Эволюция лирического героя С. Есенина.
Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох — старой и новой. (1895-1925) русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии(1914-1918 гг.), а позже и имажинизма(1918-1922 гг.) Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Лирика Есенина ярка и разнообразна по своей тематике, мотивам, образам. Поэзия С. Есенина мелодична, лирична, песенна. Основные мотивы лирики С. Есенина неразрывно связаны между собой, так что отделить мотив Родины от мотива природы или любви не очень просто. Красота родной природы, ее чистота связана с понятием «малой родины» поэта («Вот уж вечер», «О Русь — малиновое поле», «Край любимый! Сердцу снятся», «Русь»). Немало стихов посвящено животным: «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица». До революции в стихах о родине преобладал мотив голубой патриархальной Руси. После революции он вначале представляет будущее России как мужицкий рай («Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). В 1920-е годы происходящие преобразования деревни воспринимаются трагически («Кобыльи корабли», «Русь уходящая», «Сорокоуст», «Русь советская»).
Феномен поэзии С.А.Есенина состоит прежде всего в том, что он соединил, по мысли Георгия Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего». Лирический герой Есенина философски размышляет над происходящим в России, пытается определить место человека, его духовные и нравственные ориентиры в cложное для Родины время, обращаясь то к временному, то к вечному. С удивительной искренностью и исповедальностью поэт покаянно выносит на суд читателя свою духовную борьбу, свои заблуждения. Поэт философски осмысляет путь человека только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.
Лирический герой поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции: 1)дооктябрьская лирика (до 1917)
2) послеоктябрьская лирика (1 ступень (1918-1919), 2 ступень (1920-1921), 3 ступень (1922-1925). Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны: роль поэта и назначение искусства, жизнь и смерть, любовь и дружба, проблема духовного выбора, но главной для него все же остается задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.
Дооктябрьская лирика. Ранняя лирика Есенина собрана в сборнике «Радуница», что означает день поминовения умерших. Само слово означает «блестящая», «просветленная». В самом названии мы видим метафору: вера в вечное воскресение всего живого, ассоциация с весной, порой любви и цветения. В творчестве данного периода широко представлена христианская символика (березы – «большие свечки», ели – монашки, ветер – схимник) и связь с фольклором. В сборнике стихотворений «Радуница» поэт размышляет о красоте родного края, о гармонии, царящей в природе (Стихи : «Гой, ты, Русь моя родная…», «Край любимый. Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом…»). Читая эти стихи, мы видим, что поэта привлекают темы и образы, связанные с христианским бытом. Есенин передает в художественном образе главную составлюющую русской ментальности – соборность. Весь тварный мир у Есенина - храм, как и сама природа. Все это создание Господа: Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…
Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение. В стихотворении «Бегство» (1915) мы наблюдаем мотив духовного соблазна, с которым борется лирический герой:
Храня завет родных поверий – Питать к греху стыдливый страх, Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как об ножи стальной дорогой Рвались на камнях сапоги, И я услышал зык от Бога: «Забудь, что видел, и беги!»
Приезд в Петербург стал для молодого Есенина духовным распутьем. В петербургский период жизни молодого поэта, попавшего в гущу событий Серебряного века, соблазн религиозной мистики в духе символистов Мережковского, Гиппиус, А.Белого был достаточно серьезным искушением. Неохристианские идеи пронизывали сознание творческой интеллигенции, в общение с которой вступает поэт. В стихотворении «Бегство» показано зыбкое состояние лирического героя, которому необходимо сделать правильный выбор. Лирический герой принимает решение быть с Богом. Влияние православия на ранний период творчества Есенина неоспоримо, как и неоспорима светлая позитивная энергетика его поэзии этого периода:
Чую радуницу Божью – Не напрасно я живу, Поклоняюсь придорожью, Припадаю на траву. Между сосен. Между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком в кольце иголок Мне мерещится Исус.
Послеоктябрьская лирика. Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.
Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества. В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который «с крестьянским уклоном принимает революцию». Духовное помрачение входит в сознание поэта, отражаясь на его творчестве. В стихотворении «Инония», например, поэт пишет шокирующие строки: « Тело, Христово тело // выплевываю изо рта». Кощунство этой фразы бесспорно, но что так резко меняет мироощущение лирического героя? Круговорот событий, духовное помрачение, охватившее страну, вирусом проникают в душу поэта, рождая в его сердце сомнение. Его лирический герой впитывает богоборческие мотивы, характерные для живой действительности, расколовшей общество после революции 1917 года. С имажинистами (имажинизм рождается в 1919г.) связывают такой скандальный поступок Есенина, как роспись наружной стены Страстного монастыря строчкой из своей поэмы «Преображение»: «Господи, отелись!» Словом «отелись» Есенин призывал Господа «войти в тело», то есть воплотиться. Лирический герой вступает в пору духовного раскола. Наиболее глубоким кризисом можно отметить стихотворения 1920 – 1921 гг «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» и др. стихи 1920-х гг. говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с Есениным. В лирике этого периода начинают звучать мотивы прощания с молодостью, предощущения гибели, душевной усталости и рока («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «куда несет нас рок событий», «трубит, трубит погибельный рог»). Но с 1922 года в творчестве Есенина появляется мотив покаяния. Совесть побуждала поэта к исповеди за ошибки прежних лет, в чем он сам признавался поэту Всеволоду Рождественскому.
Раздумья о собственном несовершенстве, чувство вины , раскаяние в слишком легком отношении к жизни и к своей миссии на земле – мотивы, которые составляют стержень философской лирики Сергея Есенина 1922-1925гг. Его лирический герой подходит к зрелому осмыслению своего духовного пути. Это находит отражаение в его стихах: « Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу». Настроение лирического героя того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою..»:
Жизнь – обман с чарующей тоскою. Оттого так и сильна она, Что своею грубою рукою Роковые пишет письмена…. Но и все ж, теснимый и гонимый, Я, смотря с улыбкой на зарю, На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за все благодарю.
Особое место в философской лирике Есенина занимает поэма «Черный человек», где доминирует мотив смерти. Разговор с черным человеком – диалог с собой, со своим отражением в зеркале. Черный человек – реминисценция из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Традиционно данный образ воспринимается как предвестник гибели. Обреченность и ощущение страха лирического героя в поэме вполне оправданы, так как Россия 20-х гг. ХХ века охвачена волной «большого террора». Состояние героя выходит за рамки душевного равновесия. Он испытывает страх и раздражение одновременно. Исповедальность поэмы налицо: построенное в форме диалога, произведение воссоздает сложность духовных прозрений и глубину страдания лирического героя при осознании им ошибок своей жизни и истинного значения судьбы на фоне трагической истории Родины. Предъявляя жестокий счет за прожитую жизнь, черный человек иронизирует, он мешает истинному покаянию героя, приводит его к бешенству, отчего трость летит в зеркало и разбивает его.В финале поэмы мираж рассеивается, уходят страх и раздражение, но одиночество берет верх: «Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…». Первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей. Поэт приводит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.
Вывод: Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное. Осознание человеком своего места в мире, уход от суетного к вечным истинам – вот путь лирического героя Есенина, так точно обозначенный в последней цитате из стихотворения «Не жалею, не зову. Не плачу..».