Тема урока: А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Образ Татьяны Лариной. (1-2 ч.)
Цель урока:
-дать характеристику семьи Татьяны Лариной;
- познакомить учащихся с образом Татьяны Лариной;
-сравнить образ Татьяны и образ Ольги;
-охарактеризовать отношения Татьяны Лариной с Евгением Онегиным.
-показать, что Татьяна - «национальный идеал».
Задача урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с личностью Татьяны Лариной;
Научить делать характеристику героини.
2. Развивающая: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.
3. Воспитывающая: воспитать семейные ценности.
Средства обучения: учебник, иллюстрации: к произведению; одежды и убранства той эпохи; самого А.С.Пушкина к «Евгению Онегину»
Ход работы:
I. Организационный момент. Целеполагание.
Учитель. Здравствуйте. Не так давно мы начали говорить солнце русской поэзии. И об одном из величайших его творений, об «энциклопедии русской жизни» - о романе в стихах «Евгении Онегине». Сегодня мы начнём знакомство с одним из центральных героев этого произведения.
А именно с женским образом в данном романе. О ком пойдёт сегодня наша речь?
II. Аналитическая беседа по содержанию.
Учитель. Ну а теперь перейдем непосредственно к роману. Надеюсь, вы принесли с собой тексты, так как сегодня мы будем обращаться к ним не раз.
Вы должны были прочитать заданные на дом главы романа, поэтому, надеюсь, что на первый вопрос вы ответите без особых затруднений: « В какой семье родилась и жила Татьяна?»
Начнём с главы семейства.
-Как звали отца Татьяны? (Дмитрий Ларин)
-Каким он представляется нам в романе?
(Отец Татьяны уже умер (еще до приезда Онегина в деревню). Он умер уже старым человеком: "...И так они старели оба. / И отворились наконец / Перед супругом двери гроба..." Дмитрий Ларин был добрым человеком и хорошим барином для своих крепостных: "...Отец ее был добрый малый, / В прошедшем веке запоздалый..." "...Он был простой и добрый барин [...] Смиренный грешник, Дмитрий Ларин..." По словам автора, он был разумным мужем: "...Разумный муж уехал вскоре / В свою деревню..." Он когда-то был бригадиром (военный чин 5-го класса): "...Господний раб и бригадир..." Дмитрий Ларин очень любил свою жену и верил ей во всем: "...Но муж любил ее сердечно, / В ее затеи не входил, / Во всем ей веровал беспечно...")
-Как звали мать Татьяны? (Полина (Прасковья) Ларина)
-Какой мы видим её?
(Мать Татьяны Лариной зовут Pachette (Пашенька), то есть Полина, или Прасковья: "...«Княжна, mon ange!» – «Pachette!» – «—Алина»!..." В юности мать Татьяны была влюблена в одного сержанта. Но ее выдали замуж за Дмитрия Ларина - будущего отца Татьяны: "...Но, не спросясь ее совета, / Девицу повезли к венцу..." Мать Лариных в молодости не любила мужа и даже хотела развестись: "...Рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась..." Но когда она научилась управлять добрым мужем, дела в семье наладились: "...Открыла тайну, как супругом / Самодержавно управлять, / И всё тогда пошло на стать..." Когда Онегин знакомится с Лариными, мать Татьяны - уже старушка: "...Ларина проста, / Но очень милая старушка...")
-А теперь откройте 2 главу 32 отр. Найдите слова:
«Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам…»
-Какой предстаёт нам мать Татьяны из этих строк?
-Что обозначает словосочетание « брила лбы»? (По обычаю, существовавшему в старину (до принятия нового устава о воинской повинности в 1874 г.), во время рекрутского набора всем, кто был годен к воинской службе, наголо брили переднюю половину головы)
-Теперь зная значение это фразы, давайте попробуем вместе развить дальше мысль и понять, какую черту характеру А.С.Пушкин нам показывает в матери Татьяны через эту фразу? (Ответственная, умеющая брать на себя, непосильный для женщины, труд. Это качество характера потом и переходит Татьяне)
В целом: Семья Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" это не просто семья главной героини. Отец, мать и сестра Татьяны это семья простых и добрых провинциальных дворян. Как известно, Евгений Онегин в деревне знакомится со своими соседями - гостеприимными и простодушными Лариными. Ларины - милые и добрые люди. Будучи дворянами, они не оторвались от истинно русской жизни. Ларины чтят традиции, любят русский квас и баню.
А.С.Пушкин – гений, и рассматривая детали, мы можем многое открывать и узнавать. Давайте все вместе обратимся опять ко 2ой главе 35 отр.
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен…»
-Сидоров читай вслух. Скажите, кто из вас знает значение слова «говели»?
(Говение — у православных приготовление к таинству причащения, заключающееся в посте и воздержании, посещении всех богослужений в продолжение по крайней мере одной недели и выполнении домашних молитв по указанию молитвослова)
-Тогда скажите, сколько великих постов есть у православных? (четыре: Великий Пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост)
- Так почему если основных поста четыре, семья Лариных соблюдала только два? К какому выводу мы можем прийти? (Будучи воспитываема в абсолютно простой, не сильно религиозной семье, Татьяна являлась обычным человеком как многие из нас. И, тем не менее, она смогла поступить достойно званию «национальный идеал», она смогла поступить по-христиански, неэгоистично, не в удовольствие себе)
Учитель. Теперь, имея некоторое представление о семье, о родителях Татьяны, давайте переедем к описанию самой главной героини. Но рассматривать её образ предлагаю в контексте сопоставления Татьяны с её младшей сестрою, которую звали…? (Ольга Ларина)
Открывайте тетради, чертите таблицу с двумя равными колонками:
Из тех глав, что я вам давала читать на дом, попробуйте отыскать описание Татьяны и Ольги, будь то внешнее или же внутреннее.
Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги Лариных (сходства и различия героинь) |
Татьяна Ларина | Ольга Ларина |
Не отличается красотой: «…Никто б не мог ее прекрасной / Назвать…» | Красивая: «…Красами Ольги молодой…» |
Худая: «…Ее находят […] бледной и худой…” | Полная: «…Кругла, красна лицом она…» |
Бледная: «…Татьяны бледные красы…» «…Бледна как тень…» | Румяная: «…свежестью ее румяной…» |
Не грациозная, жеманная: «…Ее находят что-то странной, Провинциальной и жеманной…» | Грациозная: «…Движенья, голос, легкий стан — Всё в Ольге…» |
Робкая, боязливая: «…Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная, боязлива…» | Бойкая, резвая: «…Что Ольга резвая твоя?...» |
Грустная: «…Да та, которая грустна…» «…И бледный цвет, и вид унылый…» | Веселая: «…Всегда как утро весела… |
Задумчивая: «…Задумчивость, ее подруга…» | Беспечная, несерьезная: «…Прыгнула Оленька с крыльца, / Подобна ветреной надежде, / Резва, беспечна, весела…» |
Интересная: «…Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт…» (о Татьяне) | Неинтересная: «…В чертах у Ольги жизни нет…» «…Ее портрет: он очень мил […] Но надоел он мне безмерно… |
Не играла в игры в детстве: «…И были детские проказы / Ей чужды…» | Игривая: «…звонкий смех, / И шум их ветреных утех…» (в детстве) «…Он разделял ее забавы…» |
Любит одиночество: «…Татьяна в тишине лесов / Одна с опасной книгой бродит…» «…И часто целый день одна / Сидела молча у окна…» (в детстве) | Общительная: «…Когда же няня собирала / Для Ольги на широкий луг / Всех маленьких ее подруг…» (в детстве) |
Постоянная: «…Но я другому отдана; / Я буду век ему верна…» | Ветреная: «…Не долго плакала она. / Увы! невеста молодая / Своей печали неверна…» |
Не кокетка: «…Кокетства в ней ни капли нет…» | Кокетка: «…Чуть лишь из пеленок, / Кокетка, ветреный ребенок!..» |
Тихая, молчаливая: «…И молчалива, как Светлана…» | С звонким голосом: «…И скоро звонкий голос Оли…» |
Умная: «…Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали?..» | Глупая: «…Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне…» |
Сходства Татьяны и Ольги Лариных |
Простодушная, искренняя: «…Мне ваша искренность мила…» (Онегин) | Простодушная: «…Как жизнь поэта простодушна…» |
Милая: «…Милая Татьяна… | Милая: «…Как поцелуй любви мила…» «…Ее портрет: он очень мил…» |
Невинная: «…Доверчивость души невинной…» | Невинная: «…Невинной прелести полна…» |
IV. Первичное закрепление.
Учитель. Образ, какого героя мы сегодня с вами начали рассматривать? Назовите несколько эпитетов, которыми характеризует А.С.Пушкин Татьяну? Какой, в целом, показана семья Татьяны в романе?
V. Заключительная часть.
Учитель. На предыдущих уроках нами был изучен образ Евгения. Для того чтобы больше узнать Татьяну, нужно рассмотреть их взаимоотношения.
Кто сможет рассказать о том, как развивались отношения?
VI. Объяснение домашнего задания.
►Этот вопрос плавно перетекает в ваше домашнее задание. Рассмотрите полностью сюжетную линию, касающуюся отношений Евгения и Татьяны. (Устно)
+ На стр.N находится «письмо Татьяны», а на стр.NN «Письмо Онегина». У вас будут целые выходные, чтобы выучить эти отрывки. Парни учат «Письмо Онегина», а девушки, соответственно, «письмо Татьяны». Всем ясно домашнее задание?
VII. Отметки.
Учитель. Подумайте и скажите: как вы оцениваете вашу работу на сегодняшнем уроке? Будьте предельно честны перед собой.
Учитель называет поочерёдно фамилию каждого ученика и ставит те отметки, что они озвучивают.