СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнологическая экспертиза

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на очень интересную и занимательную тему

Просмотр содержимого документа
«Этнологическая экспертиза»

Этнологическая экспертиза.

Развитие институтов гражданского общества в современной России является одной из важнейших задач. Через разнообразные по форме и направлениям деятельности институты гражданского общества должны решаться задачи, имеющие значимость как на государственном, так и на региональном уровнях. Сфера воздействия государственного регулирования не охватывает все проблемы. Существует широкий спектр задач, требующих совместного действия общества и государства.


 Понятие этнологической экспертизы впервые было введено Федеральным Законом от 30 апреля 1999 года № 82 – ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконно русской среды обитания малочисленных народов и социально – культурной ситуации на развитие этноса. Однако, механизм этнологической экспертизы действующее федеральное законодательство не определяет.

    В современной жизни реализация прав и интересов граждан в различных сферах жизни общества осуществляется с помощью экспертиз. Экспертиза имеет важное значение, так как помогает обеспечить хозяйственную деятельность. Этнологическая экспертиза должна проводить исследование влияния изменений среды обитания на развитие этноса. Проведение этнологической экспертизы предполагает диалог: между антропологами и представителями изучаемого народа, между антропологами и политиками, и чиновниками. При ее проведении учитываются и традиционные знания исследуемых групп, (в первую очередь в сфере экологии и природопользования) и обычное право, и существующие юридические практики, создается механизм учета их мнения. Основой такого подхода является изучение изменений образа жизни, причем антропологические методы позволяют исследовать социально-экономические, политические, культурные и демографические аспекты. Этнологическая экспертиза рассматривается как поле пересечения историко-культурных, археологических, этнологических и юридико-антропологических исследований. Она предупреждает распад общности населения, провоцируемый управленческой деятельностью. Особое внимание уделяется проблеме сохранения этнокультурной среды, которая долгое время создавалась и поддерживается этой общностью.

Этнокультурная среда проявляется в самом разнообразном: внешнем облике городов и местностей других стран – в характере застройки, типе домов, жилищ, в форме городских улиц, в поведении людей, зачастую в их одежде и т. д.; при вступлении в контакт с людьми визуальные впечатления обогащаются другими – представлениями о манере общения, речи. Если удается завязать разговор на известном обоим сторонам языке, то можно в какой-то мере почувствовать иной менталитет. К более явным признакам этнокультурной среды относятся традиции, обычаи, изделия народных промыслов, бытовые нормы и правила, хозяйственно-экономические виды деятельности и т.п. Объектом этнологической экспертизы должно быть потенциальное воздействие на территории аборигенов. Коренные малочисленные народы рассматривают свои земли как основу жизни, существования, заложенную в их обычаях, традициях, верованиях и культуре. Коренные народы имеют особую привязанность к своим землям, носящую глубоко духовный характер. Крепкая, неразрывная связь духовной жизни коренных малочисленных народов с родной землей находит свое отражение в заботливом и бережном отношении к природе, сохранении и приумножении природных ресурсов.

    Общины коренных малочисленных народов создаются в целях социально – экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. При освоении промышленных объектов должны учитываться мнения, позиции и интересы коренных малочисленных народов, их общин и организаций, проживающих на своей исконной территории. Нужно знать отношение коренных малочисленных народов к той или иной проблеме. Следует учитывать и мнение русских старожилов на территории их проживания.

В этнологической экспертизе выделяют несколько возможных видов:

-Этнологическая экспертиза правовых актов. Законодательство составляет особую сферу применения этнологической экспертизы. К таким экспертизам относятся проекты законов, которые часто готовят сотрудники Института этнологии и антропологии РАН по просьбе органов государственной власти. Такая экспертиза носит обычно закрытый (они не публикуются) и рекомендательный характер. Важно подчеркнуть, что законопроекты и другие нормативные акты анализируются на основе имеющегося у экспертов опыта полевых исследований и их знаний о реальной жизни людей, которая будет регламентироваться этими документами.

Этнологическая экспертиза хозяйственных проектов. Этот вид экспертизы является наиболее распространенным в современных условиях России, особенно если эти проекты затрагивают среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера. В реальности сегодня какие-то элементы экспертизы используются при оценке решений, касающихся использования земель и иных природных ресурсов.

Этнологическая экспертиза СМИ. Такие экспертизы могут проводиться как по инициативе отдельных граждан и общественных организаций, так и по запросу прокуратуры. Обычно в этом случае речь идет о разжигании национальной розни, и при установлении таких фактов заключение экспертов рассматривается правоохранительными и судебными органами.

Этнологическая экспертиза программ и решений органов государственной власти.

В первую очередь это может касаться социальных проблем, затрагиваемых в программах занятости, здравоохранения, образования, организации опеки и т. д. При оценке таких программ специальное внимание должно быть уделено возможным последствиям проектов для женщин и мужчин, детей, пожилых людей.

-Этнологическая экспертиза судебного процесса.

Так же, этнологическая экспертиза может быть государственной и общественной. Государственная этнологическая экспертиза — это нормативный акт, на основании которого могут быть приняты решения о возможности проведения или прекращения какой-либо деятельности. Общественная этнологическая экспертиза — это вид экспертизы, инициированный общественными организациями или гражданами. В этом случае привлекаются эксперты, обладающие специальными знаниями, которые сделают заключение по волнующим вопросам. Этнологическая экспертиза бывает общей и специализированной. Первая может рассматриваться как общегуманитарное исследование, проведенное этнографическими методами. В этом случае экспертиза не имеет правовых последствий, но является важнейшим фоном для проводимых в будущем исследований. Вторая же, предполагает точное и углубленное изучение терминов и определений.

Правительство нашей страны понимает значимость решения этого вопроса и всячески пытается принять законопроекты, которые будут способствовать защите коренного населения.

24 ноября 2014 года в Москве по инициативе Ассоциации КМНСС и ДВ РФ совместно с Комитетом Государственной Думы по делам национальностей состоялся «круглый стол» на тему: «Законодательное регулирование вопросов взаимодействия промышленных компаний и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».  

Представители промышленных компаний, федеральных и региональных органов власти, руководители и члены общественных организаций коренных малочисленных народов из 28 регионов России говорили о совершенствовании законодательства в связи с интенсивным промышленным освоением природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.  Участники круглого стола рассказали о региональном опыте проведения этнологических экспертиз и отметили, что из-за отсутствия в федеральном законодательстве соответствующего порядка, в регионах этот вопрос регулируется по разному. Например, в Якутии есть свой закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», принятый еще в 2010 году. На Ямале и в Югре нефтедобывающие компании проводят этнологические экспертизы по собственной инициативе.  

Григорий Ледков, депутат Госдумы РФ, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севра, Сибири и Дальнего Востока в своем выступлении отметил, что сегодня нет единого порядка для исследования влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социальной ситуации на развитие этноса в связи с реализацией проектов промышленной деятельности. Об этом есть лишь упоминание в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 1999 г, но и там дается лишь понятие «этнологические экспертизы» и право малочисленных народов участвовать в ее проведении, но сам механизм ее проведения не содержится ни в одном законе. При этом проведение этнологической экспертизы представляется сегодня единственной возможностью выявить реальное воздействие и просчитать негативные последствия промышленной деятельности на образ жизни и природопользование малочисленных народов. Другая проблема связана с методикой исчисления убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов в результате хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания. Утверждена она Минрегионом России, который на сегодняшний день расформирован. У этой методики изначально была масса нареканий - она не отражала реальные потери, при расчете убытков учитывались только общины и так как она была утверждена приказом Министерства, а не Правительством РФ - она была не обязательной для исполнения. 

Сегодня назрела необходимость срочного принятия проекта закона, разработанного комитетом по делам национальностей Государственной думы «Об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации». Основной целью данного законопроекта является защита прав малочисленных народов, их общин и иных объединений на сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования, при реализации проектов хозяйственной и иной деятельности на основе сложившегося опыта и мировых стандартов в этой области.
Закон будет способствовать получению коренными малочисленными народами полной и достоверной информации о проектах хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционного природопользования, возможности выразить свое видение о реализации такой деятельности, позволит им стать полноценными участниками в процессе принятия решений, касающихся их исконных земель и возобновляемых природных ресурсов. Учет мнения и интересов местного населения и использование результатов оценки воздействия позволит снижать или полностью предотвращать потенциально опасную хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов. 











 Список использованной литературы.

1.Гучинова Э.,Комарова Г. Антропология социальных перемен. Исследования по социальнокультурной антропологии : сборник ст. - М. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011 2.Денисова Д.М. Этнологическая экспертиза [Электронный ресурс]- http://ep.mrsu.ru/journal/5 3.Новикова Н.И. Этнологическая экспертиза: на перекрестке истории, этнологии и юридической антропологии / Н. И. Новикова // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов.Часть1.Казань,2010. 4. Степанов В. В. В защиту этнической статистики // Этнографическое обозрение,№5,2007. 5.Степанов В.В. Этнологическая экспертиза [Электронный ресурс].- http://eco.sursa.org 6.Тишков В. А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография, 1989. № 5. 7.Тишков В. А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этнографическое обозрение, 1992, № 1. 8. Степанов В.В. Этнологическая экспертиза [Электронный ресурс]. – http://eco.sursa.org 9.Новикова Н.И. Этнологическая экспертиза: на перекрестке истории, этнологии и юридической антропологии / Н. И. Новикова // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов.Часть№1.Казань,2010. 10.Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174 – ФЗ «Об экологическойэкспертизе». 11. [Электронный ресурс]-Сайт: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. доступ: http://www.raipon.info/info/projects/896/