Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе
Подготовила воспитатель Шпак Ю.С.
Для современных родителей одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Разные специалисты по-разному оценивают важность развития тех или иных качеств у ребенка для определения готовности его к школе. Что же является ведущим в определение готовности ребенка к школе?
Давайте рассмотрим качества необходимые ребенку, чтобы быть успешным учеником:
Физическое здоровье ребенка, выносливость и работоспособность.
Ребенок должен обладать хорошим физическим здоровьем, выносливостью и работоспособностью, особенно умственной. У ребенка должен быть выработан режим дня.
Хорошая память и внимание. Он должен обладать хорошей памятью и уметь концентрировать внимание,
Умение ребенка читать и считать, а также понимать прочитанное и пересказывать это своими словами.
Развитый интеллект ребенка
Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Аккуратность и дисциплинированность
У ребенка должны быть сформированы навыки самообслуживания и он должен уметь управлять своими эмоциями. Бурные реакции, слезы, смех, крики, драки, выяснения отношений, передразнивания недопустимы во время урока.
Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми
Он должен быть способен общаться в рабочем режиме с одноклассниками и учителем. Игры и занятия своими делами на уроке недопустимы. Ребёнок должен выполнять все, что требует от него учитель.
Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно
Ну и, конечно. ребенок должен осознать ответственность за свою учебу. Он должен понять, что учится для себя, а не для мамы с папой, что результаты учебы зависят от него, и он должен прикладывать к этому усилия.
При обучении вашего ребёнка в школе, особенно на начальном этапе. соблюдайте такие правила:
1. Ни в коем случае не сравнивайте посредственные результаты вашего ребенка с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников.
2. Хвалите ребенка за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
3. Замечайте все малейшие достижения ребенка, оценивайте не ребенка, а его поступки.
4. Беседуя о неудачах, отмечайте, что все это временно, поддерживайте активность ребенка в преодолении различных трудностей.
ПОМНИТЕ! Что первоклассник – это ваш любимый ребёнок, который всегда должен знать: лучшие его друзья – МАМА и ПАПА!!!
Он всегда может на вас рассчитывать, и вы всегда ему поможете, защитите, поймёте и поддержите.