СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. Шопен - гений великой гармонии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О жизненном и творческом пути Фридерика Шопена.

Просмотр содержимого документа
«текс презентации»

Вечер, посвященный Ф.Шопену

"Великий гений гармонии"



1 слайд (на фоне «Баркаролы)

Фридерик Франсуа Шопен - польский композитор, в двадцать лет навсегда покинувший Польшу, но сохранивший дух и характер польской песни в своих мазурках, балладах и полонезах. Один из первых композиторов-романтиков. В отличие от многих своих предшественников и современников, Ф. Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

2 слайд

Творчество Ф. Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его, забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

3 слайд

Конец XVIII столетия ознаменовал собой начало новой эпохи. Старый социальный порядок разрушался, общество стало стремиться к равноправию и справедливости. По всей Европе люди искали способы выражения новых идей, и они нашли его в новом направлении - в романтизме.

(На экране произведения художников эпохи романтизма)

4 слайд

В эпохе романтизма понятия Свобода, Равенство, Братство проникают в сознание каждого подлинного художника, становятся его главной движущей силой. По-новому осознается значение личности, ее индивидуальности и свободы, возникает вера в ее неограниченные возможности, в величие ее духа.



5 слайд

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 г. в местечке Желязова Воля недалеко от Варшавы. Мать Шопена Юстына Кшижановская была полька дворянского происхождения, отец – Николай Шопен француз, участник польского восстания, образованный человек. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем.

После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики, (в семье было 4 детей - Людвика, Фридерик, Изабелла и Эмилия).


6 слайд

Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.






7 слайд

С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом.

8 слайд

К пятнадцати годам он объездил всю Польшу - он был в Лодзи, в Гданьске, в Кракове, в Шафарне, в Плоцке и других местах. В каждой местности была своя музыка: в Мазовии - мазуры, в Плоцке - куявяки, под Краковом - стремительный и задорный краковяк. С жанрами народно-бытовой музыки тесно связаны многие произведения Шопена и в первую очередь его танцевальные пьесы: мазурки, полонезы, вальсы.

9 слайд

Свои первые мазурки Шопен сочиняет в возрасте 14-15 лет. Как правило, это задорно-веселые мажорные пьесы. Однако очень скоро, наряду с непритязательными пьесами, воссоздающими атмосферу польского бала, появляются лирические мазурки, задумчивые, нежные или проникнутые страстным порывом.

10 слайд

Ф. Шопен Мазурка - хореография

11 слайд

Иные из мазурок - своего рода картинки сельского народного быта, живые зарисовки с натуры. Их простодушно веселые или трогательно лирические мелодии словно бы звучат на фоне народных инструментальных наигрышей. Слышатся звуки волынок и дудок, деревенских скрипок, доносится гудение самодельного контрабаса.

Ф. Шопен Мазурка - исполнение





12 слайд

Во многих полонезах Шопен повествует о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. В некоторых полонезах оживают картины величия Польши прошлых веков, в других звучит скорбь о великих страданиях народа, в их гордой, пламенной музыке живо ощутим призыв к непреклонной борьбе за лучшее будущее. В семь лет Фридерик сочинил полонез - торжественный танец-шествие. В качестве детского опыта пьеса была издана.

13 слайд

Ф. Шопен «Полонез» - исполнение

14 слайд.

После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Где совершенствуется в игре на фортепиано и изучает теорию композиции.

15 слайд.

Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора.

16 слайд.

После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя в 1828 г. Шопен посещает Берлин, 1829 году Вену - крупный музыкальный центр того времени, где 11 августа 1829 г. в Венском оперном театре выступает как пианист и композитор. Успех был огромный. Вот что написали о нем в печати:"...Он играл на фортепиано Рондо своего сочинения, а также Вариации на тему Моцарта и был принят со всеобщим удовлетворением; после каждого соло возобновлялись бурные аплодисменты."("Gazeta Polska",1829, 30 sierpinia).

Ф. Шопен «Прелюдия» исполнение





17 слайд. (на фоне «Баллады)

Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью, музой Фредерика . Их отношения были плодотворны в творческом отношении. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: «...У меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится..» Именно Констанции он посвящает II часть своего концерта f-moll, одну из лучших песен «Желание» («Если б я солнышком на небе сияла»).

18 слайд.

Шопен собирался отправиться покорить мир - завоевать Вену, Париж - и вернуться в Польшу признанным композитором. Но судьба распорядилась иначе. В 1830 году он отправляется в концертное турне. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. В Вене Шопен не встречает теплого приема - венцев были напуганы возможными бунтами, надвигающейся холерой. В это же время в Польше начинается восстание. Шопен не может оставаться в стороне, он хочет сражаться за Родину. Его друг, Тит Войцеховский, прибывший с ним в Вену, как и отец Шопена, говорят ему о другом его призвании: он - Художник. Он должен творить свои произведения во имя Польши.

19 слайд

- ...Есть славянская легенда о старинном городе, который опустился на дно озера во время нашествия врага. И волны сохранили его. Таким тайником, таким волшебным городом является художник во время народных бедствий!

- О нет, это не моя роль! Стыдись, Тит!

- С той только разницей, что голос художника звучит из глубины и будит, зовет свой народ, как колокол. И этот колокол не должен умолкнуть: Если бы я не верил в твое назначение - я послал бы тебя на смерть, клянусь тебе! Но в стихии, которая тебе доступна, ты единственный!



Ф. Шопен «Прелюдия» - исполнение



20 слайд. Ф. Шопен Этюд c-moll, "Революционный" оп.25 № 12 (запись)

Шопена не пустили в Польшу. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж. Известие о разгроме восстания и падении Польши застает его в Штутгарте. В своем дневнике Шопен напишет: "...Нельзя описать мое горе: я насилу его переношу!"

21 слайд.

Нужны были не слова, а что-то другое. Все чувства, все мысли, веру в свободу Польши, весь пыл восстания он воплотит за фортепиано - создаст фортепианный этюд c-moll, названный "Революционный".

Ф. Шопен Этюд c-moll, "Революционный" оп.25 № 12 (запись)



22 слайд. (фон «Мазурка»)

Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину. Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением.

23 слайд.

В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ф.Хиллером, Ф.Листом, Л.Керубини, Дж. Мейербером, Ф.Калькбреннером, Г.Берлиозом, Ф.Мендельсоном и другими.

24 слайд.

О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: «Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства». Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт и Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.

Ф. Шопен «Прелюдия» - исполнение

25 слайд.

На концертах Шопен в основном исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

26 слайд.

Ф. Шопен «Ноктюрн» - исполнение

27 слайд. (на фоне «Баркаролы»)

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять—семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить так сильно изнурявшие его занятия с учениками.

Слайд 28.

В 1835 году, через 5 лет после разлуки, Шопен встречается со своими родителями в немецком городе Карлсбаде. Вот что писал Шопен по этому поводу своим сестрам в Польшу: "Наша радость неописуема! Обнимаемся и целуемся - и что еще можно сказать? Жаль только, что мы не все вместе! Как, однако, Бог милостив к нам!...Ни о чем другом не думать! Наслаждаться счастьем, до которого дожил!..."

Слайд 29.

Ф. Шопен. «Полонез» - танец.

Слайд 30.

Поездка по Германии была для него свежим глотком, и его поразительный талант встретил самый горячий прием.





Слайд 31.

Шопен влюбляется в дочь графов Водзиньских, Марию. Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась.

Слайд 32.

Мария сначала отвечает ему взаимностью, даже дает согласие на брак, но потом все чувства проходят. Родители Марии были против этого брака, так как считали его недостойной партией для дочери. В 1836 году Мария напишет его акварельный портрет.

Ф. Шопен.

Слайд 33.

В 1836 году происходит знакомство Шопена с Жорж Санд, настоящее имя Аврора Дюдеван. Крупная французская писательница была одной из передовых женщин своего времени. Не только ее сочинения, но и образ жизни, поведение, манеры были сознательно и демонстративно брошенным вызовом буржуазно-аристократическому обществу. Эта женщина была полной противоположностью Шопена. Их отношения нельзя назвать любовью с первого взгляда. Только в 1838 году они стали любовниками. Для Шопена это были самые серьезные отношения в его жизни. Несмотря на разные характеры, разное представление о жизни, о любви, о семье, они любили друг друга и были счастливы вместе. Их союз длился 8 лет. Но их счастье не было безоблачным.

Слайд 34.

В октябре 1838 счастливая пара отправилась на Мальорку, взяв с собой Соланж и Мориса, двоих детей Жорж Санд от брака с бароном Дюдеваном. В Испании шла гражданская война, условия для жизни были невыносимыми, стояла ужасная погода, все это пагубно отразилось на здоровье Шопена. Врачи поставили ему диагноз - туберкулез.

Слайд 35.

Находясь в тяжелых условиях, больной, Фридерик продолжал творить. Были минуты, когда ему казалось, что все умерли - и нет больше ни Парижа, ни Вены, ни Италии. Но в его сердце была Польша - и он бушевал за фортепиано за нее, он вспоминал ее красоты, вспоминал свой дом.

Слайд 36.

Ф. Шопен. – «Вальс» - хореография

Слайд 37.

В марте 1839 Шопен вернулся в Париж совершенно больной - при кашле у него обильно шла горлом кровь. Но отдых восстановил его силы, и летом они уехали в Ноан, загородное имение Жорж Санд. За это время, что они были вместе, было создано немало произведений.

Слайд 38.

Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.

Слайд 39.

Такова Вторая соната, с похоронным маршем, принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: «После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы». Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией. Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби. Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Слайд 40.

Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным. Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал.

Слайд 41.

Средства его иссякли. Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его.

Ф. Шопен «Вальс» - исполнение

Слайд 42.

Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание:
«Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось».

Слайд 43.

17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики, Соланж и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.

Слайд 44.

Похороны Шопена были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Прозвучали и его собственные сочинения, среди них - похоронный марш из фортепианной сонаты си-бемоль минор в исполнении оркестра. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей.

Слайд 45.

Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой своего друга Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле св. Креста.

Слайд 46.

Коллекция музея Фредерика Шопена  насчитывает более 5 000 различных экспонатов, среди которых автографы, первые его произведения, его переписка, памятные вещи, документы, а также картины, гравюры и скульптуры.



Слайд 47.

Ни один композитор вплоть до наших дней не превзошел поэтическое обаяние шопеновской музыки. При всем разнообразии настроений — от меланхолии «лунного света» до взрывчатого драматизма страстей или рыцарской героики — музыка Шопена всегда проникнута высокой поэзией. Новаторство Шопена было понято немногими его современниками - прежде всего Ф. Листом и Э. Делакруа (создавшим несколько портретов Ш.), а также М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, мастерами "Могучей кучки" и последующими поколениями русских композиторов. В честь Ф. Шопена назван кратер на Меркурии. С 1927 в Варшаве проводится международный конкурс пианистов имени Шопена; среди его лауреатов - многие советские пианисты (1-ю премию на 1-м конкурсе получил Л. Н. Оборин). В Варшаве создано общество им. Фридерика Шопена, которое занимается большой концертной, научно-исследовательской, издательской и организационной деятельностью.
























Просмотр содержимого презентации
«вечер шопен»

Фридерик Шопен – «Великий гений гармонии»

Фридерик Шопен –

«Великий гений гармонии»

Фридерик Шопен (1810- 1849 г.г.) « Музыка не имеет Отечества;  Отечество ее - вся вселенная».

Фридерик Шопен

(1810- 1849 г.г.)

« Музыка не имеет Отечества;

Отечество ее - вся вселенная».

Юстина Шопен (1782 – 1861), мать композитора.   Никола Шопен (1771 – 1844), отец композитора Юстина Шопен (1782 – 1861), мать композитора.   Никола Шопен (1771 – 1844), отец композитора Желязова - Воля Место рождения Ф. Шопена Юстына Кшижановская Никола Шопен

Юстина Шопен (1782 – 1861), мать композитора.   Никола Шопен (1771 – 1844), отец композитора

Юстина Шопен (1782 – 1861), мать композитора.   Никола Шопен (1771 – 1844), отец композитора

Желязова - Воля

Место рождения

Ф. Шопена

Юстына Кшижановская

Никола

Шопен

Ф. ШОПЕН В. ЖИВНЫЙ И. С. БАХ

Ф. ШОПЕН

В. ЖИВНЫЙ

И. С. БАХ

Для Шопена мазурки – символ Родины. Это- маленькие фортепианные миниатюры, в которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором, со звучанием народного ансамбля. Его мазурки можно разделить на деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и лирические мазурки.

Для Шопена мазурки – символ Родины.

Это- маленькие фортепианные миниатюры, в которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором, со звучанием народного ансамбля.

Его мазурки можно разделить на деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и лирические мазурки.

В полонезах Шопен воссоздаёт героический дух прошлого Польши Гораздо больше виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних регистров, часто фортепиано звучит как оркестр. Полонезы насыщены яркими контрастами. В них есть и изобразительные моменты, напоминающие батальные сцены. Почти все полонезы написаны в сложных 3-х частных формах.

В полонезах Шопен воссоздаёт героический дух прошлого Польши

Гораздо больше виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних регистров, часто фортепиано звучит как оркестр.

Полонезы насыщены яркими контрастами. В них есть и изобразительные моменты, напоминающие батальные сцены.

Почти все полонезы написаны в сложных 3-х частных формах.

«Ученик первого года  Ф. Шопен – особое дарование» «Ученик третьего года  Ф. Шопен исключительная одаренность, музыкальный гений»  (Ю. Эльснер ) Ю. Эльснер

«Ученик первого года

Ф. Шопен –

особое дарование»

«Ученик третьего года

Ф. Шопен исключительная одаренность, музыкальный гений»

(Ю. Эльснер )

Ю. Эльснер

Констанция Гладковская

Констанция Гладковская

Тит Войцеховский

Тит Войцеховский

«…Нельзя описать мое горе:  я насилу его переношу!»

«…Нельзя описать мое горе:

я насилу его переношу!»

Ф. ШОПЕН

Ф. ШОПЕН

Ф. Мендельсон Л. Керубини Дж. Мейербер Ф. Хиллер Г. Берлиоз

Ф. Мендельсон

Л. Керубини

Дж. Мейербер

Ф. Хиллер

Г. Берлиоз

«Шляпы долой, господа, Перед вами ГЕНИЙ!» (Р. Шуман о Ф. Шопене) Клара Вик,  Роберт Шуман

«Шляпы долой, господа,

Перед вами ГЕНИЙ!»

(Р. Шуман о

Ф. Шопене)

Клара Вик,

Роберт Шуман

«Наша радость неописуема! Обнимаемся и целуемся – и что еще можно сказать? Жаль только, что мы не все вместе! Как, однако, Бог милостлив к нам!... Ни о чем другом не думать! Наслаждаться счастьем, до которого дожил!...! (Ф. Шопен)

«Наша радость неописуема! Обнимаемся и целуемся – и что еще можно сказать? Жаль только, что мы не все вместе! Как, однако, Бог милостлив к нам!... Ни о чем другом не думать! Наслаждаться счастьем, до которого дожил!...! (Ф. Шопен)

Мария Водзиньская

Мария Водзиньская

Соланж Морис

Соланж

Морис

«Если можете приезжайте. Я болен, и никакие доктора не помогут мне так, как вы…» (Ф. Шопен)

«Если можете приезжайте.

Я болен, и никакие доктора не помогут мне так, как вы…» (Ф. Шопен)

« Он всюду - ибо, мудрый, никогда не терял связи с душой отчизны –  и в Отчизне опочил, - ибо душа ее повсюду» (Ц. Норвид)

« Он всюду - ибо, мудрый, никогда не терял связи с душой отчизны –

и в Отчизне опочил, - ибо душа ее повсюду» (Ц. Норвид)