Внеклассное мероприятие
«Этот удивительный мир Scratch»
(для учащихся 6 – 7 классов)
Цели и задачи мероприятия:
Активизировать познавательный интерес и творческую активность учащихся;
Мотивировать учащихся на изучение языка программирования Scratch;
Повысить интерес к изучению информатики;
Развивать навыки сознательного и рационального использования сети интернет;
Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки;
Развивать коммуникативные навыки;
Воспитывать культуру общения.
План мероприятия:
Организационный момент.
Представление информации о языке программирования Scratch.
Организация групповой деятельности учащихся для ознакомления с проектами, которые размещены на сайте Scratch.
Ознакомление с готовыми проектами учащихся.
Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1.Ведущий: Сегодня, в рамках Недели математики и информатики, мы с вами встретились, чтобы провести мероприятие «Этот удивительный мир Scratch».
Трудно представить область деятельности человека где бы не использовались компьютеры или устройства, которые используют компьютерные программы. Будем продолжать открывать для себя этот занимательный, увлекательный мир!
2. Информация с презентацией:
На свете существуют множество языков программирования, но программировать в Scratch (Скретч) гораздо легче, чем в традиционных языках программирования. Scratch полностью бесплатен, его свободно можно загрузить с сайта разработчиков.
Что такое Scratch??? Слово scratch английское, и при переводе получает разные значения. Если заглянуть в англо-русский словарь, то найдем, что Scratch переводится как царапина, царапать. Недаром, главный персонаж (спрайт) любого нового проекта в Scratch — Кот. Этого кота зовут Царапкой. Кроме того у самого слова scratch с учётом различных контекстов и сочетаний насчитывается более 30 значений и среди этих значений есть, например, такие: скрип, чирканье; каракуля, закорючка; линия старта, старт; участник соревнования, не получающий преимущества при старте; временное название кинофильма; случайно или наспех собранный вместе; наспех записанный, набросанный, нарисованный; рабочий, временный.
В Википедии и многих учебниках по языку Scratch пишут, что название языка и среды программирования связано с термином scratching, что означает смешение звуков в музыке, которым занимаются диджеи. Это значение вполне соответствует идее Scratch, где можно «смешивать» картинки, звуки, движение, музыку и быстро создавать свои уникальные мультфильмы и игры из готовых компонентов (спрайтов, фонов сцены, звуков, музыки).
Практически все эти значения в той или иной мере соответствуют возможностям среды программирования Scratch!
Интересно, что в предложениях на английском языке используется ещё и сочетание from scratch, которое в компьютерной документации чаще всего переводится «с нуля». Например, фраза learning programming from scratch по-русски получает эквивалент изучение программирования с нуля. И правда, язык Scratch настолько прост, что любой может научиться программировать на нём с нуля, не имея никаких начальных знаний и даже способностей.
Но самое главное, что это действительно полноценный язык программирования позволяющий усвоить все базовые принципы программирования, которые используются при программировании на любом другом языке. Поэтому после освоения языка Scratch достаточно несложно перейти к изучению других профессиональных языков программирования и даже усвоить основные понятия объектно-ориентированного программирования.
Итак, попытаемся ответить на вопрос, почему обучение программированию с помощью Scratch эффективно и целесообразно.
Scratch — визуальный язык, в котором программный код собирается из блоков. Для того, чтобы создать скрипт нужно просто совместить графические блоки вместе, перетаскивая блоки, мы сможем построить любую программу. Это позволяет избежать ошибок, которые допускают начинающие программисты, и быстрее получить результат.
Среда программирования Scratch содержит богатую библиотеку визуальных компонентов (изображений различных предметов и персонажей — спрайтов, фонов). Благодаря этому программирование превращается в увлекательный творческий процесс.
Scratch позволяет преодолеть страх перед сложностью задачи обучения программированию. Ведь многие до сих пор считают, что для овладения программированием нужны какие-то особые способности. Scratch помогает развить эти способности, которые есть у каждого.
Scratch — бесплатный, с ним можно работать либо на сайте scratch.mit.edu, либо скачав и установив на свой компьютер офлайн-версию редактора.
В Scratch можно создавать самые разные проекты: мультфильмы (анимацию), истории, игры, образовательные ресурсы, тесты, компьютерные модели, симуляторы, интерактивные видео-игры и многое другое. Кроме того, Scratch интегрируется с PicoBoard, LEGO WeDo 1.0, 2.0, и это позволяет осваивать основы робототехники.
Scratch включает полноценный набор команд, усвоение которых позволяет на достаточно профессиональном уровне овладеть основами алгоритмизации и программирования на таком уровне, от которого легко перейти к изучению более сложных, более известных языков, таких как Паскаль, Си и т. д..
На сайте Scratch, который находится по адресу http://scratch.mit.edu, развита система сообщества. Зарегистрировавшись на сайте, можно делиться своими проектами со всеми, общаться, участвовать в обсуждениях, выполнять совместные проекты. Scratch – открытая система, всегда можно взять любой проект и посмотреть, как реализован тот или иной алгоритм. Вы сможете загрузить чужой проект на свой компьютер, посмотреть, как организована анимация в той или иной программе, скопировать тот или иной фрагмент программы для своего проекта. Scratch заставляет творчески думать, учит общению, логическому мышлению и программированию.
3. Ознакомление с проектами, которые размещены на сайте Scratch:
Проекты для ознакомления:
Кристаллы для Эльфы
https://scratch.mit.edu/projects/204424911/
Сложение рациональных чисел
https://scratch.mit.edu/projects/197801999/
Координатная плоскость
https://scratch.mit.edu/projects/196420291/
Собери снеговика!
https://scratch.mit.edu/projects/137093699/
Clone explosion
https://scratch.mit.edu/projects/10025576/
The Magic Tree
https://scratch.mit.edu/projects/10052286/
Литературное Простоквашино
https://scratch.mit.edu/projects/90753368/
Programming in Scratch-2017 (Belarus)
https://scratch.mit.edu/studios/3938192/
4. Ознакомление с готовыми проектами:
Учащиеся, изучающие язык программирования, представляют свои проекты всем присутствующим.
5. Подведение итогов.