СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Евгений Онегин". Образ Татьяны Лариной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Евгений Онегин". Образ Татьяны Лариной»


Тема урока: А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Образ Татьяны Лариной. (1-2 ч.)


Цель урока:

-дать характеристику семьи Татьяны Лариной;

- познакомить учащихся с образом Татьяны Лариной;

-сравнить образ Татьяны и образ Ольги;

-охарактеризовать отношения Татьяны Лариной с Евгением Онегиным.

-показать, что Татьяна - «национальный идеал».


Задача урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с личностью Татьяны Лариной;

Научить делать характеристику героини.

2. Развивающая: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.

3. Воспитывающая: воспитать семейные ценности.


Средства обучения: учебник, иллюстрации: к произведению; одежды и убранства той эпохи; самого А.С.Пушкина к «Евгению Онегину»


Ход работы:

I. Организационный момент. Целеполагание.



Учитель. Здравствуйте. Не так давно мы начали говорить солнце русской поэзии. И об одном из величайших его творений, об «энциклопедии русской жизни» - о романе в стихах «Евгении Онегине». Сегодня мы начнём знакомство с одним из центральных героев этого произведения.

А именно с женским образом в данном романе. О ком пойдёт сегодня наша речь?



II. Аналитическая беседа по содержанию.


Учитель. Ну а теперь перейдем непосредственно к роману. Надеюсь, вы принесли с собой тексты, так как сегодня мы будем обращаться к ним не раз.

Вы должны были прочитать заданные на дом главы романа, поэтому, надеюсь, что на первый вопрос вы ответите без особых затруднений: « В какой семье родилась и жила Татьяна?»

Начнём с главы семейства.

-Как звали отца Татьяны? (Дмитрий Ларин)

-Каким он представляется нам в романе?

(Отец Татьяны уже умер (еще до приезда Онегина в деревню). Он умер уже старым человеком: "...И так они старели оба. / И отворились наконец / Перед супругом двери гроба..." Дмитрий Ларин был добрым человеком и хорошим барином для своих крепостных: "...Отец ее был добрый малый, / В прошедшем веке запоздалый..." "...Он был простой и добрый барин [...] Смиренный грешник, Дмитрий Ларин..." По словам автора, он был разумным мужем: "...Разумный муж уехал вскоре / В свою деревню..." Он когда-то был бригадиром (военный чин 5-го класса): "...Господний раб и бригадир..." Дмитрий Ларин очень любил свою жену и верил ей во всем: "...Но муж любил ее сердечно, / В ее затеи не входил, / Во всем ей веровал беспечно...")


-Как звали мать Татьяны? (Полина (Прасковья) Ларина)


-Какой мы видим её?

(Мать Татьяны Лариной зовут Pachette (Пашенька), то есть Полина, или Прасковья: "...«Княжна, mon ange!» – «Pachette!» – «—Алина»!..." В юности мать Татьяны была влюблена в одного сержанта. Но ее выдали замуж за Дмитрия Ларина - будущего отца Татьяны: "...Но, не спросясь ее совета, / Девицу повезли к венцу..." Мать Лариных в молодости не любила мужа и даже хотела развестись: "...Рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась..." Но когда она научилась управлять добрым мужем, дела в семье наладились: "...Открыла тайну, как супругом / Самодержавно управлять, / И всё тогда пошло на стать..." Когда Онегин знакомится с Лариными, мать Татьяны - уже старушка: "...Ларина проста, / Но очень милая старушка...")

-А теперь откройте 2 главу 32 отр. Найдите слова:

«Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам…»

-Какой предстаёт нам мать Татьяны из этих строк?

-Что обозначает словосочетание « брила лбы»? (По обычаю, существовавшему в старину (до принятия нового устава о воинской повинности в 1874 г.), во время рекрутского набора всем, кто был годен к воинской службе, наголо брили переднюю половину головы)

-Теперь зная значение это фразы, давайте попробуем вместе развить дальше мысль и понять, какую черту характеру А.С.Пушкин нам показывает в матери Татьяны через эту фразу? (Ответственная, умеющая брать на себя, непосильный для женщины, труд. Это качество характера потом и переходит Татьяне)

В целом: Семья Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" это не просто семья главной героини. Отец, мать и сестра Татьяны это семья простых и добрых провинциальных дворян. Как известно, Евгений Онегин в деревне знакомится со своими соседями - гостеприимными и простодушными Лариными. Ларины - милые и добрые люди. Будучи дворянами, они не оторвались от истинно русской жизни. Ларины чтят традиции, любят русский квас и баню.

А.С.Пушкин – гений, и рассматривая детали, мы можем многое открывать и узнавать. Давайте все вместе обратимся опять ко 2ой главе 35 отр.

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен…»

-Сидоров читай вслух. Скажите, кто из вас знает значение слова «говели»?

(Говение — у православных приготовление к таинству причащения, заключающееся в посте и воздержании, посещении всех богослужений в продолжение по крайней мере одной недели и выполнении домашних молитв по указанию молитвослова)

-Тогда скажите, сколько великих постов есть у православных? (четыре: Великий Пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост)

- Так почему если основных поста четыре, семья Лариных соблюдала только два? К какому выводу мы можем прийти? (Будучи воспитываема в абсолютно простой, не сильно религиозной семье, Татьяна являлась обычным человеком как многие из нас. И, тем не менее, она смогла поступить достойно званию «национальный идеал», она смогла поступить по-христиански, неэгоистично, не в удовольствие себе)

Учитель. Теперь, имея некоторое представление о семье, о родителях Татьяны, давайте переедем к описанию самой главной героини. Но рассматривать её образ предлагаю в контексте сопоставления Татьяны с её младшей сестрою, которую звали…? (Ольга Ларина)


Открывайте тетради, чертите таблицу с двумя равными колонками:

Из тех глав, что я вам давала читать на дом, попробуйте отыскать описание Татьяны и Ольги, будь то внешнее или же внутреннее.






Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги Лариных (сходства и различия героинь)


Татьяна Ларина


Ольга Ларина


Не отличается красотой:

«…Никто б не мог ее прекрасной / Назвать…»


Красивая:

«…Красами Ольги молодой…»


Худая:

«…Ее находят […] бледной и худой…”


Полная:

«…Кругла, красна лицом она…»


Бледная:

«…Татьяны бледные красы…» «…Бледна как тень…»


Румяная:

«…свежестью ее румяной…»


Не грациозная, жеманная:

«…Ее находят что-то странной, Провинциальной и жеманной…»


Грациозная:

«…Движенья, голос, легкий стан — Всё в Ольге…»


Робкая, боязливая:

«…Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная, боязлива…»


Бойкая, резвая:

«…Что Ольга резвая твоя?...»



Грустная:

«…Да та, которая грустна…» «…И бледный цвет, и вид унылый…»


Веселая:

«…Всегда как утро весела…


Задумчивая:

«…Задумчивость, ее подруга…»


Беспечная, несерьезная:

«…Прыгнула Оленька с крыльца, / Подобна ветреной надежде, / Резва, беспечна, весела…»


Интересная:

«…Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт…» (о Татьяне)


Неинтересная:

«…В чертах у Ольги жизни нет…» «…Ее портрет: он очень мил […] Но надоел он мне безмерно…


Не играла в игры в детстве:

«…И были детские проказы / Ей чужды…»


Игривая:

«…звонкий смех, / И шум их ветреных утех…» (в детстве) «…Он разделял ее забавы…»


Любит одиночество:

«…Татьяна в тишине лесов / Одна с опасной книгой бродит…» «…И часто целый день одна / Сидела молча у окна…» (в детстве)


Общительная:

«…Когда же няня собирала / Для Ольги на широкий луг / Всех маленьких ее подруг…» (в детстве)


Постоянная:

«…Но я другому отдана; / Я буду век ему верна…»


Ветреная:

«…Не долго плакала она. / Увы! невеста молодая / Своей печали неверна…»

Не кокетка:

«…Кокетства в ней ни капли нет…»


Кокетка:

«…Чуть лишь из пеленок, / Кокетка, ветреный ребенок!..»


Тихая, молчаливая:

«…И молчалива, как Светлана…»


С звонким голосом:

«…И скоро звонкий голос Оли…»



Умная:

«…Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали?..»


Глупая:

«…Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне…»


Сходства Татьяны и Ольги Лариных


Простодушная, искренняя:

«…Мне ваша искренность мила…» (Онегин)


Простодушная:

«…Как жизнь поэта простодушна…»


Милая:

«…Милая Татьяна…

Милая:

«…Как поцелуй любви мила…» «…Ее портрет: он очень мил…»

Невинная:

«…Доверчивость души невинной…»


Невинная:

«…Невинной прелести полна…»




IV. Первичное закрепление.


Учитель. Образ, какого героя мы сегодня с вами начали рассматривать? Назовите несколько эпитетов, которыми характеризует А.С.Пушкин Татьяну? Какой, в целом, показана семья Татьяны в романе?


V. Заключительная часть.


Учитель. На предыдущих уроках нами был изучен образ Евгения. Для того чтобы больше узнать Татьяну, нужно рассмотреть их взаимоотношения.


Кто сможет рассказать о том, как развивались отношения?




VI. Объяснение домашнего задания.


►Этот вопрос плавно перетекает в ваше домашнее задание. Рассмотрите полностью сюжетную линию, касающуюся отношений Евгения и Татьяны. (Устно)

+ На стр.N находится «письмо Татьяны», а на стр.NN «Письмо Онегина». У вас будут целые выходные, чтобы выучить эти отрывки. Парни учат «Письмо Онегина», а девушки, соответственно, «письмо Татьяны». Всем ясно домашнее задание?


VII. Отметки.


Учитель. Подумайте и скажите: как вы оцениваете вашу работу на сегодняшнем уроке? Будьте предельно честны перед собой.


Учитель называет поочерёдно фамилию каждого ученика и ставит те отметки, что они озвучивают.