Мастер-класс Гавриленко О.В.
Уважаемые коллеги!
Слайд1. Хочу начать своё выступление старинным китайским народным изречением «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.»
А ведь действительно…Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.
Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?.. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Слайд2 :«Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности»- слова Анатолия Александровича Гина, одного из разработчиков ТРИЗ-педагогики, о которой пойдет речь на мастер-классе.
Наш мир быстро меняется, надо уметь быстро приспосабливаться к новому.
Тема моего мастер – класса: «Этот изменчивый мир».
Цель мастер-класса: освоение участниками встречи одного из приемов технологии ТРИЗ, демонстрация способа самостоятельного построения занятия с помощью участников встречи.
Целью использования приемов ТРИЗ-педагогики в своей работе считаю развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне,что отвечает основному назначению ТРИЗ-педагогики, в центре внимания которой - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
Предлагаю познакомиться с приемами, которые позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, а ученика в субъекта обучения, позволив ему творить и фантазировать.
Слайд3 :Основоположник ТРИЗ, Альтшуллер Г. С., называл способность мыслить об объекте как в масштабах более крупных надсистем, так и на уровне компонентов рассматриваемой системы, причём с развитием во времени, - схемой талантливого мышления.
Хочу предложить вашему вниманию один из приемов ТРИЗ – «системный оператор». Системный оператор – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними. Подсистемы – составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема – окружение объекта.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы
Слайд 4
Приведённый рисунок называют еще Волшебными экранами.
Схема состоит из девяти экранов, соединенных между собой связями, имеющими определенный смысл. Каждый экран отображает определенную часть целого ,а все вместе экраны могут отображать любую ситуацию, какое-либо устройство или его часть.
Системный оператор помогает управлять мышлением в процессе описания и анализа ситуации, при поиске решения в сложной ситуации. Он помогает разрешить противоречие между полнотой и краткостью описания: только то, что нужно и ничего лишнего.
При знакомстве с системным оператором использую рифмовку М.С.Гафитулина «Что-то»:
Слайд5 А вот перед вами системный экран
Он может об объекте много рассказать нам
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО... (объект).
Это ЧТО-ТО для чего-то... (функция объекта).
Это ЧТО-ТО часть чего-то... (подсистема объекта).
Это ЧТО-ТО из чего-то... (надсистема объекта).
Чем-то было раньше ЧТО-ТО... (прошлое объекта).
Что-то будет с этим ЧТО-ТО... (будущее объекта).
ЧТО-ТО ты теперь возьми, на экранах рассмотри.
Методика работы: выберите Объект и поместите его на центральный экран. А дальше задайте вопросы: частью чего он является? Во что входит? Из чего состоит? Что было с ним раньше? И так далее в соответствии с правилом, изложенным в стихотворении .
3.Попробуем?
Перед вами «волшебный телевизор». Чтобы он заработал, предлагаю определить, что мы будем рассматривать.
А поможет нам в этом еще один прием ТРИЗ –игра «Да-нетка» , суть которой - с помощью вопросов, на которые отвечают либо «да», либо «нет», либо «и да и нет», отгадать объект.
Прием «Да-нетка»-учит:
-связывать разрозненные факты в единую картину
-систематизировать имеющуюся информацию
-слушать и слышать собеседников
Загадывать можно число, предмет, литературного или исторического героя. Бывает , что вопрос задается некорректно, тогда можно отказаться от ответа заранее установленным жестом.
Вопросы могут быть сильными и слабыми. Слабый ничего не проясняет Сильный помогает классифицировать предметы, отсекает большую группу предметов, сужает поле поиска.
Есть вопросы - перебор вариантов -это гадание, может затянуться.
В конце игры надо обсудить, какие вопросы были сильными , а какие слабыми, т.к. стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить к беспорядочному перебору вопросов.
Попробуем поиграть? Я принесла сегодня с собой предмет, который является одним из символов прихода весны…Задавайте вопросы, угадывайте…
Молодцы, угадали. У меня веточка вербы или ивы, название идет от древнего слова «вива», что означает…ваши версии?.. вить, плести. Вот так выглядит она сейчас .
(слайд 7 экрана-ветка)
Ветка вербы весной в доме– обычай древнейший. Раньше люди верили в чародейскую силу ветки вербы. Считалось, что ветка вербы, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а если бросить ее в пламя пожара, огонь будет укращен .
1экран-система, настоящее время-показывает тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
Уж верба вся пушистая раскинулась кругом,
Опять весна душистая повеяла теплом.
О какой части ивы упомянул А.Фет? Чем ветка дает знать о приходе весны?
Слайд 8
2 экран-подсистема наст.вр - это то, что входит в систему — ее составляющие части.
Серые пушистые комочки. Они как серые пушистые зайчики, забрались на ветку, чтобы спастись от половодья. Белые волосики защищают иву от заморозков.
Откуда взялась эта веточка? Где растет ива? Как любит расти: в одиночестве или дружной семьей?
Слайд 9
О вербе в народе живет множество преданий и поверий. В дни , когда распускалась верба, праздновали торжество весеннего солнца, просыпающейся от зимней спячки природы
3экран-надсистема, наст. время- это система, частью которой является изучаемый нами объект
А какими эти веточки были пару месяцев назад?(без серых комочков)
Слайд 10 4экран-система прош.вр- чем/кем объект был раньше?
Слайд 11 А как выглядели почки?( маленькие , не набухшие)
А что было бы, если бы у ив не было почек? (прием фантазирования)
5экран-подсистема прош.вр- Каким были его свойства, возможности, задачи?
А как выглядела зимой ива?...
Слайд 12 Деревья зимой спят. А как думаете, что им снится?(прием фантазирования)
6экран-надсистема прош.время
На нашей веточке- серые комочки, а у большинства деревьев из почек что появляется? А какой будет наша ива через несколько недель?
Слайд 13 -14 7экран-система буд.вр- что произойдет с объектом через некоторое время?
Серые зайчики превратятся в желтые комочки .Это цветы ивы.Красиво?.. А какой пир тогда начнется радом с ивой –пир для…кого? Насекомых.
8экран-подсистема буд.вр
А что неизбежно ждет деревья после цветения?Плоды, осеннее увядание…
Слайд 15 9экран-надсистема буд.вр
Вам понравилась ива? Что по-вашему хорошего или плохого в ней?..( вопрос коллегам)
Желаю, чтобы вам ива, верба доставила только приятное.
Вот так с помощью приема Системный оператор мы рассмотрели объект.
Вы , уважаемые коллеги, конечно заметили, что помимо «системного оператора», были включены и другие приемы ( хорошо-плохо; что было бы,если; прием фантазирования) . На этом занятии они органично сочетаются с содержанием и логикой изложения. Использовать сочетание других приемов- ваше право, дело за вашей фантазией, творческим воображением.
4. Пробное действие участников мастер-класса.
А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.
Попробуйте составить фрагмент занятия, на котором представите предмет с использованием «системного оператора»
Раздаю группе картинки с яблоком, яблоком в разрезе, надкусанным, огрызком, цветущей веткой яблони, цветком яблони, яблоней весной, зимой и осенью с яблоками
Карточка- помощница: с вопросами и экраном
(работа группы)
Сравним с моей работой…
слайд 19
Получилось? Получилось!
Из опыта (говорю, пока группа работает): работая с экранами, надо хорошо продумывать, какую систему, объект предложите ребенку для рассмотрения или какими экранами ограничитесь; работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной, непонятной и трудноосуществимой. На самом деле вовсе не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Особенно теперь, когда иллюстрации не надо рисовать самим, а можно скачать из интернета.
Системный оператор- помощник в формировании познавательных универсальных учебных действий: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положением в пространстве и времени, сравнивать объекты.
5.Рефлексия «Дерево творчества»
Слайд 20
Проводили ли вы раньше похожие занятия с детьми?
Уважаемые коллеги ,прикрепите на дереве творчества листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён работой
Спасибо за сотрудничество.
6. Выводы
Использование приема «Системный оператор» может тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.
Главные преимущества приема – скорость и качество обработки информации.
Если я хотя бы чуть –чуть смогла заразить вас тем, чем болею сама- желанием творить , изменять и видеть , как меняются дети -то испытываю удовлетворение.
Слайд 21
Если вы не боитесь «неудобных» ответов- приемы ТРИЗ для ВАС!