МКОУ СОШ № 5 п. Красочный
Конспект
открытого урока музыки
в 8 классе по теме:
" Этот волшебный джаз ".
Подготовила учитель музыки
Степаненко Елена Анатольевна
2013 г.
Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями.
Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся.
Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: традиционный.
Методы: эмоциональной драматургии, забега вперёд и возвращения к пройденному, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.
Общеметодические методы обучения: словесный, наглядный, практический, закрепления.
Новые понятия: спиричуэлс, блюз, рэгтайм, импровизация.
Программно-техническое обеспечение:
Компьютер.
CD-проигрыватель.
Проекционная система.
Оснащение урока:
Музыкальные фонограммы: «Хэлло, Долли», «Go down? Moses» , «What a wonderful world» Луи Армстронга, «Ragtime» Скотта Джоплина, «Старый рояль».
Ход урока
I. Организационный момент.
Входят в класс под музыку Луи Армстронга «Hello, Dollu».
Музыкальное приветствие.
II. Актуализация «опорных» знаний учащихся.
Что необычного вы услышали?
Эта музыка вам знакома?
А кто не знает, не слышал?
III. Постановка цели и задач урока.
И сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.
IV. Первичное усвоение нового теоретического материала.
1. Рассказ учителя о происхождении джаза.
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники, находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент.
2. Выполнение практических упражнений.
Центральной фигурой в ритм – группе является барабанщик. Именно он задаёт ритм музыки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем.
Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. (Сначала показывает учитель, затем все вместе, Можно разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.) Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный ритмический рисунок. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой. В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный. Попробуем по импровизировать. (Вместе с учителем.)
Так, что же является основой джаза? Ответ учащихся – ритм, импровизация.
Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.
3. Рассказ учителя об истоках джаза.
Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века, вследствие обращения негров в христианство. Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Ранние спиричуэлс исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты. Спиричуэлс и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон.
Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.
Спиричуэлс – песни североамериканских негров религиозного содержания.
Слушаем произведение « Молитва» «Go down? Moses» и анализируем.
Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание. Но как и всё остальное джаз не стоял на месте и появился блюз. Слово (blue) в художественном переводе звучит как: «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст в котором звучит некая недосказанность и неодназначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горькая-сладкая блюзовая смесь.
Блюзы – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары.
Слушаем «What a wonderful world» Луи Армстронга и анилизируем.
А теперь давайте с вами подумаем отличается ли спиричулс от блюза, и если изменения есть, то какие? (Находим различия.) И теперь пришло время для следующего истока джаза: рэгтайм.
Рэгтайм – танцевальная музыка особого склада, музыка использовалась при исполнении полек и кадрилей.
Слушание «Ragtime» Скотта Джоплина.
Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же? Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.)
Вот мы и познакомились с основными истоками джаза.
4. Сообщение ученика на тему: «Творчество Луи Армстронга».
Говоря о джазе нельзя упомянуть о великих джазменах. Я хочу предложить вам сообщение об удивительном исполнителе, композиторе Луи Армстронге. (сообщение ученика)
5. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни «Старый рояль». (Обратить внимание на ритмический рисунок мелодии)
V. Итог урока.
Рефлексия
Как называются песни религиозного характера?
Как называется музыка танцевального характера?
Как называются песни с оттенком грусти, печали?
На каком инструменте играл Луи Армстронг?
Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.
Надеюсь, что вы полюбите джаз.
VI. Домашнее задание.
Придумать свой ритм.