СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурные взаимодействия в костюмах чувашского и марийского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурные взаимодействия в костюмах чувашского и марийского народов

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурные взаимодействия в костюмах чувашского и марийского народа»


Этнокультурные взаимодействия в костюмах чувашского и марийского народа


Введение


Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том


Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.

Мне показалось, что среди предметов одежды много одинаковых по произношению слов. Я решил исследовать костюм обоих народов и найти сходства в национальных костюмах обоих народов. Для этого изучил литературу по истории и народностей и их костюмов, выявил сходства в национальных костюмах и их названиях, беседовал со старыми людьми, съездил в музей в г. Козьмодемьянск и побывал в школьном музее.



В своей работе я решил показать самобытность чувашской и марийской одежды.

Цель работы – выявление единых черт и сходств костюмов марийского и чувашского народа, изучение этнокультурных взаимодействий.

Задачи:

  1. Дать характеристику костюмов чувашского и марийского народов.

  2. Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.

  3. Выявить особенности костюмов чувашей и марийцев.

  4. Нахождение одинаковых терминов, связанных с одеждой.

В настоящее время национальный костюм среди чувашей и марийцев не потерял своей значимости и сохранил свое идентификационное значение. И выявление этнокультурных взаимодействий народов, живущих по-соседству я считаю актуальным.

Объекты исследования – национальные костюмы чувашского и марийского народа.

Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала в библиотеке, музеях; беседы с учителями, старожилами, родителями; анализ материала; подведение результатов.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что каждому человеку необходимо знать языки, названия элементов национальных костюмов, и самое важное, сохранить культуру народов. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Хотя марийский язык входит в финно-угорскую группу, чувашский в тюркскую группу, в языках этих народов много общего. Может быть и сказывается этнокультурные взаимодействия.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. И чуваши тоже делятся на три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые.

Рассмотрим сходства элементов одежды чувашского и марийского народов.


Элементы

Марийская одежда

Чувашская одежда

Этнографические группы

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные.

3 этнографические группы: тури (верховые чуваши), анат енчи(средненизовые) и анатри (низовые чуваши). 

Место проживания

Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Верховые чуваши проживают в северной части, а низовые в южной части Чувашской Республики. Все этнографические группы отличаются диалектом, костюмами.

Материал для изготовления одежды

Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты.

Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа.

Вышивка

Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью.

У виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент, выполнена по счету ниток.

Орнамент

Орнамент геометрический, реже растительный.

В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент

Цвета вышивки

Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета.

Основные цвета – красный, черный. Контуры вышивки выполняются черным цветом. Применяются также зеленый, желтый, синий.

Украшения

На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево.

Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача

Женское нагрудное украшение

Ширкама

Шълкеме

Женское платье

Туникообразной формы, длинное до пят, завязывалось поясом.

Женское платье было длинное, туникообразное, завязывалось на поясе .

Свадебное покрывало

Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вÿргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы").

Чувашская девушка готовила свадебное покрывало п\ркенч\к своми руками.

Мужская рубаха

Рубаха мужская была туникообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.

Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника.

Кафтан

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки.

Мужской чувашский костюм халата (шуп=р), носившегося поверх рубахи.

Мужские штаны

Штаны из грубого сурового холста держались на талии с помощью завязок.

Мужские штаны, скреплялись на талии шнурками.

Головной убор незамужних девушек

Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю».


Незамужние девушки носили шапочку тухья.

Головная повязка замужних женщин

Шарпан завязывали на голову.

Полотенцеобразный холщовый сурпан.

Обувь

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.


Лапти из лыка и онучи (верховые-черные, низовые- белые.





Археологическая деятельность В. Ф.Каховского

Археологическая деятельность В.Ф.Каховского начинается с изучения в 1956 г. совместно с Н.В. Трубниковой курганов эпохи бронзы у с. Раскильдино и д.Таутово Аликовского района. С 1956 по 1988 г. средства на проведение археологической экспедиции выделял Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. В составе экспедиции вначале работали студенты педагогического института, а затем - университета. 
Он продолжает раскопки (с перерывами) вплоть до 1993 г. у деревень Кумаккасы, Верхние Ачаки Ядринского района, Тохмеево, Шоркино, Станьялы Чебоксарского района, с. Чурачики Цивильского района, д. Верхние Олгаши Моргаушского района и др. Исследования позволили проследить этнокультурные контакты между племенами, которые обитали здесь в эпоху бронзы.


 

Сходства в одежде и костюмах чувашского и марийского народа 

Для изготовления как чувашского, так и марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты.

Форма одежды была туникообразная и шилась из белого холста.

Женщины обоих народов были и остаются искусными вышивальщицами. Орнамент геометрический. Основные цвета вышивки - красный и черный. Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.

На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево.

У чувашских и марийских женщин нагрудная вышивка показывала соцальное положение женщины.

Замужние чувашки носили головную повязку  сурбан . А горные марийки шею и косу закрывали головной повязкой шарпан. И им запрещалось показывать волосы.

Праздничными головными уборами были: у девушек – тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, такой головной убор был и у мариек, называется такийя.


Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин. У чувашей такое же украшение называется шулгеме.

Мужчины носил холщовую рубашку туникообразной формы, верхняя одежда – шовыр у марийцев, а у чувашей называется шопăр, это распашной летний кафтан из белого домотканого холста

На ноги надевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.

Археологическая деятельность В. Ф.Каховского

Археологическая деятельность В.Ф.Каховского начинается с изучения в 1956 г. совместно с Н.В. Трубниковой курганов эпохи бронзы у с. Раскильдино и д.Таутово Аликовского района. С 1956 по 1988 г. средства на проведение археологической экспедиции выделял Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР. В составе экспедиции вначале работали студенты педагогического института, а затем - университета. 
Он продолжает раскопки (с перерывами) вплоть до 1993 г. у деревень Кумаккасы, Верхние Ачаки Ядринского района, Тохмеево, Шоркино, Станьялы Чебоксарского района, с. Чурачики Цивильского района, д. Верхние Олгаши Моргаушского района и др. Исследования позволили проследить этнокультурные контакты между племенами, которые обитали здесь в эпоху бронзы.

Извесный чувашский ученый Василий Каховский изучал курганы на территории Чувашии. Археологические раскопки были проведены около деревни Верхние Олгаши Моргаушского района в 80-х годах 20 века. Исследования говорят нам о этнокультурных контактах между племенами, которые обитали здесь в эпоху бронзы.

Заключение

В ходе изучения литературы, посещении музеев и бесед со старожилами выяснил, что костюмы чувашей и марийцев имеют свои особенности, но смог найти и сходства. Оказывается, близкое соседство оказывает немалое влияние на самобытность костюмов двух народов.

Вот что пишет в своих записках Александра Фукс о марийском костюме XIX века: «У Черемисина [марийца], который побогаче в деревне, я смотрела женское Черемисское платье. Оно одинаково с чувашским, кроме головного убора». «Никак невозможно путешественнику вдруг отличить Чуваш с Черемисами, ни мужчин, ни женщин, по их наружности и костюму, который, выключая головного убора женщин и огромных серёг, с Чувашским одинаков».

Почти полную идентичность национальной одежды горных марийцев и вирьял подтверждает Т. Л. Молотова в своём исследовании марийского народного костюма.

Марийцы и чуваши контактируя между собой, прежде всего в результате торговых отношений, обменивались не только товарами, но и особенностями быта, перенимали некоторые обычаи, обогащают свой язык словами соседних этносов. Так же между соседними народами часты были браки. Это тоже влияет на сходства костюмов. В результате длительного и тесного культурного взаимодействия между народами сформировалось некоторое сходство в их национальных костюмах и названиях этих костюмов.

Использованные материалы:

Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х гг.) /под ред. В.В.Пименова и В.П.Иванова. Чебоксары, 1991. - 233 с.

Скворцов М.И. Чувашско-русский словарь: Москва «Русский язык». 1985, -
с. 712

http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/mari.htm