СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнотолерантность

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Формирование толерантности средствами этнопедагогики"

Просмотр содержимого документа
«Этнотолерантность»

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДаГОГИки.


Воспитание межэтнической толерантности как основы национального самосознания народов является одной из актуальнейших проблем современности. Острота этой проблемы обусловлена теми процессами, которые тревожат не только российское общество, но и мировую общественность: рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Молодое поколение не имеет той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая необходима для сосуществования с другими нациями и народами.

В этой связи важным и наиболее распространенным является вопрос об этнотолерантности, который проявляется в отношениях между представителями разных народностей и предполагает терпимость к людям другой национальности. Расширение знаний студентов о народах, об их поведении и обычаях даст возможность формировать толерантность и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Это, в свою очередь, означает, что в современных условиях значительно возрастает роль целенаправленного воспитания детей на основе этнокультурных ценностей, которые являются как объективным, так и субъективным фактором, влияющим на формирование личности.

Настоятельная необходимость воспитания детей в духе уважения культуры, традиций всех народов подчеркнута в трудах великих русских педагогов: П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. – tolerantia, англ. – tolerancetoleration, нем. – Toleranz, фран. – tolerance (терпение).

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание педагогу необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема толерантности, которая связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п.).

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Толерантность проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости.

Перед педагогами стоит задача приобщить обучающихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на них социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. Под этнокультурным взаимодействием мы понимаем целенаправленные субъект-субъектные связи, которые заключаются в обмене, взаимообогащении культурными традициями, обычаями, ценностями и ведут к взаимосовершенствованию личностей. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов обучающихся, специфику региона, географию проживания населения.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Большую ценность для студентов имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения студентов краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.

Из всех средств, влияющих на формирование толерантности, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, играх.

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Для студентов техникума привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Калмыцкая семья», «Русская семья», «Казахская семья», Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т. д. В активной форме студенты изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в группе, особенностей студентов и их семей.

Результаты анкетирования студентов об удовлетворенности преподаванием калмыцкого языка в БПОУ РК «Политехнический техникум» :

На вопрос: «Как ты считаешь, нужно ли изучать калмыцкий язык?» - ответило 80%.

«Пригодится ли он тебе в жизни?» - 67%

«Интересно ли тебе на уроке калмыцкого языка?» - 68%

«Что тебе больше нравится делать на уроке калмыцкого языка?

писать – 48%

читать – 72%

«Хочешь ли ты повысить свои оценки по калмыцкому языку?» - 67%

«Трудно ли выполнять домашние задания?» - 62%

«С интересом ли ты выполняешь домашние задания по калмыцкому языку?» - 48%

«Считаешь ли ты, что преподаватель ставит тебе оценки по калмыцкому языку справедливо?» - 52%