СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативное занятие по развитию речи во 2 классе "Синонимы, антонимы, омонимы в нашей речи. Лингвистическая экспедиция в "Страну Слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы открытого факультативного занятия по развитию речи во 2 классе (конспект и презентация).

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого факультативного занятия во 2 классе Синонимы, антонимы, омонимы в нашей речи»

Конспект факультативного занятия по развитию речи

Тема: " В Стране Слов. Синонимы, антонимы и омонимы

в речи" (лингвистическая экспедиция).

«Русский язык в умелых руках и

опытных устах красив, певуч,

выразителен, гибок, послушен,

ловок и вместителен ”.
(А.И. Куприн)

Цели:

  • Наблюдать за особенностями слов: антонимов, синонимов и омонимов.

  • Выявить в ходе исследования, для чего нужны в речи (каково значение в речи, влияние на речь) антонимы, синонимы и омонимы.

  • Формировать умение распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте (речи), использовать их в речи.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы.

  • Развивать умение работать самостоятельно и в паре (группе), настойчиво, преодолевая трудности на уроке.



Планируемые результаты:

Предметные:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства языка в устной и письменной речи;

- находить, подбирать, употреблять в речи слова-синонимы, антонимы, омонимы;

Личностные:

Уметь проводить самооценку успешности.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

слушать и понимать речь других; работать в паре (группе).

Познавательные УУД:

Уметь анализировать

Сравнивать объекты (находить общее и отличия), формулировать выводы, обобщать.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свои предположения;

оценивать правильность выполнения действий; осуществлять самоконтроль.



Методы, приемы: проблемный, частично-поисковый

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация

  • Карточки с заданиями











































Ход урока

1. Психологический настрой.

1 слайд

- Начиная наше занятие, мне бы хотелось, ребята, привлечь ваше внимание к словам известного писателя Александра Ивановича Куприна:

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Я надеюсь, что сегодня мы с вами убедимся в очевидности данного высказывания.

2. Введение. Актуализация темы. Целевая установка.

- Для того чтобы вы смогли сами определить тему занятия, хочу предложить вам отгадать загадку:

– «Крыльев нет, а быстро летает,

Выпустишь его – да потом не изловишь».
- Догадались, о чём идёт речь? (О слове).

-Вы правы, речи идёт о слове или о словах.

- Сегодня я предлагаю вам отправится в лингвистическую экспедицию.

2 слайд

- Люди, которые совершают подобные экспедиции, занимаются изучением особенностей языка. Мы побываем в удивительной стране.

3 слайд

- Как она называется? Страна Слов. Столица данной страны – город Словоград.

- Какова цель нашей экспедиции? Во время экспедиции мы вспомним то, что уже знаем о словах и сделаем новые интересные открытия, узнаем, какие слова делают нашу речь выразительнее и богаче.


- На чём мы можем отправиться в путь? (На самолёте, на машине, пешком и т.п.)

- Предлагаю на поезде, согласны?

Слайд 4

- Сядьте поудобнее. Поехали. (Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края…», на её фоне учитель читает стихотворение).

- Отправляемся мы с вами
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны без конца.



- Итак, мы прибываем в столицу Страны Слов, город Словоград.

Слайд 5


3. «По улицам города»

а) Улица Друзей (На слайде домики, цвета отличаются оттенками).

- Попадаем на первую улицу. Как она называется?
- Какие интересные здесь домики: они очень похожи один на другой, но отличаются деталями, оттенками. Живут в этих домиках слова, на первый взгляд разные, но по сути (по смыслу) очень похожие.

- Как они называются? (Синонимы.) Карточка на доску

- Что вы знаете о синонимах?

- Синоним – от греческого слова «синонимос» - «одноименный».

Синонимы – это слова-друзья. Они имеют полное или частичное совпадение значения при различном звучании и написании.

Ученик: «Пусть слова не схожи, но –

Их значение равно

Верная примета,

Что синоним это!»

- Приведите примеры синонимов.

- Какую роль выполняют синонимы в речи, мы сейчас попробуем выяснить. (Работа в парах).

Слайд 6

- Прочитайте отрывок из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца …», определите какого типа этот текст. (Отрывок дан на карточках)

«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»

- Какого типа данный текст? Докажите, что это текст – повествование.

Текст-повествование — это сообщение, рассказ об определенном событии или событиях в его (их) временной последовательности (рассказывается последовательно). Можно задать вопрос: что случилось? что произошло?


- Найдите в тексте и подчеркните слова-синонимы.


собрались
сбежались
приплелись

хихикнули
засмеялись
улыбнулись




- Проведём лингвистический эксперимент. Представим, что этих слов-друзей в тексте не будет. Что тогда получится. (Подготовленный ученик читает новый текст)

Слайд 7

«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут». Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»

- Чем данный текст отличается от первого текста? Какой текст понравился больше 1 или 2? Почему?

- Каких ошибок в построении текста-повествования помогли избежать синонимы? (Повторов)

Слайд 8

Сделаем выводы:

Синонимы – это слова-друзья. Они имеют полное или частичное совпадение значения при различном звучании и написании.

Основная функция синонимов - помогают точно выражать мысли, избегать повторов, делают речь яркой и выразительной. Сейчас мы в этом убедились.



Слайд 9

б) Улица Противоположностей (на слайде чёрные и белые домики).

- Мы на следующей улице. Обратите внимание на домики, в которых живут слова. Какого цвета домики? (Белые и черные – противоположные по цвету.)
- Значит и слова здесь живут противоположные по смыслу.
- Как они называются? (Антонимы)

- Что вы знаете об антонимах?
- Это слово произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.

Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.

Ученик: «Разобраться с ним несложно -

«Анти» – противоположно,

«Оним» – имя, нам известно, -

Привести пример уместно:

«Добрый» – «злой» наоборот …

«Сладкий», значит будет, - «горький», вот!»


- Приведите ещё примеры антонимов.

- Словам, живущим на улице Противоположностей всегда было трудно договариваться, так как они всегда имели противоположные взгляды, из-за этого они часто ссорились. Для того, чтобы их помирить, мы создадим ситуацию, в которой им придётся сотрудничать, выполнять одно общее дело.

Слайд 10

Задание: дополните антонимами пословицы, объясните значение пословиц:

1)   Глупый осудит, а ………………………….. рассудит.

2)   ………………………… строит, а война разрушает.

3) ........................................ по одёжке, а провожают по уму.

* Вспомните другие пословицы, которые содержат слова- антонимы.

- Когда антонимы стали участниками одного общего дела, они помирились. А вы помогли им.

Слайд 11

Сделаем вывод:

Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.

Основные функции употребления антонимов – противопоставление, они помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.

- А теперь немножко отдохнём. Слайд 12

Физминутка (проводит ученик)


Потрудились – отдохнём,

(Ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнём.

(Потянуться)

Руки в стороны, вперёд,

(Развести руки в стороны, вперёд)

Влево, вправо поворот.

(Повернуться вправо-влево)

Три наклона, прямо встать

(Наклоны влево-вправо, присесть)

Руки вниз и вверх поднять.

(Ходьба на месте)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься!

(Сесть за парты)


Слайд 13


в) Улица Двойников (на слайде домики внешне одинаковые).

- Продолжаем нашу экспедицию, мы попадаем на улицу Двойников. Кого называют двойниками в жизни? Какие слова можно назвать двойниками за внешнее сходство? Что вы знаете об омонимах?
- Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – одинаковый и онима – имя.

Омонимы — это слова, которые совпадают в звучании и написании, но их значения не связаны друг с другом.

Ученик: «Одинаково нас пишут,

Одинаково звучим,
  Но по смыслу, по значению
    Быть мы разными хотим.
     Мы - омонимы, друзья,
     Путать нас никак нельзя».


- Приведите примеры омонимов.

Слайд 14

- А сейчас театральная минутка. Посмотрите инсценировку рассказа “Овсянка” Н. И. Сладкова. (Молодовец и Ершов)

Н. И. Сладков «Овсянка»


Встретились Миша с Гришей. Миша и говорит:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, –отмахнулся Гриша. – И у меня овсянка.
– Значит, и тебе овсянка нравится? – обрадовался Миша. – Правда, приятная?

- Жёлтая такая. Люблю. Особо горячую.

- Что жёлтенькая – это верно. Но почему горячая?
– Горячая, вкусная - особенно с молоком!
– Как это –  вкусная! Как это – с молоком? Ты в своём уме?
– А ещё хороша с маслом. Или с песком сахарным.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Миша.
– Как про что - про овсянку, – ответил Гриша.
– Про какую овсянку?! – крикнул Миша.
– Про самую обыкновенную – про какую ещё?
– И я про обыкновенную, про ту, что в саду у нас песни пела.
– Каша – и пела песни? – ахнул Гриша. – Ну ты даёшь!
– Какая каша, какая каша? – изумился Миша. - Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Неужели никогда не слыхал? – И добавил: – Бежим ко мне – мою овсянку слушать!
– А потом ко мне – мою овсянку кушать! – согласился Гриша.
И друзья побежали.



- Почему друзья сначала не поняли друг друга?
- Сколько значений имеет слово «овсянка»? Какие? (Крупа или каша из неё; маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных).

Слайд 15

(Показ картинки птицы овсянки. Звучит голос птицы овсянки.)

Слайд 16

- А сейчас следующее задание.

Задание: составьте и запишите 2 предложения с омонимами, чтобы показать их разное лексическое значение (по выбору).


Лук, ключ, лист, ствол, лук, коса, кран, ручка, соль.



Слайд 17

Сделаем вывод:

Омонимы — это слова, которые совпадают в звучании и написании, но их значения не связаны друг с другом.

Омонимы зачастую используются как средство языковой игры для создания особой выразительности художественного текста или речи вообще.

Слайд 18

- Мы попадаем в Переулок Курьёзов (курьёз фр. происхождения – забавный, смешной случай). В некотоҏыҳ случаях употребление омонимов может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму. Например, при комментировании футбольного матча имела место такая фраза: «Сегодня футболисты покинули поле без голов». – Что имелось в виду? Имелось в виду без забитых мячей, а звучит так, будто без головы. Или как в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти», которая посвящена исследованию детского языка, девочка Джана говорила знакомым, что её мама на луне, так как неоднократно слышала от взрослых, что мама уехала в отпуск на месяц. В данном случае недоразумение (непонимание) случилось из-за какого слова? Из-за слова «месяц» (небесное тело - луна, временной промежуток в календаре). Хочется обратить ваше внимание, что необходимо быть внимательным к языку и осторожным в словоупотреблении.

5. Итог урока или узелки на память.

- Наша экспедиция заканчивается. В какой стране мы побывали? (В Стране Слов). - Чем удивительна эта страна?

- Какая учебная задача была поставлена на уроке? Достигли ли мы цели?

- А сейчас я предлагаю составить мини-отчёт о проведённой экспедиции. Оформим его в виде таблицы, напишем отзыв об экспедиции, добавим фотографии.

Слайд 19

- На какие вопросы нам удалось найти ответы?

- Какие слова называются синонимами? Антонимами? Омонимами?

- Для чего нужны в речи синонимы, антонимы, омонимы? Какова их роль в нашей речи?



Хотели узнать

Узнали

1. Какие слова называются антонимами, омонимами,

синонимами.

2. Для чего нужны в речи слова-синонимы, антонимы, омонимы?

 Синонимы - это слова близкие по смыслу, относятся к одной части речи, но звучат и пишутся по-разному.

Антонимы - это слова, противоположные по смыслу.

Омонимы – это слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению.

Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства.



Раскрывают противоположные явления, придают ясность.



Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас.




Слайд 20

- А сейчас я хочу вас попросить написать отзыв об экспедиции, используя план и опорные слова (книга отзывов).

Отзывы участников экспедиции

План отзыва:

1. Адрес экспедиции (куда)

2. Цель экспедиции (зачем)

3. Результат (что узнали, открыли)

4. Впечатления (что запомнилось),

5. Пожелания (дальнейшие планы)

Опорные слова: …сегодня мы…, …в ходе экспедиции …, …лучше понять материал мне помогло…, …понравилось (не понравилось)…,

… особенно запомнилось …, …хотелось бы…

Слайд 21

- Фотоотчёт



- Ребята, в заключении мне бы хотелось вернуться к высказыванию Александра Ивановича Куприна:

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Действительно, мы убедились в очередной раз, для того, чтобы наша речь была точнее, ярче, образнее, выразительные надо уметь правильно использовать слова в речи, в том числе слова-синонимы, антонимы, омонимы. А помочь в этом могут словари-помощники: словарь синонимов, антонимов, омонимов, с которыми вы можете познакомиться на выставке книг.



6. Домашнее задание.

- Вы, наверное, поняли, что подобного рода экспедицию вы можете совершить и сами, не выходя из дома.

- Задание на дом: найдите интересные, на ваш взгляд, примеры синонимов, антонимов и омонимов, занимательные задания, игры с ними. Соберём копилку слов, игр.

Слайд 19






Просмотр содержимого документа
«Приложение»



Карточка 1 (розовая)


Задание: прочитайте, определите тип текста, найдите и подчеркните

слова-синонимы.


«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»



Индивидуальная карточка (эксперимент)


«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут». Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»















Карточка 2 (синяя)


Задание: дополните антонимами пословицы, объясните значение пословиц:

1)   Глупый осудит, а ………………………….. рассудит.

2)   ………………………… строит, а война разрушает.

4) ........................................ по одёжке, а провожают по уму.

* Вспомните другие пословицы, содержащие слова- антонимы.



Карточка 3 (зелёная)


Задание: составьте и запишите 2 предложения с омонимами, чтобы показать их разное лексическое значение (по выбору).


Лук, ключ, лист, ствол, лук, коса, кран, ручка, соль.






















Стихотворения о словах



«Пусть слова не схожи, но –

Их значение равно.

Верная примета,

Что синоним это!»


«Разобраться с ним несложно -

«Анти» – противоположно,

«Оним» – имя, нам известно, -

Привести пример уместно:

«Добрый» – «злой» наоборот …

«Сладкий», значит будет - «горький», вот!»



«Одинаково нас пишут,

Одинаково звучим,
  Но по смыслу, по значению
   Быть мы разными хотим.
     Мы - омонимы, друзья,
    Путать нас никак нельзя»





















Н. И. Сладков «Овсянка»


Встретились Миша с Гришей. Миша и говорит:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, –отмахнулся Гриша. – И у меня овсянка.
– Значит, и тебе овсянка нравится? – обрадовался Миша. – Правда, приятная?

- Жёлтая такая. Люблю. Особо горячую.

- Что жёлтенькая – это верно. Но почему горячая?
– Горячая, вкусная - особенно с молоком!
– Как это –  вкусная! Как это – с молоком? Ты в своём уме?
– А ещё хороша с маслом. Или с песком сахарным.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Миша.
– Как про что - про овсянку, – ответил Гриша.
– Про какую овсянку?! – крикнул Миша.
– Про самую обыкновенную – про какую ещё?
– И я про обыкновенную, про ту, что в саду у нас песни пела.
– Каша – и пела песни? – ахнул Гриша. – Ну ты даёшь!
– Какая каша, какая каша? – изумился Миша. - Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Неужели никогда не слыхал? – И добавил: – Бежим ко мне – мою овсянку слушать!
– А потом ко мне – мою овсянку кушать! – согласился Гриша.
И друзья побежали.




Физминутка


Потрудились – отдохнём,

(Ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнём.

(Потянуться)

Руки в стороны, вперёд,

(Развести руки в стороны, вперёд)

Влево, вправо поворот.

(Повернуться вправо-влево)

Три наклона, прямо встать

(Наклоны влево-вправо, присесть)

Руки вниз и вверх поднять.

(Ходьба на месте)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься!

(Сесть за парты)




Отзыв (жёлтая)


Сегодня мы



В ходе экспедиции _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лучше понять материал мне помогло (помогли) ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данная форма занятия мне понравилась (или не понравилась) ______________________________________________________________________________________________________ Мне особенно запомнилось (запомнились) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилия, Имя




Отзыв


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________

Фамилия, имя








Просмотр содержимого презентации
«Лингвистическая экспедиция в Страну Слов»

“ Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”     А. И. Куприн 11/12/16

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен” А. И. Куприн

11/12/16

с л о в р а т т н с а Лингвистическая экспедиция  в Страну Слов  (факультативное занятие по развитию речи во 2 классе)

с

л

о

в

р

а

т

т

н

с

а

Лингвистическая экспедиция в Страну Слов

(факультативное занятие по развитию речи во 2 классе)

Адрес экспедиции:  Страна Слов,  Город Словоград   Цель экспедиции: наблюдение за особенностями слов, выявление их значения в речи, влияния на речь 11/12/16

Адрес экспедиции: Страна Слов, Город Словоград Цель экспедиции: наблюдение за особенностями слов, выявление их значения в речи, влияния на речь

11/12/16

Отправляемся мы с вами  В мир родного языка,  Мы разгадывать готовы  Его тайны без конца.

Отправляемся мы с вами В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны без конца.

Улица Друзей 11/12/16

Улица Друзей

11/12/16

Задание 1    Прочитайте, определите тип текста.  Найдите и подчеркните слова-синонимы.  - Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут.  Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят. Очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.  Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!  Д. Н. Мамин-Сибиряк  ________  ________  ________  ________  ________  ________ 11/12/16

Задание 1

Прочитайте, определите тип текста.

Найдите и подчеркните слова-синонимы.

- Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят. Очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

Д. Н. Мамин-Сибиряк

________

________

________

________

________

________

11/12/16

Эксперимент  - Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут.  Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят. Очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.  Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!  ________  ________  ________  _________  _________  ________ 11/12/16

Эксперимент

- Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут.

Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят. Очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.

Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

________

________

________

_________

_________

________

11/12/16

Выводы:   Синонимы – это слова, которые имеют полное или частичное совпадение значения при различном звучании и написании.   Основные функции употребления синонимов – помогают точно выражать мысли, избегать повторов.  11/12/16

Выводы:

Синонимы – это слова, которые имеют полное или частичное совпадение значения при различном звучании и написании.

Основные функции употребления синонимов – помогают точно выражать мысли, избегать повторов.

11/12/16

Улица Противоположностей 11/12/16

Улица Противоположностей

11/12/16

Задание 2  Дополните антонимами пословицы, объясните значение пословиц: 1)    Глупый осудит, а рассудит. 2)  строит, а война разрушает. 3) по одёжке, а провожают по уму.  *  Вспомните другие пословицы,  которые содержат слова - антонимы.  умный …………… Мир ……… .. Встречают ……………………  11/12/16

Задание 2

Дополните антонимами пословицы, объясните значение пословиц:

1)    Глупый осудит, а рассудит.

2)  строит, а война разрушает.

3) по одёжке, а провожают по уму.

* Вспомните другие пословицы,

которые содержат слова - антонимы.

умный

……………

Мир

……… ..

Встречают

……………………

11/12/16

Выводы:  Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.  Основные функции употребления антонимов – противопоставление, помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.  11/12/16

Выводы:

Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.

Основные функции употребления антонимов – противопоставление, помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.

11/12/16

Физминутка 11/12/16

Физминутка

11/12/16

Улица Двойников 11/12/16

Улица Двойников

11/12/16

Театральная минутка  Н. И. Сладков  «Овсянка» 11/12/16

Театральная минутка Н. И. Сладков «Овсянка»

11/12/16

11/12/16

11/12/16

Задание 3  Составьте и запишите 2 предложения с омонимами, чтобы показать их разное лексическое значение (по выбору).  Лук, ключ, лист, ствол, лук, коса, кран, ручка, соль. 11/12/16

Задание 3

Составьте и запишите 2 предложения с омонимами, чтобы показать их разное лексическое значение (по выбору).

Лук, ключ, лист, ствол,

лук, коса, кран, ручка, соль.

11/12/16

Выводы:  Омонимы  — это слова, которые совпадают в звучании и написании, но их значения не связаны друг с другом.  Основные функции употребления омонимов - используются как средство языковой игры для создания особой выразительности художественного текста или речи вообще. 11/12/16

Выводы:

Омонимы это слова, которые совпадают в звучании и написании, но их значения не связаны друг с другом.

Основные функции употребления омонимов - используются как средство языковой игры для создания особой выразительности художественного текста или речи вообще.

11/12/16

Переулок  Курьёзов 11/12/16

Переулок Курьёзов

11/12/16

Отчёт об экспедиции    Хотели    Узнали узнать Синонимы - слова близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию.  Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства. 1. Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами. Антонимы - слова, противоположные по смыслу.  Раскрывают противоположные явления, придают ясность. 2. Для чего нужны в речи синонимы, антонимы, омонимы. Омонимы – слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению.  Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас. 11/12/16

Отчёт об экспедиции

Хотели

Узнали

узнать

  • Синонимы - слова близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию.
  • Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства.

1. Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами.

  • Антонимы - слова, противоположные по смыслу.
  • Раскрывают противоположные явления, придают ясность.

2. Для чего нужны в речи синонимы,

антонимы, омонимы.

  • Омонимы – слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению.
  • Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас.

11/12/16

Отзывы участников экспедиции  План отзыва: 1. Адрес экспедиции (куда) 2. Цель экспедиции (зачем) 3. Результат (что узнали, открыли) 4. Впечатления (что запомнилось)  5. Пожелания  Опорные слова : … сегодня мы…, …в ходе экспедиции …, …лучше понять материал мне помогло…, …понравилось (не понравилось)…, … особенно запомнилось …, …хотелось бы… 11/12/16

Отзывы

участников экспедиции

План отзыва:

1. Адрес экспедиции (куда)

2. Цель экспедиции (зачем)

3. Результат (что узнали, открыли)

4. Впечатления (что запомнилось)

5. Пожелания

Опорные слова : сегодня мы…, …в ходе экспедиции …, …лучше понять материал мне помогло…, …понравилось (не понравилось)…,

особенно запомнилось …, …хотелось бы…

11/12/16

Фотоотчёт Место Место для фотографии для фотографии Место Место для фотографии для фотографии  11/12/16

Фотоотчёт

Место

Место

для фотографии

для фотографии

Место

Место

для фотографии

для фотографии

11/12/16

“ Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”     А. И. Куприн 11/12/16

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен” А. И. Куприн

11/12/16

Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!