МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Факторы, влияющие на рост и развитие растений»

Выполнила:
Коршкова Виктория,
ученица 3 «Б» класса
Руководитель:
Хлыстова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Прокопьевский район
2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Фасоль — морфо- физиологическая характеристика……………...4
Влияние абиотических факторов на развитие и рост растений………………………………………………………………..5
2.1.Влияние света на рост растений………………………………..5
2.2. Влияние тепла……………………………………………………..6
2.3. Влияние воды……………………………………………………...6
2.4. Влияние воздуха…………………………………………………..7
3. Практическая часть. Методика исследования………………………..8
3.1. Опыты……………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….11
Введение
Представим, что на свете не осталось ни одного растения.Что же тогда случится? То, что некрасиво будет, — это полбеды. А вот то, что без растений мы не сможем жить — это, действительно, очень плохо. Ведь у растений есть один очень важный секрет.
В листьях растений происходят удивительные превращения. Вода, солнечный свет и углекислый газ — тот, который мы выдыхаем, превращаются в кислород и органические вещества. Кислород необходим нам и всем живым существам для дыхания, а органические вещества — для питания. Так что можно сказать, что в растениях находится настоящая химическая лаборатория по производству жизненно необходимых веществ.
Так как значение растений очень важно для жизнедеятельности человека, поэтому очень важно, чтобы урожай культурных растений были стабильно высокими. Учитывая все выше сказанное и определив для себя актуальную проблему исследования, я хотела бы проанализировать какие факторы влияют на рост и развитие растений.
Проблема темы: могут ли растения развиваться без света, тепла и воды?
Цель исследования: изучение условий прорастания семян растений на примере фасоли.
Задачи исследования:
выяснить морфо - физиологические особенности фасоли;
выяснить, какие условия нужны для роста и развития растения
узнать новое и интересное из жизни растений.
Объект исследования: фасоль
Предмет исследования: условия прорастания фасоли
Гипотеза: предполагаю, что растениям для роста и развития необходимы вода, воздух, оптимальная температура, питательные вещества, свет.
Методы исследования:
1. Фасоль — морфо - физиологическая характеристика
Как устроено растение?
Сначала выясним, как устроено растение. У растения есть корень, стебель, листья, цветки.
Стебель служит опорой для цветов и листьев растений и подставляет их солнечным лучам. Стебель связывает части растения друг с другом c помощью сосудов. По сосудам поднимается вода и минеральные вещества необходимые для роста и развития всего растения.
Листья - это солнечные батареи. Они улавливают свет.
Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества.
Цветок- орган размножения.
Фасоль – царица огорода.
Фасоль (лат. Phaséolus) – типовой род растений семейства Бобовые, объединяющий около 87 видов, растущих в более тёплых областях обоих полушарий. Разводятся из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветов. Из культивируемых видов первое место занимает фасоль обыкновенная со многими разновидностями и сортами, из которых одни – вьющиеся, другие – кустовые. Родина этого вида – Латинская Америка. В Европу фасоль была завезена в середине XVI века.
Условиями для прорастания семян являются свет, воздух, вода, минеральные вещества.
Рассмотрим развитие растений в различных условиях произрастания на примере фасоли.
Лучше всего растение растёт в районах с теплым климатом.
Фасоль содержит много ценных витаминов и питательных веществ.
2.Влияние абиотических факторов на развитие и рост растений.
2.1. Влияние света на рост растений
Влияние света на растения просто огромно. Без солнечного света невозможна жизнь ни одного растения, он необходим им для нормального развития. Так под влиянием света в листьях растений происходят различные химические реакции под названием фотосинтез , во время которого растение потребляет из воздуха углекислый газ и воду, а возвращает кислород. Благодаря углекислому газу в растении образуются новые ткани. Без фотосинтеза рост растений не возможен. Кроме того свет нужен для того, что бы у растения была энергия.
Некоторые растения очень быстро приспосабливаются к недостатку света. Но, тем не менее, проявляются симптомы, говорящие о том, что растению недостаточно света. Когда растению не хватает света, рост растения замедляется. А листья вытягиваются вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше.
Если появляются новые листочки, они намного меньше, чем должны были бы быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое неприятное, растение будет мало цвести, а цветочки будут бледнее, а бутоны будут плохо развиваться и опадать.
2.2.Влияние тепла
Тепло наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. По требовательности к теплу среди культур выделяют следующие группы.
Морозостойкие и зимостойкие. Рост у этих растений начинается при температуре 1 градус, они переносят заморозки до –10 градусов. Оптимальная температура для роста и развития — 15—20 градусов тепла.
Холодостойкие. Семена этих культур прорастают при 2—5 градусов тепла. Температура выше 25 градусов угнетает растения.
Теплолюбивые. Семена этих культур прорастают при 12—15 градусов. Температуры ниже 15 градусов и выше 30 градусов угнетают растения. При 0 градусов они погибают.
Жаростойкие выдерживают температуры выше 40 градусов.
Недостаток тепла задерживает рост растений. Низкие температуры могут вызвать не только повреждение их наземной части, но и подмерзание корней. Особенно сильно при этом страдают молодые растения, они развиваются слабыми и нередко погибают.
При температурах выше оптимальных возможна гниль верхушки.
Потребность в тепле может изменяться даже в течение суток. Так, ночью растения не расходуют энергию на фотосинтез, следовательно, потребность в тепле низкая. Кроме того, снижается расход питательных элементов на дыхание. Следовательно, ночью благоприятная температура воздуха для растений должна быть на 5—7 С ниже, чем днем.
2.3. Влияние воды
Вода — необходимое условие для роста и развития любой флоры
Растения содержат 70—95 % воды, которая необходима для поддержания клеток в состоянии наполнения. При недостатке воды клетки растения ослабляются, и растения увядают. С помощью воды передвигаются питательные элементы, благодаря ее испарению происходит регулирование температуры растений.
Вода поступает в почву с осадками из воздуха, с грунтовыми водами и при поливе. Однако излишняя влага вытесняет из почвы воздух и отрицательно влияет на рост и развитие культур. На почвах переувлажненных или с близким стоянием грунтовых вод растения плохо развиваются.
Способность различных видов почв впитывать и сохранять влагу неодинакова. Лучше всего набирают воду песчаные почвы, так как в них самое большое пространство между частицами, но вследствие этого и удерживать ее они не способны. Глинистые почвы из-за своей плотной структуры и незначительных пространств между твердыми частицами впитывают влагу много хуже и медленно избавляются от ее избытка. Идеальным вариантом являются гумусные почвы, которые хорошо впитывают влагу и, удерживая ее внутри, и доставляют к корням растений.
Кроме того, почвенная влага является регулятором температуры и поддерживает ее баланс. Чем больше увлажнена почва, тем медленнее она нагревается и медленнее охлаждается.
2.4.Влияние воздуха
Почти всем растениям для жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха они потребляют кислород и углерод. Интенсивность дыхания растений в разные периоды развития неодинакова. Особенно энергично дышат прорастающие семена. Отметим, что дышат все органы растения, в том числе и корни. Листья и стебли в кислороде недостатка не испытывают, но корни, особенно на плотных почвах, часто подвержены кислородному голоданию. Следовательно, почву необходимо поддерживать в рыхлом состоянии. При неблагоприятных для дыхания условиях наступает кислородное голодание, иногда приводящее к ослаблению, заболеванию и гибели растений. Подобные неприятности возможны при длительном затоплении участков водой, образовании ледяной корки и т. п. Значит, должно быть, постоянное обеспечение доступа воздуха в почву и поддержание достаточного содержания в ней углерода. Для этого почву постоянно рыхлят и вносят большие дозы органических удобрений.
3. Практическая часть. Методика исследования.
Для того чтобы понаблюдать за влиянием внешних факторов на рост и развитие растений мы использовали семена фасоли. Для проведения эксперимента мы поместили проросшие семена в разные условия, с целью исследования влияния этих условий на их рост и развитие. (рис. 1)
3.1.Опыты
18 января 2016г был заложен опыт, в каждую чашечку было положено по 10 семян фасоли.
1.Чашечку по №1 поставили в теплое темное место (ТТ)
2.Чашечку по №2 поставили в теплое светлое место (ТС)
3.Чашечку по №3 поставили в холодное темное место (ХТ)
4.Чашечку по №4 поставили в холодное светлое место (ХС)

Рис. 1. Закладка семян – 18 января.
21 января появились первые проростки в чашечке №2 (ТС)

Рис.2. Появление первых ростков.
23 января 2016г появляются первые проростки в чашке ТТ (теплое темное)

Рис.3. Появление первых проростков в чашке ТС
26 января 2016г появились проростки в чашечке под № 1(ТТ), в чашечке № 2 (ТС) мы видим появление корешков и стебелька.

28 января мы видим в чашечке № 2 (ТС) видим побег фасоли.

Рис.5. Появление побега фасоли.
Итог исследовательской работы: 2 февраля
В чашечках № 3( ХС) и № 4 (ХТ ) проростки так и не появились.

Рис.6. Итог исследовательской работы.
Вывод: что для наилучшего роста и развития растений необходима совокупность внешних факторов (света, тепла, влаги, кислорода воздуха, минеральных солей.
Заключение
Подводя итоги проделанной мной работы, можно сказать, что поставленная мною цель работы и задачи выполнены. Я пришла к следующим выводам, что:
для прорастания семян необходимы воздух и вода;
для роста растений необходима определенная температура;
для наилучшего роста и развития растений необходима совокупность внешних факторов (света, тепла, влаги, кислорода воздуха, минеральных солей.)
Список литературы:
1.Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
2.Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.
3. Растения. Полная энциклопедия . М.: Эксмо, 2007
4.Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ 2004 г
5.Серебрякова Т.И., Еленевская А.Г., Гуленкова М.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники.