Этнокультурное образование младших школьников
Аннотация. В статье раскрыта сущность этнокультурного образования младших школьников. Рассмотрены ключевые особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного образования - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.
Ключевые слова: этнокультурное образование, особенности этнокультурного образования.
Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, реализация этнокультурного содержания образования особенно актуальна. В настоящее время не становиться меньше конфликтов, вызванных незнанием народов одной национальности, традиций и обычаев другой, у большей части населения отсутствует стремление познать культуру тех народов, с кем ты проживаешь на одной территории. Между тем такие знания помогают успешной социализации в многонациональной стране и мире, где постепенно стираются границы между странами и народами.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, особая задача общеобразовательной школы – способствовать развитию диалога между разными культурами и, прежде всего культурами совместно проживающих народов. Решение этих задач возможно в процессе воспитания культуры межнационального общения, которое предполагает развитие у обучающихся понимания существования различных культур, способности общаться с представителями иной культуры, доброжелательного отношения к другим народам и культурам.
Представляя собой сложное междисциплинарное явление, этнокультурное образование является предметом изучения многих ученых педагогов.
Так, Л. М. Захарова отмечает, что этнокультурное образование — это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное
воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [5].
По мнению Г.И. Губа этнокультурное образование — это обеспечение наследования детьми лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения, характерных для данного народа, освоение которых способствует вхождению ребенка в российское и затем мировое пространство [4].
Таким образом, этнокультурное образование — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов.
В настоящее время базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем сформированности общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
От результативности обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, от его интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, и цивилизации в целом. Мы воспитываем граждан России, и от того какую гражданскую позицию мы им привьем, какие моральные качества заложим, зависит, кто будет строить новое демократическое общество.
Школа как основа социокультурной сферы деятельности и этнокультурного образования в достижении этнокультурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни. Развивая природные способности учащихся, обогащая культурой в культуросообразных условиях, школа создает основные предпосылки самореализации личности. Школа является каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Основной идеей этнокультурного образования детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения является идея исторического единства русского и других народов, величие и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите Родины, национального кровного братства, духовного совершенствования личности, милосердия и трудового воспитания [3].
При изучении родного языка происходит обеспечение каждому обучающемуся возможности самореализоваться как представителю той или иной этнокультуры и традиций; создаются условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; происходит вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на этнокультурных, общероссийских и общечеловеческих ценностях [2].
Этнические ценности, являясь совокупностью культурных традиций этноса, находят свое отражение в этнокультурных традициях.
В свете такой перспективы растущий интерес к этнокультурным традициям как средству духовно-нравственного образования младших школьников, представляется оправданным.
Под этнокультурными традициями понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Последнее понимаем как психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, ее оценку и значимость членства в ней.
Содержание учебного материала уроков родного языка располагает потенциальными возможностями овладения системой знаний различных аспектов этнических культур: особенности быта, традиции семейного воспитания, особенности традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного уклада.
Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы разных народов, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.
Можно выделить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным:
- развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);
- включение этнокультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
- развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
- проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;
- обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний;
- отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек» [1].
Реализация содержания этнокультурного образования должно осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств соответствующих эмоционально действенным характеристикам возрастных особенностей младших школьников, учитывающих субъектно-объектную направленность их познавательной деятельности. Предполагается применение педагогических технологий развивающего обучения, а также проектных, игровых,
информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.
Основные направления деятельности обучающихся – познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, игровая, практическая. Условием успешной реализации этнокультурного содержания является разнообразие методов и приемов, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, исследовательские задания.
Ведущими формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, заочные путешествия, посещение музеев и выставок, участие в городских и сельских народных праздниках. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. В целом для занятий по изучению этнокультурного наследия характерным является создание эмоционально-положительной атмосферы, доверительного диалогического общения педагога с учениками, между самими учениками.
Своеобразным накопителем и транслятором этнических традиций, норм, ценностей, обеспечивающих преемственность воспитания, является семья. Это первая и наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в которой он начинает осознавать свою этническую принадлежность. Отсюда одним из непременных условий эффективности этнокультурного образования школьников является сотрудничество школы с родителями – привлечение их к сбору материала для пополнения развивающей среды и экспозиций мини-музея по этнокультуре края, проведение консультаций на темы этнокультурного образования в семье, привлечение к организации и участию в мероприятиях, проводимых учителем с учениками класса, домашние задания школьникам для совместной работы со старшими членами семьи.
Таким образом, этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов» [6].
Литература
1. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников. Автореф. дис. к-та пед. наук / А.Н. Басова. Кострома, 2002. - 26 с.
2. Волков, Г.Н. Национальные культуры и языки в школе Текст. / Г.Н.Волков // Педагогика. 1992. - №5. - с. 14-21.
3. Гайсина Р.С., Головнева Е.В., Гребенникова Д.А. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-22. – С. 4987-4991;
4. Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Губа. — Курск, 2007. — 168 с.
5. Захарова, Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста / Л. М. Захарова // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 2. — С. 64—68.
6. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т.Я. Шпикалова, Т.Т. Бакланова, Л.В. Ершова // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ю. Добродеевой. – Шуя, 2005. – С. 6–9
Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в образовательных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в младших классах его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Этнокультурное образование как составляющая общего начального образования обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников самосознания национальной идентичности, системы позитивных национальных ценностей, духовно-нравственного, социального, общекультурного и интеллектуального развития личности. [4]
Принятие идеи этнокультурного образования на уровне региона в нашем понимании означает создание на территории округа системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей современный уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. [5]
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразие традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.
Задача учителя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ученика в доступной форме. Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода (С.Я. Ромашкина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на школьников в общеобразовательном учреждении.
Этнокультурная идентичность достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, национальные центры, журналы, газеты, художественная и научная литература, административные учреждения, в том числе и наше образовательное учреждение.
Родной язык – важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам. Использование родного языка в качестве языка обучения и изучения является фундаментальным принципом функционирования системы поликультурного образования.
Программа «Родной (эвенкийский) язык» для начальной школы обеспечивает внедрение основной образовательной программы начального общего образования с учетом регионального и этнокультурных особенностей и реализуется через внеурочную деятельность.
Курс способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Данный курс играет важную роль в сохранении хантыйского языка. Наряду с русским языком хантыйский язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию и расширению кругозора. Предмет «Родной (эвенкийский) язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя, как носителя культуры и духовных ценностей своего народа.
Цель программы – развитие языковой личности средствами предмета «Родной язык»; формирование умений общаться на эвенкийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности; знакомство учащихся с материальным и духовным наследием эвенков народа.
В содержании отдельных разделов школьников образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и школьной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научится осознавать себя как носителя этой культуры.
Таким образом, этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов» [7].
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: 1999. – 168 с.
2. Мировозрение обских угров в контексте языка и культуры: Материалы Всероссийской научной конференции. – Ханты-Мансийск, 2010.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.
4. Педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1981. – С. 58–92.
5. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2001. – 528 с.
6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: Педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский. – М.: 1981. – Т. 1. – С. 58–92.
7. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т.Я. Шпикалова, Т.Т. Бакланова, Л.В. Ершова // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ю. Добродеевой. – Шуя, 2005. – С. 6–9.