Этнокультурный компонент
(история и культура марийского народа)
в содержании предметов
История России, история и культура Башкортостана
Российская Федерация (Россия) является многонациональной страной: в ней проживают более полторы сотни народов и народностей. Перед нами, учителями, встает вопрос, как воспитать свободную, духовно-нравственную, ответственную, развитую, здоровую и толерантную личность – гражданина России в условиях поликультурного и этнокультурного образования.
Введение этнокультурного компонента (история и культура марийского народа) в содержание предметов история России и история Башкортостана позволяет в нашей школе, где родным языком изучения является марийский, познакомить учащихся с национальными особенностями культурного развития своего народа, дать представление о духовных ценностях традиционной культуры, рассказать о культурно-историческом наследии своего этноса, решить задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, развития творческого потенциала детей через приобщение к миру национальной культуры и искусства.
Успешность этнокультурного образования зависит от положительного восприятия учениками исторического прошлого своего народа, осмысления собственных национальных корней и возрождения народных обрядов, традиций и праздников. Необходимым условием считаем воспитание у школьников уважения к родному народу и его святыням.
В то же время нужно отметить, что любовь к своей национальной культуре невозможна без знания, уважительного отношения к людям из других народов, к их культуре, языку, традициям и обрядам.
В условиях этнокультурного образования очень важно учитывать следующие педагогические принципы и добиваться определенных результатов:
- природосообразность – учет особенностей развития ребенка (возрастные, половые, физиологические, психологические и другие):
Я – человек;
- кулътуросообразность – опора на ценности воспитания в национальной, российской и мировой культурах: Я – землянин;
- гуманизм – воспитание уважения к семье, человеку, природе и окружающему миру на таких ценностях как любовь, доброта и ответственность: Я – гражданин;
- поликультурность – учет общероссийских, региональных, национальных особенностей и тенденций развития личности, того общего, что объединяет народы нашей страны: Я – россиянин;
- народность – использование воспитательного потенциала народной педагогики: пословицы, поговорки, ойорö (табу): Я – мари;
- духовность – учет традиций и ценностей гуманистической, духовной, религиозной культуры, носителя нравственных устоев народа и общества, хранителя всего человеческого в человеке: Я – личность.
- толерантность – изучение ценностей и традиций культур народов мира, использование их опыта мирного взаимодействия, развития, диалога культур и уважения, исключения из повседневной жизни насмешек, неприязни на межнациональной, межконфессиональной и межрасовой основах: Я – друг.
Учащиеся – мари лучше запомнят учебный материал, например, Отечественную войну 1812 года, если они услышат, что поволжские марийцы узнав о начале боевых действий, съехались в Казань, чтобы вместе с другими народами губернии договориться о сборе ополчения. Там произносились патриотические речи на русском, татарском, чувашском и марийском языках. Перед Вятско – Казанским ополчением была поставлена задача прикрыть южные губернии России. Ополченцам не пришлось сражаться с неприятелем на родной земле, но они сыграли большую роль во время заграничного похода при блокаде крепостей, принимали участие во взятии Дрездена и Парижа.
Восточные марийцы в составе 1 тептярского полка уже на второй день войны столкнулись с кавалерией французской армии. У города Вильно тептяри прикрывали отход основных войск. Полку довелось участвовать в Бородинском сражении в составе войск III корпуса. В заграничном походе полк принимал участие в «битве народов» под Лейпцигом. 2 тептярский полк в сентябре вышел с Оренбургской линии и маршем дошел до западной границы. Участвовал при осаде Данцига и был среди тех, кто победоносно вступил в Париж. (таблицу № 1)
Автором статьи выпущено пособие 1, которое поможет не только учителям истории Башкортостана марийских СОШ, применять на уроке этнокультурный материал (история и культура восточных мари), но и ученикам углубить знания о прошлом своего народа. (таблица № 2)
Таким образом, ученику как личности должна быть предоставлена возможность самоиндентифироваться как представителю того или иного народа, вступить в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением.
Этнокультурные воспитательные традиции марийского народа представляют собой систему ценностей, традиций и отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. Поэтому главная задача этнокультурного образования – сплочение этнически разноаспектного и мозаичного образования в единое образовательное, воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной российской культуры, основанной на принципах гуманизма, толерантности.
Приложения
Таблица № 1
Тема и класс | Этнокультурный компонент |
Русь под игом Орды (6, 10 кл.) | Мари в составе Золотой Орды 2: а) система управления; б) налоги, поборы и повинности |
Восстание Пугачёва (7, 10 кл.) | - активное участие восточных мари в Башкирии3 - помощь поволжских мари после Казани4 |
Отечественная война 1812 года (8, 10 кл.) | Участие мари в войне в составе: - Вятско – Казанского ополчения 5 - 1-го и 2-го тептярского полков 6 |
Великая Отечественная война (9, 11 кл.) | - 18 Героев Советского Союза, героизм в плену - помощь тыла: эскадрильи «Марий колхозник» и «Марийский комсомолец» 7, танковая колонна «Марийский богатырь», 259 кг. серебра 8 |
Таблица № 2
Учебник «История Башкортостана» | Дополнительные материалы к учебнику «История Башкортостана» |
§ 7. Хозяйство, общественная жизнь и религия башкир в IХ – ХII вв. Хозяйство башкирских племен 1. Политические объединения и вожди. 2. Верования древних башкир | § 7. Хозяйство, общественная жизнь и религия башкир и марийцев в IХ – ХII вв. Хозяйство башкирских племен – у Хозяйство марийских племен 1. Политические объединения и вожди – у 2. Верования древних башкир – у Верования древних марийцев |
1 Илтубаев В.И. Восточные мари. Уроки истории Башкортостана в марийской школе: Учебное пособие для учащихся марийских СОШ РБ / Дополнительные материалы к учебнику «История Башкортостана с древнейших времён до конца ХIХ в». – Бирск: Диапазон, 2007. – 80 с.
2 Айплатов Г.Н. История марийского края с древнейших времен до конца XIX в. Учебное пособие для учащихся 8-9 кл. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994; Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1999.
3 Гареев И.С. Марийские крестьяне Прикамья и Приуралья в XVIII – первой половине ХIХ века. Автореф. дисс. канд. ист. наук. – Уфа, 1999. Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва.– Уфа: Китап, 1998; Иванов А.Г. Участие марийцев Приуралья в Крестьянской войне 1773-1775 гг.// Социально-политическое положение и классовая борьба крестьян Поволжья и Приуралья. – Уфа, 1988; Таймасов С.У. Восстание 1773 – 1774 гг. в Башкортостане. – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 2000.
4 Айплатов Г.Н. Указ. соч.; Иванов А.Г., Сануков К.Н. Указ. соч.
5 Айплатов Г.Н. Указ. соч.; Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. – М., 1962.
6 Асфандияров А.З. Народы Башкирии в Отечественной войне 1812 года с приложением списка воинов полков с указанием наград и местожительства // «Любезные вы мои …» - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992; Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года. – Уфа, 2000; Рахимов Р.Н. Тептярские полки в Отечественной войне 1812 г.// Любезные вы мои …- Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992; Филиппов Р.В. Из истории изучения участия народов Башкирии в Отечественной войне 1812 года // «Любезные вы мои …» - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992.
7 История и культура марийского народа: Хрестоматия для 7 класса / Составители: А.А.Андреянов, О.М.Герасимов и др. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1994.
8 Иванов А.Г., Сануков К.Н. Указ. соч.