СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Мой край"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива "Мой край" разработана с учётом требований ФГОС второго поколения. Данная программа предназначена для осуществления дополнительного образования в начальной школе, содержит пояснительную записку, а также календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Мой край"»



Пояснительная записка

История родного края – основа нашего культурно-исторического богатства. Знания о прошлом обогащают человека духовно. Программа данного курса имеет историческое направление и предусматривает изучение основных событий российской истории, повлиявших на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи - пребывание Петра Первого на Воронежской земле, его роль в преобразовании нашего края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

Цель данного курса - способствовать развитию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежской области.

Задачи курса:

-расширить знания детей об истории малой родины;

-научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, то есть оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;

-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к про-шлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры;

-прививать интерес к творчеству писателей и поэтов Воронежской области;

-воспитывать чувство гордости за своих земляков;

-воспитывать гуманизм.

Актуальность курса

В последние годы неизменно вырос интерес к истории и культуре, что объясняется происходящими в стране событиями. В условиях переоценки ценностей, потери прежних идеалов и ориентиров, разрыва духовно-нравственных связей между поколениями образовался опасный мировоззренческий вакуум, стёрлись в сознании уже нескольких поколений даже самые элементарные знания о собственном родословии. Этот вакуум могут заполнить любые асоциальные воззрения. Поэтому необходимо возродить ,вспомнить историю, культуру и традиции русского народа, обратиться к истокам забытых ремёсел, к коллективному творчеству ,вобравшему в себя вековой жизненный опыт и знания.

Программа курса «Мой край» позволит реализовать гражданско - патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников по ФГОС.

Место курса в учебном плане

Программа курса рассчитана на 17 часов(0,5 часа в неделю).

Содержание программы

Мой край в 17-начале 20 века(6 часов)

1. Как люди узнают о прошлом? Лента времени.

Происхождение и смысл понятия «История». Археология и археологи. Работа с римскими и арабскими цифрами.

2. Воронежский край-колыбель русского флота.

Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в Воронеже.

3. Петровская эпоха.

Прибытие и деятельность Петра Первого.

4. Дворянско-купеческий город. Русская ярмарка.

Внешний облик города. Жители города, и занятия. Открытие Воронежского наместничества.

5. Балы и развлечения в жизни дворян.

Жилище и одежда дворян .Досуг, Балы. Этикет. Воспитание в дворянской семье.

6. Революция в Воронежском крае(1905-1917 гг).

Суровые годы Великой Отечественной войны( 5ч)

1. .По страницам Великой Отечественной войны.

Местные писатели и поэты о войне.

2. Проект «Герои Советского Сою-за в моём крае».

Подготовка выступлений.

3. Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

Учёба и труд в годы войны. Помощь фронту.

4.Тыл – фронту.

Трудовой подвиг воронежцев в годы ВОВ.

5. Проект «Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну».

Влияние войны на жизнь мирных граждан. Рассказ о судьбах родственников.

Воронеж-столица Центрального Черноземья (3ч)

1. Из пепла пожарищ. Восстановление города после войны.

Жизнь города в послевоенные годы.

2. Архитектурные памятники г. Воронежа.

История памятников и мемориалов.

3. Воронеж сегодня.

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-культурной жизни города.

История предприятий моего края ( 3ч)

1. История машиностроительного завода.

2. История сахарного завода.

3. Обобщающее занятие «Люби и знай свой край».

Формы и методы работы

Лекция

Практикум

Устное сообщение учащихся

Экскурсия

Игра

Проектная деятельность

Презентация

Викторина

Защита рефератов

Контроль за качеством усвоения знаний на разных этапах прохождения программы предполагается осуществлять через систему творческих отчётов, презентаций, тестов, вы-ставок.

Литература

1 Л.А. Обухова, Н.С. Махина «Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала» /ВОИПКиПРО,Воронеж,2008г.

2 . Загоровский В.П. « История Воронежского края от А до Я»,Воронеж,1982г.

3. Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. Воронеж. 1996.

4. . Интернет-ресурсы



















Календарно – тематическое планирование курса «Мой край» (17 ч )

п/п

Тема



Планируемые результаты УУД

Самостоятельная

деятельность учащихся


(СДУ)

ЭП и ИДУ

Применение ИКТ, ТСО, П, Ф и Н

Форма занятия

К/Ч

Дата

Общеучебные

Метапредметные

Личностные

Мой край в17-начале 20 века 6 ч)

1

Как люди узнают о прошлом? Лента времени.

УОНЗ

Умение определять содержание понятий «история», «археология», «раскопки», «лента времени».

Познавательные УУД

1.Умение осознавать необходимость нового знания.

.Умение находить информацию в разных источниках.

3.Умение делать выводы в результате совместной работы.



Регулятивные УУД

1.Умение организовывать рабочее место.

2.Умение действовать по инструкции.

3. Умение ставить цель.




Коммуникативные УУД

1.Умение сотрудничать со сверстниками, работать в группе.

2. Умение вступать в беседу.

3.Умение обосновывать и доказывать своё мнение.























1. Формирование мотивационной основы изучения курса.

2. Развитие патриотических чувств.

3. Умение доводить начатое дело до конца.


Подготовка сообщений.

Работа с иллюстрациями» О чём могут рассказать предметы раскопок?»

Работа по карте.

Составление рассказа на тему «Я и моя семья живут в дворянско-купеческом Воронеже»

Подготовка рисунков на тем:

«На ярмарке»,

«Жизнь и быт крестьян»,

«Костюм дворянина»

Наглядный материал, карточки с терминами.

Книги о родном крае.

ИКТ - презентации.

Компьютер, проектор.

Беседа+прпактическая работа

Самооценивание

1

2

Воронежский край-колыбель русского флота.

УОНЗ

Умение рассказывать о кораблестроении в Воронежском крае.

Коллективное обсуждение

Самооценивание

1

3

Петровская эпоха.

УОНЗ

Умение составлять рассказ о царе Петре Первом.

Урок-путешествие

Самооценивание

1

4

Дворянско-купеческий город. Русская ярмарка.

УОНЗ

Формирование представлений о внешнем облике города, его жителях и их занятиях.

Работа в группе

Взаимооценивание

1

5

Балы и развлечения в жизни дворян.

УОНЗ













Формирование представлений о жилище и одежде дворян, воспитании в дворянских семьях.

Урок-инсценирование

Взаимооценивание

1

6


Революция в Воронежском крае(1905-1917 гг)

Умение рассказывать о событиях 1905-1917 гг в Воронежском крае.

Коллектиывное обсуждение

Самооценивание

1





Суровые годы Великой Отечественной войны( 5ч)

7

.По страницам Великой Отечественной войны.

УОНЗ

Умение читать рассказы, стихи о войне.

Познавательные УУД

1.Умение в большом потоке информации найти и выделить главное, классифицировать материал. 2.Умение пользоваться различными источниками и сопоставлять их.


Регулятивные УУД

1.Умение работать по плану, предложенному учителем.

2. Умение говорить по теме.

Коммуникативные УУД

1. Развитие речевых навыков общения.

2.Умение вести диалог.

3. Умение сотрудничать с другими, оказывать помощь.

1. Осознание необходимости изучать свою малую родину.

2. Формирование уважительного отношения кгероям-землякам..

3. Формирование мотивации учения.


Чтение статей в газетах и книгах, фотографировании, оформление выставки рисунков.






Подбор материала и оформление проектов.


Фотографии знаменитых земляков-героев войны, книги, ИКТ - презентации.

Творческие работы учащихся.

Читательская конференция.

Взаимооценивание

1

8

Проект «Герои Советского Союза в моём крае».

Урок-проект

Умение подбирать материал по теме, оформлять работу и презентовать её.


Презентация

проекта

Взаимооценивание

1

9

Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

УОНЗ

Формирование представлений о жизни и труде детей в годы войны.

Киноурок

Работа в парах

Самооценивание

1

10

Тыл-фронту.

УОНЗ

Умение рассказывать о трудовом подвиге воронежцев в годы ВОВ.

Работа в группах

Самооценивание

1

11

Проект «Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну».

Урок-проект

Умение подбирать материал по теме и презентовать его.



Презентация проекта

Взаимооценивание

1

«Воронеж-столица Центрального Черноземья» (3ч )

12

Из пепла пожарищ. Восстановление города после войны.

УОНЗ

Формирование представлений о послевоенном Воронеже.

Познавательные УУД

1. Умение работать с разными источниками информации.

2. Умение перерабатывать информацию, переводить из одной формы в другую.

3. Умение сравнивать и обобщать.

Регулятивные УУД

1. Умение планировать свою деятельность.

2. Умение анализировать свои действия и действия других на каждом этапе деятельности.

3. Умение оценивать результат деятельности.



Коммуникативные УУД

1.Умение участвовать в диалоге.

2. Умение учитывать позицию собеседника.




1. Развитие патриотических чувств.

2. Осознание необходимости в культурном развитии.

3. Бережное отношение к материальным ценностям.

Работа с картой.

Работа с фотографиями и иллюстрациями.

Подготовка сообщения.

Книги по теме.

Аудиозаписи и видеозаписи семейных и районных праздников, соревнований. Газета «Знамя труда».

Презентации по теме.

Компьютер, проектор.

Коллективное обсуждение.

Самооценивание

1

13

Архитектурные памятники г. Воронежа.

УОНЗ

Умение рассказывать об архитектурных памятниках Воронежа.

Урок-презентация

Самооценивание

1

14

Воронеж сегодня.

Формирование представлений о современных предприятиях, административныхзданиях города Воронежа.

.

Заочная экскурсия

Самооценивание

1


История предприятий моего края ( 3ч)

15

История машиностроительного завода.

Ознакомление с историей машиностроительного завода.

Познавательные УУД

1. Умение обобщать и систематизировать сведения, полученные из разных источников.

2. Умение выполнять задания, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД

1. Умение действовать по предложенному плану.

2. Умение оценивать действия других.


Коммуникативные УУД

Умение проявлять инициативу в организации совместной деятельности.


1. Развитие патриотических чувств.

2. Формирование гражданской позиции.

3. Воспитание чувств гордости за свою Родину.

4. Развитие потребности в культурном развитии.

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка рефератов и их защита.


Коллективное обсуждение

Самоценивание

1

16

История сахарного завода.

Ознакомление с историей сахарного завода.

Заочная экскурсия.

Взаимооценивание

1

17

Обобщающее занятие «Люби и знай свой край».

Умение обобщать и систематизировать свои знания.

Урок-викторина

Взаимооценивание

1