Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Все ль на месте? Все ль в порядке – Книжка, ручка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый день, всегда, везде: На занятиях, в игре – Громко, четко говорим И тихонечко сидим | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Вступительная беседа | – Откройте учебник «Литературное чтение» и полистайте его. Почему эта книга так называется? Докажите. Найдите в учебнике познавательную информацию. – Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только информацию. – Что оживляет книгу, помогает ярче представить произведение, делает учебник красивым и красочным? – Где можно узнать, с какими произведениями предстоит познакомиться? – Внимательно прочитайте содержание. Встретились ли вам знакомые произведения? Расскажите. – Перед нами учебник, который поможет разобраться в сложностях, постичь тайны русской речи, познакомиться с произведениями классиков литературы | – Включает в себя много классических литературных произведений. Это учебник, и мы будем разбирать и анализировать произведения. – В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания. – Иллюстрации. – В содержании, которое помещено в конце книги | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
III. Знакомство с новым материалом. 1. Знакомство с учебником | Читает стихотворение В. Афанасьева «Здесь начинается рай». – Сегодня мы поговорим о нашем родном крае, нашей Родине. – Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Давайте произнесем его хором: Россия, Русь. – Откройте первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. – В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви к Русской земле, ее прошлом и настоящем. – Как человек может передать свои чувства к Родине? – Как передают свою любовь к Родине поэт, художник, композитор? – Какие стихи, песни о Родине вы знаете? | Внимательно слушают. – Своим трудом, заботой о благополучии Родины. – Пишут стихи, картины, музыку. Отвечают на вопрос | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
2. Работа со стихотво-рением Ф. Савинова «Родина». 1) Чтение стихотворения. 2) Словарная работа. 3) Беседа по содержанию прочитанного | – Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением. Называется оно «Родина». Прочитайте его про себя. Какие новые слова вам встретились при чтении стихотворения? (Слова записаны на доске.) – Какие чувства вызывает у вас стихотворение? – Как нужно читать это стихотворение? – Какие слова в стихотворении повторяются? – Для чего нужны эти повторы? – О чем это стихотворение? – Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое Родина?» | – Исполины – великаны. Приволье – широкое, просторное место, раздолье. – Гордость, любовь, уважение. – Русский, Русская земля, Родина. – Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине. – О любви к России. Размышляют и предлагают свои варианты ответов |
IV. Формирование читательских умений с применением моделирования | – Возьмем лист бумаги и изобразим то, о чем говорилось в стихотворении. – Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. (Показывает.) – О чем это стихотворение? – Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели красным цветом. – Кто написал это стихотворение о Родине? – Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели. (Показывает.) – Какое слово здесь спряталось? Прочитаем: «Савинов». Это фамилия автора. Как какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт? – Ф. Савинов озаглавил свое стихотворение «Родина». Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. Получается вот такая модель. (Показывает.) – Какое слово здесь спряталось? – Хотите послушать другое стихотворение о Родине? (См. ресурсный материал.) | Берут листы и кладут их перед собой. Рисуют на своих листках. Показывают свои работы. Высказывают свои варианты ответов. – Это стихотворение написал Федор Савинов. Подбирают варианты заголовков. Совместно с учителем читают слово Родина | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
V. Работа над стихотворением. 1. Чтение стихотворения | – Послушайте стихотворение А. Васильева и подумайте над вопросом, который он задает. (См. ресурсный материал.) – Что мы называем Родиной? – Родина – край, страна, где человек родился и живет. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему все мило и дорого | Внимательно слушают учителя. Размышляют и предлагают свои ответы | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение |
2. Работа со словами-синонимами | – Прочитайте слова: Родина, родная страна, Отечество, сторона, Отчизна. – Эти слова похожи или различны по своему значению? – Что мы так называем? – Как вы думаете, что такое малая родина? – Как называется ваша малая родина? Расскажите о ней | Высказывают свою точку зрения |
3. Выразительное чтение стихотворения | – Какие слова в тексте рифмуются? | – Исполины – картины, моря – моя – соловья, жаворонка – сторонка |
Физкультминутка | Жура-жура-журавель. Мы спросили журавля: Облетал он сто земель, «Где же лучшие края?» Облетал, обходил, Отвечал он не тая: Крылья, ноги натрудил. «Это Родина моя!» | Выполняют упражнения физкультминутки | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
VI. Итог урока. Рефлексия | – Закончите предложения. • Сегодня на уроке я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Я хотел бы … • Новые знания мне пригодятся … | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Выучить стихотворение Ф. Савинова «Родина» наизусть | Записывают задание, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |