 (квинтоли, подготовка к группетто), №19 (пунктирный ритм), №30 и №31 (подготовка к арпеджио), №35 (ломаное арпеджио).

Многие этюды не лишены художественных достоинств. Пример такого сочинения может служить этюд №23, исполняемый в 1-2 классах школы. Это этюд задорно-скерцозного характера, разнообразный по фактуре. Он подготавливает обучающегося к исполнению гамм, арпеджио, аккордов, трелий. В этюдах №9 и №13 развивается прием, заложенный в этюде №3. Этюды №5 и №6 «парные для левой и правой руки – можно соединить и поиграть как упражнением в «собранных» и «разложенных» терциях, а затем поработать над этюдом № 8. Стоит обратить внимание, над одновременность звучания двух нот. Можно поиграть как упражнение

верхний голос – форте,

нижний голос – пиано.

В верхнем голосе стремиться к легато.

Во времена Черни предавалось большое значение украшениям. Считалось, что они придают пальцам легкость и активизируют их. Так в этюдах №33 и №37 (перечеркнутый форшлаг) должен исполняться почти с главной нотой очень быстро и коротко.

Во второй части сборника 32 этюда. Все виды техники в них усложняются. Так гаммообразные пассажи представлены в разных интервалах. В. этюдах №15, №26, №29 (терция, децима) появляется сложный размер 6/8, 4/8, 3/2. Наряду с короткими появляется длинное арпеджио в этюдах №19 и №20. Хроматические гаммы в этюде №18.

Подробнее остановлюсь на этюде №32 тональность ми мажор. Фактурными особенностями этюда является техника исполнения короткого и длинного арпеджио. В этюде две части. В первой части следует провести тему в левой руке. Аккорды играть с хорошей опорой, четко. Ошибка учащихся играть в одном нюансе, следует проследить за динамическими оттенками (пиано, меццофорте). Можно поиграть тему двойными нотами (аппликатура точная). В правой руке – короткое арпеджио (в работе над коротким арпеджио важно объединяющее движение кисти от первого пальца к пятому при движении руки вверх и от пятого к первому при движении руки вниз), все ноты триоли прослушать. В длинном арпеджио внимание на подкладывание первого пальца (плавно, без толчка), гибкое запястье, выразительное исполнение. В теме вести горизонталь, не дробить на мелкие куски. Во второй части слушать мелодию как бы двойными нотами, аккорды не передерживать (через паузы), играть выразительно. В левой руке прослушивать все ноты триолей, обратить внимание на длинное арпеджио, поработать пунктирным ритмом. В пассаже в октаву – обратить внимание на партию левой руки, во избежание несогласованности в звучании обеих рук, так как левая часто отстает, можно поиграть следующее упражнение:

правая рука – пиано,

левая рука – форте.

Звук в пассаже четкий, прослушивать все ноты.

Конец этюда исполнять убедительнее по звуку, внимание на окончание, где может быть неточность счета.

Для исполнения этюдов Черни не требуется эмоциональный подъем или лирическая настроенность, но необходимы другие качества, связанные с хорошей фразировкой, напевным звучанием, четким ритмом и так далее. Его этюды не только приобщают учащихся к первоначальным основам фортепианной технике, но и подводят их интонационно и пианистически к произведениям классической музыки.

Заключение:

Этюды Черни на разные виды техники помогают развить ритмические навыки, скоординировать игровые движения, добиться большей подвижности и ловкости игрового аппарата исполнителя. Практика показывает, что наибольшие успехи делают ученики, которые за год проходят большее количество произведений различных стилей, в том числе и технических.





























6