Ф.И. Тютчев. Лирик – мыслитель – художник
Материалы к уроку изучения творчества Ф.И. Тютчева, позволяющие углубить представления учащихся о его «мыслящей поэзии».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
В начале урока учащимся предлагается познакомиться с высказыванием Э.М.Ремарка.
Все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...
Э.М. Ремарк
-Могут ли эти слова «соотнесены» с творчеством Тютчева? Почему?
(Учащиеся вспоминают всё, что знают о системе мировоззренческих и творческих взглядов Ф.И. Тютчева)
Анализ темы урока («Лирик – мыслитель – художник»).
-Какие ассоциации возникают с каждым словом в названии темы урока?
-Возможно ли объединение этих слов в одном ряду?
-Какие аспекты творческой натуры Тютчева мы уже рассмотрели?
-Что ещё кажется не совсем понятным, освоенным?
3. Целеполагание
-На основе формулировки темы определим порядок и направленность учебной работы на уроке.
(-проанализируем поэтические тексты;
- определим роль средств художественной выразительности (тропы, фигуры);
- раскроем сущность понятий «лирик», «мыслитель», «художник» по отношению к Тютчеву.)
4. Усвоение новых знаний
-Внимательно послушайте стихотворение Тютчева («Я помню время золотое…).
(Стихотворение читает специально подготовленная ученица)
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
-Представим, что перед нами задача - сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения?
(Дети выдвигают предположение – это любовная лирика)
- Так традиционно делают составители сборников. Но если вспомнить прошлое занятие, то вы, наверное, уже поняли, что не все так однозначно и то, что оказывается на поверхности, не всегда является истинным в полной мере.
-Поставим вопросы к стихотворению.
(Дети задают вопросы, учитель записывает их на доске)
- Попробуем сгруппировать возникшие у нас вопросы.
- Что может стать главным (ключевым, ведущим) на нашем пути постижения мысли поэта?
(Движемся от основы философской системы Тютчева – антитезы, противопоставления)
- Какие эмоциональные полюса, образы и мотивы, противостоящие друг другу, можно выделить? Выбирайте яркие, ключевые из них.
(«Я» и «ТЫ» - образная пара, определяющая мотив любви, межчеловеческих отношений)
-В чем особенность восприятия Тютчевым природы и человека в этом стихотворении?
(Человек выделен из природного мира, здесь присутствуют конкретные герой и героиня, о любви которой он вспоминает)
-Каковы пространственные противопоставления?
(«Внизу» - «вверху»: земля под ногами («мшистый гранит», вековые обломки) – и небо над головой («на холму», «над нами», «край неба», «солнце»)
- Есть ли временное противостояние?
(Настоящее («я помню» - т.е. я вспоминаю здесь и сейчас) и прошлое («время золотое», когда происходит главное действие стихотворения)
-Сколько времен в стихотворении?
(Настоящее, прошлое и далекое прошлое («мшистый» гранит, «руины замка», «обломки груды вековой»)
- Зачем возникает далекое прошлое?
(Следы далекого прошлого тянутся в бесконечность, т.е. присутствует еще одно время – вечность)
-Следовательно, какой образ этого стихотворения можно назвать ключевым?
(Время в его философском измерении)
-Какое значение (если посмотреть с философского ракурса на стихотворение) приобретает образ лирической героини?
Лирическая героиня
Конкретность образа Молодость, противостоящая вечности
«стояла…опершись…на гранит» эпитеты:
«ногой младенческой касаясь обломков» «младая фея», «негой младенческой»,
«плечи юные», «беззаботно»
«с веселостью беспечной»
- Как можно определить основной эмоциональный полюс стихотворения, используя цветовые обозначения?
(«Светлое» и гармоничное стихотворение)
Эмоциональные полюса
«светлый» «темный»
цепочка темных образов:
«день вечерел»
«солнце медлило, прощаясь»
«край неба дымно гас»
«день догорал»
«померкшие берега»
(ассоциации с угасанием,
исчезновением,
уходом в небытие)
в последней строфе
(«и сладко жизни быстротечной над нами пролетала тень»)
-Какова главная философская идея стихотворения?
(Жизнь быстротечна)
-Таким образом, вечному бессмертию природы (мшистому граниту) противостоит быстротечность молодости, любви и самой жизни человеческой, след которой останется лишь в «руинах замка» - и в памяти живых: «Я помню…». И не случайно, если «Я» присутствует как бы в двух измерениях – в прошлом и настоящем («я помню» - «мы были двое»), то юная «ТЫ» осталась лишь там, в прошлом, в «золотом времени» воспоминаний.
- Вернемся к, казалось бы, простому на первый взгляд вопросу – о чем стихотворение? О любви?
(Да, и о любви тоже. Но в первую очередь это философская медитация, поэтическая суть которой – образное воплощение идеи тленности всего живого, быстротечности живой жизни.
Самостоятельная групповая работа
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и И.С. Тургенева
(Предлагаю без названия, затем спрашиваю о том, что услышали, кто автор, жанр)
Как хороши, как свежи были розы ...
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
«Как хороши, как свежи были розы...»
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
«Как хороши, как свежи были розы...»
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
«Как хороши, как свежи были розы...»
А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...
«Как хороши, как свежи были розы...»
Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и Ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
«Как хороши, как свежи были розы...»
Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
«Как хороши, как свежи были розы...»
Сентябрь 1879
- Что, по-вашему, может стать основанием для сравнения?
(-общность темы (воспоминания о давно прошедшем);
-определенное сходство элементов сюжета (и там и там былое счастье воплощается в образе юной девушки);
-сама идея бренности человеческого бытия.)
- Что является синонимом счастья в том и другом стихотворении?
(У Тютчева – символический образ юной девушки, а у Тургенева, одиноко коротавшего последние годы жизни вдали от России, во Франции, тот же образ былого счастья – это еще и «веселый шум семейной, деревенской жизни». Здесь смеются дети и слышны «молодые, добрые голоса», здесь даже звуки «старенького пианино» и «воркотня патриархального самовара» ассоциируются не со старостью, а с ощущением счастья и не противостоят молодым голосам, а звучат в унисон им.
Этот второй сюжетный элемент – семейная жизнь – расширяет ассоциативный ряд произведения и придает ему определенный ритм: если у Тютчева фактически речь идет о прошлом и «беспечность» юности и печаль о быстротечности жизни остаются как бы внутри этого прошлого, то у Тургенева ритмично чередуются эпизоды прошлого и настоящего.
- У кого из писателей ощутимее звучит голос смерти?
(В стихотворении И.С. Тургенева:
В 1-ом абзаце это еще только ощущение, предчувствие, рождаемое ассоциациями к словам «зима», «мороз», «темной», «забившись».
Во 2-ом – образ темноты усиливается повтором («а в комнате все темней и темней»); мороз уже не мягко «запушил стекла окон», а «скрыпит и злится» (звукопись архаизма «скрыпит» также вызывает ощущение чего-то неприятного); соответствуют общей «темнеющей» атмосфере абзаца и эпитеты «скучный, старческий».
В последнем абзаце этот образ одинокой старости и близящейся смерти достигает кульминации: темнота становится абсолютной («свеча меркнет и гаснет»), вместе со светом уходят остатки тепла (дважды повторяется «мне холодно», «я зябну»); открыто звучит тема смерти («и все они умерли…умерли…). Образ «единственного товарища» - старого, больного пса, так же дрожащего от холода, не смягчает, а подчеркивает трагедию одиночества. Той же цели служит и синтаксис: 6 многоточий в одном абзаце позволяют ощутить тяжелое старческое дыхание и в то же время замедляют темп повествования, последние короткие фразы – это как бы затихающая мелодия уходящей жизни.)
-Для чего служит рефрен в стихотворении?
(Задает ритм, чередование светлого и темного начал)
(Повторяясь после каждого абзаца, рефрен звучит каждый раз по-разному, с разной интонацией, то усиливая звучание «светлых» смыслов, то контрастируя с «темными»)
- Каков же общий эмоциональный тон в стихотворении Тургенева?
(Трагично по своему звучанию; Тургенев размышляет о бренности человеческого бытия; не жизнь, а смерть становится у него ключевым образом. И не случайно Тютчев завершает стихотворение словами «сладко» и «жизнь», а Тургенев – повтором слова «умерли».)
-Каков эмоциональный тон в стихотворении Тютчева?
(«Светлая печаль»; стихотворение Тютчева о быстротечности жизни, но он акцентирует сладость каждого ее момента («и сладко жизни быстротечной // Над нами полетала тень», трагизм снимается самим философским ракурсом)
5. Рефлексия.
Для подведения итогов урока предлагается прием «Рефлексивная мишень».
- На листе формата А3 нарисована мишень, разделенная на 4 сектора. В каждом секторе параметры оценки (Моя деятельность. Моё настроение. Актуальность. Работа в группе.) Пусть каждый из вас «выстрелит» 4 раза в мишень, сделав отмутку маркером в зависимости от оценки действия.
(Мишень вывешивается и комментируется учителем)
6. Домашнее задание.
Подготовьте эссе «Моё восприятие лирики Ф.И. Тютчева».
6