СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнический туризм Кабардино-Балкарской республики

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этнический туризм Кабардино-Балкарской республики»

Этнический туризм в Кабардино-Балкарии

Этнический туризм в Кабардино-Балкарии

Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика (Кабарди́но-Балка́рия; кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; ) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский Образована 1 сентября 1921 года. Столица — город Нальчик.
  • Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика (Кабарди́но-Балка́рия; кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; ) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский
  • Образована 1 сентября 1921 года. Столица — город Нальчик.
Кабардинцы — одна из этнических групп адыгов (черкесов). Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.
  • Кабардинцы — одна из этнических групп адыгов (черкесов).
  • Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.
Чем интересен данный этнос? Историческая родина кабардинцев, балкарцев, черкесов, древнейших народов с самобытной культурой, корни которой уходят в глубь тысячелетий, а сама она заметно отличается как от западной, так и от восточной. Европейские путешественники, в разное время посетившие Кавказ, были поражены и восхищены характером этой цивилизации и народом ее создавшим.

Чем интересен данный этнос?

  • Историческая родина кабардинцев, балкарцев, черкесов, древнейших народов с самобытной культурой, корни которой уходят в глубь тысячелетий, а сама она заметно отличается как от западной, так и от восточной. Европейские путешественники, в разное время посетившие Кавказ, были поражены и восхищены характером этой цивилизации и народом ее создавшим.

Традиции и обычаи кабардинцев

  • У к Кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Гость считался посланцем бога и отношение к нему было соответственное. Кабардинцы строили для гостей отдельный домик (хьэщ1эщ) со всем необходимым для приятного и спокойного отдыха. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега. Обслуживать его обязан был сам хозяин дома. Гостью оказывались самые доброжелательные знаки внимания и при необходимости могли отдать жизнь за него. В высших сословиях было широко распространено и аталычество, один из древнейших обычаев у всех народов Кавказа. Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Особенно строго он соблюдался уорками, поэтому её называли «уоркъ хабзэ». весь моральный кодекс назывался «адыгагъэ» (адыгство). немецкий академик П-С. Паллас, побывавший в Кабарде в 1793 году, назвал кабардинский этикет «вежливостью, доведенной до крайности». Благожелательность-главная черта кабардинского этикета. В 16-18 вв. этикет кабардинцев считался наиболее разработанным и изысканным на всем Кавказе, поэтому сюда приезжали учиться правилам поведения детей знати кавказских народов и крымских ханов.
Кабардинская свадьба Кабардинские свадьбы сегодня - не только радость и красивое зрелище. Это не утихающие споры, а иногда и конфликты. Дело в том, что традиционное, полностью соответствующее старинным обычаям действо должно длиться не один год. Семья жениха сначала долго подыскивала достойную невесту. Затем через своих родственников делала предложение ее родным. В случае согласия (а его могли дать не сразу) семьи начинали договариваться о калыме. Делалось это неспешно, но основательно. После этого происходили смотрины невесты, позже - обручение. Все эти действа проводились строго по народным традициям, следовали строгому ритуалу или, если хотите, сценарию. Когда жених вносил часть калыма, невесту можно было выводить из родительского дома. Процесс вывода тоже строго регламентирован. Он не менее зрелищный, чем сами кабардинские свадьбы.

Кабардинская свадьба

  • Кабардинские свадьбы сегодня - не только радость и красивое зрелище. Это не утихающие споры, а иногда и конфликты. Дело в том, что традиционное, полностью соответствующее старинным обычаям действо должно длиться не один год. Семья жениха сначала долго подыскивала достойную невесту. Затем через своих родственников делала предложение ее родным. В случае согласия (а его могли дать не сразу) семьи начинали договариваться о калыме. Делалось это неспешно, но основательно. После этого происходили смотрины невесты, позже - обручение. Все эти действа проводились строго по народным традициям, следовали строгому ритуалу или, если хотите, сценарию. Когда жених вносил часть калыма, невесту можно было выводить из родительского дома. Процесс вывода тоже строго регламентирован. Он не менее зрелищный, чем сами кабардинские свадьбы.
Девушку поселяли в одном доме, жениха - в другом. До самой свадьбы он не мог видеться с родственниками и особенно со старейшинами и невестой. Только спустя продолжительное время девушку приводили в дом жениха, в комнату, где они будут жить. Но в общий зал ее выводили только через несколько недель. Конечно, это описание - только максимально сжатый конспект настоящего праздника. Ритуалы намного обширнее, красочнее. Но сегодня редко кто из кабардинцев строго их придерживается. Даже самая красивая кабардинская свадьба сегодня содержит только элементы народной культуры: музыку, пение, иногда национальные костюмы.
  • Девушку поселяли в одном доме, жениха - в другом. До самой свадьбы он не мог видеться с родственниками и особенно со старейшинами и невестой. Только спустя продолжительное время девушку приводили в дом жениха, в комнату, где они будут жить. Но в общий зал ее выводили только через несколько недель. Конечно, это описание - только максимально сжатый конспект настоящего праздника. Ритуалы намного обширнее, красочнее. Но сегодня редко кто из кабардинцев строго их придерживается. Даже самая красивая кабардинская свадьба сегодня содержит только элементы народной культуры: музыку, пение, иногда национальные костюмы.
Сегодня, как и в старину, невесту тоже могут украсть. Ее так же поселяют в дом родственников, но, когда приезжают ее родители, спрашивают согласия девушки. Если она согласна, в дом приходит Имам и заключает брак. Кстати, многие считают, что кабардинские свадьбы должны проходить именно в доме, а не в ресторане. Это первая особенность. Если невеста не согласна, она может просто уйти домой. Это тоже особенность нашего времени. После заключения Имамом мусульманского брака начинается подготовка к свадьбе. Нельзя на традиционной свадьбе соединять мужчин и женщин. Традиции требуют, чтобы они веселились отдельно. И, конечно, невеста должна быть скрыта от посторонних взглядов.
  • Сегодня, как и в старину, невесту тоже могут украсть. Ее так же поселяют в дом родственников, но, когда приезжают ее родители, спрашивают согласия девушки. Если она согласна, в дом приходит Имам и заключает брак. Кстати, многие считают, что кабардинские свадьбы должны проходить именно в доме, а не в ресторане. Это первая особенность. Если невеста не согласна, она может просто уйти домой. Это тоже особенность нашего времени. После заключения Имамом мусульманского брака начинается подготовка к свадьбе. Нельзя на традиционной свадьбе соединять мужчин и женщин. Традиции требуют, чтобы они веселились отдельно. И, конечно, невеста должна быть скрыта от посторонних взглядов.
 По правилам адыгэ нэмыс радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, сочиненными и посвященными специально этому случаю, людям – виновникам торжества, их близким. Нэмыс на свадьбе предписывал всем участникам радостное праздничное настроение, веселые, остроумные шутки, смех, песни, танцы, праздничные наряды, праздничные блюда, торжественные застолья – при высокой культуре, которая выражалась и в чувстве меры.  Ни в какие рамки нэмыс не укладывались появление на свадьбе пьяных, громко и развязно выясняющих свои отношения, о сквернословии и речи не могло быть. Словом, полная радость в обрамлении культуры и красоты. Все, что не вписывается в этот фон, считается неприличным, неэтичным, противоречащим адыгэ нэмыс – адыгскому этикету.

По правилам адыгэ нэмыс радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, сочиненными и посвященными специально этому случаю, людям – виновникам торжества, их близким. Нэмыс на свадьбе предписывал всем участникам радостное праздничное настроение, веселые, остроумные шутки, смех, песни, танцы, праздничные наряды, праздничные блюда, торжественные застолья – при высокой культуре, которая выражалась и в чувстве меры. Ни в какие рамки нэмыс не укладывались появление на свадьбе пьяных, громко и развязно выясняющих свои отношения, о сквернословии и речи не могло быть. Словом, полная радость в обрамлении культуры и красоты. Все, что не вписывается в этот фон, считается неприличным, неэтичным, противоречащим адыгэ нэмыс – адыгскому этикету.

Вывод невесты

Брат или ближайший родственник вступающего в супружество с многочисленными друзьями, по сему случаю приглашаемыми, является в дом невесты, где проводят несколько суток до сделки относительного платежа выкупа, причем приглашенные друзья жениха, каждый что-нибудь платит за него. В продолжение сего времени нет шуток удалых и веселых, которым не подвергали бы приехавших за невестой. Всякую ночь молодежь собирается в доме, где расположены гости, и проводит в шуме, играх и шалостях всю ночь до света. Все хорошее платье с гостей снимают, обыкновенно отдавая им взамен самое изношенное, почему приезжающие за невестой нередко одеваются в плохие и изношенные одежды. Перед самым отъездом один из числа приехавших за невестой должен, пойдя в тот дом, где она находится, окруженная множеством женщин, коснуться ее платья, до чего находящаяся при невесте толпа женщин старается не допускатъ, в чем нередко и успевают. Во избежание такой борьбы делают подарки пожилым женщинам, которые при этом случае, так сказать, располагают церемонией, и после того жених свободно получает невесту. Такое обыкновение называется выводом невесты.

Если дом, назначенный для первоначального пребывания невесты, находится не в том же ауле, то она едет обыкновенно на арбе, запряженною парой коней или волов. Конные толпы едут спереди и сзади арбы, напевая протяжные веселые песни, нарочно для свадебных случаев сложенные, и беспрестанно стреляя из ружей и пистолетов. Невесту привозят обыкновенно в дом приятеля жениха, в дверях которого останавливается весь поезд. Невесту вводят в покои, а сопровождавшие ее разъезжаются, сделав еще несколько выстрелов, направленных обыкновенно в трубу дома, где находится невеста. Здесь совершают бракосочетание по обрядам мугамеданской религии. Муж обыкновенно удаляется в дом какого-либо своего приятеля и оттуда посещает молодую супругу по захождению солнца в сопровождении одного молодого человека. Перед его приходом обыкновенно никого постороннего не бывает. Молодая жена стоит у постели в безмолвии, пока сопровождающий супруга ее не удалится из комнаты. Супруги обыкновенно расстаются до восхождения солнца.

Если дом, назначенный для первоначального пребывания невесты, находится не в том же ауле, то она едет обыкновенно на арбе, запряженною парой коней или волов. Конные толпы едут спереди и сзади арбы, напевая протяжные веселые песни, нарочно для свадебных случаев сложенные, и беспрестанно стреляя из ружей и пистолетов. Невесту привозят обыкновенно в дом приятеля жениха, в дверях которого останавливается весь поезд. Невесту вводят в покои, а сопровождавшие ее разъезжаются, сделав еще несколько выстрелов, направленных обыкновенно в трубу дома, где находится невеста. Здесь совершают бракосочетание по обрядам мугамеданской религии. Муж обыкновенно удаляется в дом какого-либо своего приятеля и оттуда посещает молодую супругу по захождению солнца в сопровождении одного молодого человека. Перед его приходом обыкновенно никого постороннего не бывает. Молодая жена стоит у постели в безмолвии, пока сопровождающий супруга ее не удалится из комнаты. Супруги обыкновенно расстаются до восхождения солнца.

У самой ограды мужнина дома сопровождающие новобрачную останавливают ее. Тут родственники мужа должны разостлать на земле шелковую ткань, начиная от дверей ограды до дверей дома, для вступления по ней молодой супруги в дом, где начнется для нее новая эпоха жизни. На пороге мужнина дома новобрачную осыпают сухариками, изготовленными нарочно, что называется осыпанием. Вслед за тем подносят ей блюдо с медом и маслом или орехами. Старухи опоражнивают блюдо. Три дня продолжаются опять торжественные пляски и игры. Брак должен заключаться по равенству родов.

У самой ограды мужнина дома сопровождающие новобрачную останавливают ее. Тут родственники мужа должны разостлать на земле шелковую ткань, начиная от дверей ограды до дверей дома, для вступления по ней молодой супруги в дом, где начнется для нее новая эпоха жизни. На пороге мужнина дома новобрачную осыпают сухариками, изготовленными нарочно, что называется осыпанием. Вслед за тем подносят ей блюдо с медом и маслом или орехами. Старухи опоражнивают блюдо. Три дня продолжаются опять торжественные пляски и игры.

Брак должен заключаться по равенству родов.

Из приведенного описания свадебного обряда четко просматриваются сила и красота истинной адыгской дружбы, взаимоподдержки, имевшие место в жизни народа в прошлом! Обращает на себя внимание роль друга жениха. Сколько хлопот и забот он берет на себя ради друга Сколько времени, сил, средств он отдает долгу дружбы! И вообще, внимательное изучение адыгского этикета открывает нам, что долг дружбы проходит через всю систему этикетных взаимоотношений, через весь комплекс обычаев и обрядов, объединяя и украшая их.

Из приведенного описания свадебного обряда четко просматриваются сила и красота истинной адыгской дружбы, взаимоподдержки, имевшие место в жизни народа в прошлом! Обращает на себя внимание роль друга жениха. Сколько хлопот и забот он берет на себя ради друга Сколько времени, сил, средств он отдает долгу дружбы! И вообще, внимательное изучение адыгского этикета открывает нам, что долг дружбы проходит через всю систему этикетных взаимоотношений, через весь комплекс обычаев и обрядов, объединяя и украшая их.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ В ОБЫЧАЯХ И ТРАДИЦИЯХ КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ. Искусство приготовления пищи является общечеловеческим достоянием. Национальная кухня кабардинцев и балкарцев сложилась исторически и имеет свои специфические особенности. В целом вся пища делилась на обыденную - каждодневную, праздничную, дорожную и обрядовую.Ежедневная пища большинства крестьян была однообразной. Она состояла из айрана, калмыцкого чая, овечьего сыра и чуреков.Празднично-торжественные случаи и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ В ОБЫЧАЯХ И ТРАДИЦИЯХ КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ.

Искусство приготовления пищи является общечеловеческим достоянием. Национальная кухня кабардинцев и балкарцев сложилась исторически и имеет свои специфические особенности. В целом вся пища делилась на обыденную - каждодневную, праздничную, дорожную и обрядовую.Ежедневная пища большинства крестьян была однообразной. Она состояла из айрана, калмыцкого чая, овечьего сыра и чуреков.Празднично-торжественные случаи и исполнение различных обрядов, отличались большими пиршествами, для которых готовились разнообразные кушанья и напитки.

КАБАРДИНСКАЯ КУХНЯ

  • Кабардинская кухня — традиционная кухня кабардинцев. Изобилует блюдами из птицы с соусом (джэдлибже). В качестве гарнира обыкновенно используются каши. Мясо-молочный суп называется лицуклибже. Десерты представлены пышками-лакум и халвой-закерис (зыкIэрыс).
  • В 1667 году об адыгской (кабардино-черкесской) кухне путешественник Эвлия Челеби с восторгом сообщал[2]:
  • Прежде чем приступить к еде, выставляют деревянные столы и зажигают восковую свечу. Каждый, поклонившись восковой свече, произносит один раз: «Дану, дану мамелук!», потом приступают к еде. После еды, также обратившись к свече, убирают стол. Это странное зрелище.
  • Все едят варёную пасте из проса, то есть просяную, чуть сваренную кашу, которую руками скатывают в шарики и едят их совсем горячими, погружая в сазбаль (подлива). Вылив его в особого рода ореховую ступку, смешав с горчицей и солью, кладут в миски и, полив ореховым маслом, посыпают красным перцем. В этот же сазбаль кладут красное ореховое масло и жирный сыр. Головы, рога, копыта, печень, желудки, ножки, почки и почечный жир жирных баранов и ягнят моют в семи чистых водах и того барана целиком готовят в печи-тандыре и подают на обед. Готовят его в печи так, что он становится похожим по вкусу на косулю. В горах таким же образом готовят косуль, быков и прочую охотничью добычу. В горах едят кебаб из гусей, уток, птиц, называемых куропатками, фазанами и черными дроздами.
  • Все население пьет кумыс из кобыльего молока, талкан, айран, курт-айран, острую бузу, крепкую бузу, бузу на меду — крепкую и разбавленную; воды большинство людей пьет мало.
Достопримечательности КБР Тамбукан. Лечебные грязи озера Тамбукан  Тамбукан. Лечебные грязи озера ТамбуканОзеро Тамбукан можно назвать одним из древнейших SPA-курортов России. Сюда приезжала вся петербургская знать, иностранные гости, а в советское время в близлежащие санатории Ставрополья и КБР приезжали со всех республик СССР. Тамбуканские грязи лечили многие болезни, в том числе те, от которых не могли помочь традиционные методы лечения.

Достопримечательности КБР

Тамбукан. Лечебные грязи озера Тамбукан

Тамбукан. Лечебные грязи озера ТамбуканОзеро Тамбукан можно назвать одним из древнейших SPA-курортов России. Сюда приезжала вся петербургская знать, иностранные гости, а в советское время в близлежащие санатории Ставрополья и КБР приезжали со всех республик СССР. Тамбуканские грязи лечили многие болезни, в том числе те, от которых не могли помочь традиционные методы лечения.

Лечебно-оздоровительная местность «Джилы-Су». В 2002 году Постановлением Правительства КБР Лечебно-оздоровительная местность «Джилы-Су» была отнесена к «Землям особо охраняемых территорий». Комплекс расположен на территории Национального парка Приэльбрусье.
  • Лечебно-оздоровительная местность «Джилы-Су».
  • В 2002 году Постановлением Правительства КБР Лечебно-оздоровительная местность «Джилы-Су» была отнесена к «Землям особо охраняемых территорий». Комплекс расположен на территории Национального парка Приэльбрусье.
Экскурсионно-туристический комплекс «Чегемские водопады»
  • Экскурсионно-туристический комплекс «Чегемские водопады»
Водопад Гедмишх Россия, Кабардино-Балкария, Зольский район В Зольском районе Кабардино-Балкарии находится красивейший водопад Гедмишх. Для туристов доступен он стал совсем недавно, так как раньше добраться сюда было просто невозможно

Водопад Гедмишх

  • Россия, Кабардино-Балкария, Зольский район
  • В Зольском районе Кабардино-Балкарии находится красивейший водопад Гедмишх. Для туристов доступен он стал совсем недавно, так как раньше добраться сюда было просто невозможно
Альпинистско-охотничий музей им. В. Высоцкого Россия, Кабардино-Балкария, Эльбрусский район, Тегенекли Альпинистско-охотничий музей имени Высоцкого создан в память об этом кумире многих людей. Почему альпинистско-охотничий? Ответ довольно прост. Этот музей находится на высоте около 1850 метров, а основал его житель Кабардино-Балкарии Х. Залиханов, который был профессором охотоведения и тренером по альпинизму

Альпинистско-охотничий музей им. В. Высоцкого

  • Россия, Кабардино-Балкария, Эльбрусский район, Тегенекли
  • Альпинистско-охотничий музей имени Высоцкого создан в память об этом кумире многих людей. Почему альпинистско-охотничий? Ответ довольно прост. Этот музей находится на высоте около 1850 метров, а основал его житель Кабардино-Балкарии Х. Залиханов, который был профессором охотоведения и тренером по альпинизму
Знаменитые гости Нальчик неизменно привлекал внимание известных и выдающихся людей. В столице Кабардино-Балкарии в разные периоды жили и создавали свои произведения многие деятели культуры и искусства, исследователи и писатели. Здесь бывали и воспевали нашу землю великий драматург и поэт А. С. Грибоедов, писатель В. А. Гиляровский, поэт Коста Хетагуров, исследователи Кавказа М. М. Ковалевский и В. Ф. Миллер, композиторы М. А. Балакирев и С. И. Танеев, который записал множество песен и мелодий на кабардинские и балкарские темы. Летом 1917 года в Нальчике гостил великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Здесь жила и похоронена известная украинская писательница Марко Вовчок, чей музеи в Долинске и ныне хранит память о ней. Позже в Нальчике бывали писатели: А. А. Фадеев, М. М. Пришвин, Ю. Н. Либединский, И. Э. Бабель, М. 3. Кольцов, Н. С. Тихонов и другие. Приезжали в Нальчик и такие государственные деятели, как И. В. Сталин, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, И. Ф. Арманд, М. И. Калинин, А. И. Микоян, А. С. Енукидзе, Н. И. Бухарин, В. В. Куйбышев.

Знаменитые гости

  • Нальчик неизменно привлекал внимание известных и выдающихся людей. В столице Кабардино-Балкарии в разные периоды жили и создавали свои произведения многие деятели культуры и искусства, исследователи и писатели.
  • Здесь бывали и воспевали нашу землю великий драматург и поэт А. С. Грибоедов, писатель В. А. Гиляровский, поэт Коста Хетагуров, исследователи Кавказа М. М. Ковалевский и В. Ф. Миллер, композиторы М. А. Балакирев и С. И. Танеев, который записал множество песен и мелодий на кабардинские и балкарские темы. Летом 1917 года в Нальчике гостил великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Здесь жила и похоронена известная украинская писательница Марко Вовчок, чей музеи в Долинске и ныне хранит память о ней.
  • Позже в Нальчике бывали писатели: А. А. Фадеев, М. М. Пришвин, Ю. Н. Либединский, И. Э. Бабель, М. 3. Кольцов, Н. С. Тихонов и другие. Приезжали в Нальчик и такие государственные деятели, как И. В. Сталин, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, И. Ф. Арманд, М. И. Калинин, А. И. Микоян, А. С. Енукидзе, Н. И. Бухарин, В. В. Куйбышев.