Итоговая самостоятельная работа по обществознанию, для учеников 8-го класса.
Базовый, повышенный и высокий уровни.
40 минут.
Задания для самостоятельной работы по обществознанию для учащихся 8-го класса связаны с межпредметным подходом к изучению русского языка для повышения уровня владения им как основой культурного и образовательного единства. Эти задания развивают предметные умения, читательскую грамотность и письменную коммуникативную компетентность, относясь к элементам содержания курса обществознания для 8-го класса. Контроль охватывает требования к результатам обучения по ФГОС ООО и дидактические единицы знаний. Это широкий спектр предметных умений, познавательных способов, знания о сферах общества, важных экономических явлениях, социальных отношениях и духовной жизни общества.
УМК: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и другие / «Обществознание». 8 класс: учебник (1-ое издание).
Цели и задачи:
Цель заданий — интеграция обществоведческих знаний с русским языком для развития языковых навыков и понимания социальных процессов. Задачи включают:
- Развитие умений (анализ текстов, критическое мышление, обоснование суждений).
- Повышение читательской грамотности.
- Развитие письменной коммуникативной компетенции (четкое и структурированное выражение мыслей).
Заключение:
Использование таких заданий в образовательном процессе являет собой комплексный подход, направленный на развитие всесторонних умений учащихся. Это не только позволяет повысить уровень владения русским языком, но и углубить понимание социальных процессов, в которых мы все участвуем. Таким образом, данные задания способствуют формированию грамотной, всесторонне развитой личности, обладающей критическим мышлением и готовой к активному, и осмысленному участию в жизни общества.
Задание № 1
Характеристики задания | Описание характеристик |
Класс | 8 класс |
Тема уроков | Факторы производства. Трудовая деятельность |
Уровень сложности задания | Базовый |
Форма задания | Анализ предложенной фотографии, связанной с учебной задачей, и выполнение комплекса заданий с опорой на социальный опыт и предметные гуманитарные знания на основе предложенного плана. |
Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Рассмотрите фотографию на которой студент Арктической школы в 2021 году трудится на работах по благоустройству кампуса и выполните задание.
Для иллюстрации какой социальной роли может быть использовано это изображение?
(Приведите обобщённое название социальной роли, без упоминания конкретной профессии.) Составьте письменное сообщение о труде как факторе производства, используя план.
Как Вы понимаете смысл выражения «право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены»?
Что включает в себя труд как фактор производства?
Как называют доход владельца данного фактора производства?
Чем может ограничено предложение данного фактора производства (укажите не менее двух ограничителей)?
Выполняя задание, назовите социальную роль. Составляя сообщение, опирайтесь на предложенный план. Ответ по каждому пункту плана (на каждый вопрос) может быть дан в одном или нескольких распространённых предложениях.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Образец (описание) ответа
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
ответ на первый вопрос, например: данное изображение может быть использовано для иллюстрации социальной роли работника/труженика;
(Может быть дан иной уместный ответ на первый вопрос.)
сообщение о труде как факторе производства (ответы на четыре вопроса), например: – рабочее место работника должно соответствовать требованиям охраны труда; работник должен получить полную достоверную информацию о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов и т. п.;
труд как фактор производства включает в себя деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта;
доход работника называют заработной платой;
предложение трудовых услуг ограничено численностью трудоспособного населения конкретного населённого пункта, региона, страны; территориальным размещением населения; профессиональной структурой населения и возможностями профессионального образования; религиозно – культурными традициями и др.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании не менее двух ограничителей.
Могут быть даны другие ответы на вопросы.
Критерии оценки
Критерии оценивания | Баллы |
Критерий 1. Правильность ответа | |
1. Ответ на первый вопрос | 1 |
Дан содержательный ответ на первый вопрос | 1 |
Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует | 0 |
2. Сообщение о труде как факторе производства Засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются) | 2 |
Сообщение включает в себя корректные ответы на каждый из четырёх вопросов | 2 |
Сообщение включает в себя корректные ответы на любые три вопроса | 1 |
Сообщение включает в себя корректные ответы только на любые один-два вопроса. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Критерий 2. Речевое оформление ответа 1 балл по критерию 2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлено в сумме не менее 2 баллов | |
Качество речи не затрудняет понимания смысла сообщения (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности/речь соответствует нормам литературного языка) | 1 |
Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла сообщения | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Задание № 2
Характеристики задания | Описание характеристик |
Класс | 8 класс |
Тема уроков | Заработная плата и стимулирование труда |
Уровень сложности задания | Базовый |
Форма задания | Анализ легенды диаграммы с выполнением комплекса заданий (анализ ситуации, заложенной в вопросе, с задачей сформулировать предположения о выявленном соотношении, о возможном использовании полученной информации) |
Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Социально-психологическая служба Арктической школы провела среди обучающихся 7–9 классов опрос о том, что для них является самым важным при выборе профессии в будущем.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
Какие два ответа наиболее популярны?
Выскажите предположения:
о возможных причинах популярности любого из двух этих ответов;
о том, как эта информация может быть использована центром дополнительного образования для повышения эффективности его деятельности.
Каждое предположение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Образец (описание) ответа
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос:
(Ответ на вопрос засчитывается только при указании двух наиболее популярных ответов.) 2) предположения, например:
обычно люди стремятся к лучшим условиям жизни, считается, что высокая оплата труда и престиж профессии их гарантируют;
центр дополнительного образования, используя полученную информацию, может организовывать различные мероприятия профориентационного характера, которые максимально заинтересуют обучающихся и, возможно, помогут им определиться с будущей профессией, помогут сформировать привлекательный образ профессии не только как источника высокого заработка, но и как способа принесения пользы обществу, применения сил в перспективных и востребованных отраслях.
Могут быть сформулированы иные корректные предположения.
Критерии оценки
Критерии оценивания | Баллы |
Критерий 1. Правильность ответа на вопрос | |
Указаны два наиболее популярных ответа | 1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 1 балла | 0 |
Критерий 2. Наличие предположений Засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются.) | |
Высказаны два предположения | 2 |
Высказано только одно предположение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Критерий 3. Речевое оформление ответа 1 балл по критерию 3 может быть выставлен только в случае, если по критериям 1 и 2 выставлено в сумме не менее 2 баллов | |
Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла развёрнутого ответа (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности/речь соответствует нормам литературного языка) | 1 |
Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла развёрнутого ответа | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Задание № 3
Характеристики задания | Описание характеристик |
Класс | 8 класс |
Тема уроков | Образование |
Уровень сложности задания | Повышенный |
Форма задания | Анализ афоризма с опорой на комплекс заданий: раскрытие смысла ключевого понятия, подбор синонимов к нему, выявление проблемы, поднятой в приведённом высказывании, интерпретация афоризма, раскрытие собственной точки зрения на способ решения проблемы |
Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Прочитайте афоризм и выполните задание.
«Образование – это не заполнение ведра водой, а зажжение огня».
У. Йейтс (1865–1939) ирландский поэт
Объясните смысл слова «образование». Подберите к нему два синонима (т.е. близкие по смыслу слова/словосочетания). На какую проблему обращает внимание автор высказывания?
Сформулируйте эту проблему и предложите свой способ её решения.
Письменно выполните все элементы задания. Проблема и способ её решения могут быть сформулированы в одном или нескольких распространённых предложениях. При оценивании ответа засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются).
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Образец (описание) ответа
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение смысла слова, например: совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок. (Может быть дано иное уместное объяснение.)
2) синонимы, например:
(Могут быть приведены другие синонимы.)
формулировка проблемы, например: процесс обучения не является просто передачей накопленных знаний, умений и опыта от учителя к ученику, он направлен на саморазвитие, на развитие способностей ученика, формирование его личности, способной на совершение благих дел.
(Проблема может быть сформулирована иначе.)
способ решения проблемы, например: каждый должен начать с себя: не оглядываясь на других, учиться, усваивать необходимые знания, формировать свою личность.
Может быть предложен иной корректный способ решения проблемы.
Критерии оценки
Критерии оценивания | Баллы |
Критерий 1. Объяснение смысла слова | |
Приведено корректное объяснение смысла слова | 1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 1 балла | 0 |
Критерий 2. Указание синонимов | |
Правильно указаны два синонима | 1 |
Правильно указан только один синоним, ИЛИ наряду с двумя верно указанными синонимами в ответе содержится хотя бы одно словосочетание/слово, не являющееся синонимом, ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Критерий 3. Формулировка проблемы Засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются) | |
Проблема сформулирована корректно | 1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 1 балла | 0 |
Критерий 4. Формулировка способа решения проблемы Засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются) | |
Предложен корректный способ решения проблемы | 1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 1 балла | 0 |
Критерий 5. Речевое оформление ответа 1 балл по критерию 5 может быть выставлен только в случае, если по критериям 1–4 выставлено в сумме не менее 2 баллов | |
Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла развёрнутого ответа (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности/речь соответствует нормам литературного языка) | 1 |
Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла развёрнутого ответа | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Задание № 4
Характеристики задания | Описание характеристик |
Класс | 8 класс |
Тема уроков | Образование |
Уровень сложности задания | Высокий |
Форма задания | Задание № 4, требует моделирования ситуации дискуссии с задачей письменно сформулировать аргументы для разных позиций по одному вопросу (аргументы формулируются распространенно и заносятся в таблицу) |
Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)
Выполните задание.
Во время обсуждения на уроке обществознания была затронута проблема необходимости специальных программ патриотического воспитания.
Одни школьники считали, что такие программы необходимы, другие – что можно обойтись без таких программ.
Предположите, какие аргументы «за» могут быть у сторонников каждого мнения. Запишите в таблицу по два аргумента для каждого мнения.
Мнение | Аргументы (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.) |
Специальные программы патриотического воспитания необходимы | 1) |
2) |
Можно обойтись без специальных программ патриотического воспитания | 1) |
2) |
При оценивании ответа засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются).
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
Образец (описание) ответа
Специальные программы патриотического воспитания необходимы, потому что
они позволят повысить гражданскую ответственность подрастающего поколения за судьбу страны;
благодаря программам будут созданы условия, обеспечивающие преемственность поколений, воспитание граждан, любящих свою Родину и семью, имеющих активную жизненную позицию, сделает наше государство сильным и сохранит его величие для потомков;
Аргументы в пользу второго мнения, например:
Без специальных программ патриотического воспитания можно обойтись, потому что:
воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, готового к защите своей Родины, – непростая задача, и лучше всего её решать комплексно в повседневной жизни, не отделяя от процесса обучения;
необходимо решить общие социальные, нравственные проблемы, потому что природа патриотизма не абстрактна, она основана на любви к семье, друзьям, родному городу и т.п. Дети не рождаются ни с чувством любви к семье, ни с чувством патриотизма. Все эти чувства должны пробудить близкие, родители прежде всего своими собственными поступками.
Критерии оценки
Критерии оценивания | Баллы |
Критерий 1. Правильность аргументации Засчитываются только распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются.) | |
Правильно приведены четыре аргумента | 3 |
Правильно приведены любые три аргумента | 2 |
Правильно приведены любые два аргумента | 1 |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Критерий 2. Речевое оформление ответа 1 балл по критерию 2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлено не менее 1 балла | |
Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла приведённых аргументов (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности/речь соответствует нормам литературного языка) | 1 |
Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла приведённых аргументов | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценки самостоятельной работы:
Первое задание – максимум 4 балла.
Второе задание – максимум 4 балла
Третье задание – максимум 5 баллов
Четвертое задание – максимум 4 балла.
Итого: 19 баллов максимум за всю работу.
Критерии выставления оценки по десятибалльной шкале:
«10»: 19 баллов
«9»: 17-18 баллов
«8»: 15-16 баллов
«7»: 12-14 баллов
«6»: 8-11 баллов
«5»: 6-7 баллов
«4»: 4-5 баллов
11