СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативное занятие "Повторение правописания суффиксов имен прилагательных -н-, -ин-, -ан-, -енн-,-онн-.."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие "Повторение правописания суффиксов имен прилагательных -н-, -ин-, -ан-, -енн-,-онн-.."

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "Повторение правописания суффиксов имен прилагательных -н-, -ин-, -ан-, -енн-,-онн-.."»

Факультативное занятие «Правописание приставок пре-/при-»

Цели: совершенствовать умение выбирать приставку пре- и при- в соответствии с лексическим значением слова; формировать языковую и коммукативную компетенцию учащихся, культуру устной и письменной речи; формировать культуру общения.

I. Организационный момент. Мотивация

Учитель читает стихотворение Л.Строк .

 С какой приставкой чаще всего встречаются слова в этом стихотворении?

Пр..шли морозы в январе.

Весь двор пр..школьный в серебре.

Пр..коснусь рукой к берёзке –

Будто сыплются серёжки.

Я их пр..горшней ловлю,

Сохранить в руке хочу.

Непр..рывный снегопад!

Я ему всегда так рад.

Поиграв чуть-чуть со снегом,

Пр..хожу домой обедать,

А потом на лыжах – в лес,

Полный сказок и чудес.

Только вот, пр..знаюсь вам,

Сухари беру в карман.

У меня в лесу друзья,

Покормить их должен я.

Определяем тему занятия.

II. Актуализация знаний

В детской передаче «Радионяня» герои пели песню о том, как лучше запомнить правило о правописании приставок пре- и при-:

ЗАПОМНИТЕ !!!

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной -

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Пишем мы при-, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит сгорело.

Помни – что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой» -

Пре- мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-

Писать только пре- там надо. ( Ф. Кривин)

При- или пре-?

Пишите при- в следующих значениях

Присоединение: привинтить, привязать, прибить

Приближение: приехать, прилететь, прибежать

Близость к чему-либо: привокзальный, пришкольный, приусадебный

Неполное действие: приоткрыть, пригнуть, прикусить

Пишите пре- в следующих значениях


Сходно со значением слова очень: преинтересный, прескверный

Сходно со значением приставки пере-: преградить, прервать


Примечание. Написание некоторых слов иностранного происхождения следует запомнить: президент, привилегия, препарат

III. Формирование орфографического навыка

1. Работа с учебником. (вставить на месте пропуска нужную букву.

Обозначить в словах приставки пре-, при-)

Индивидуальное задание. Из стихотворения Л.Строк выписать слова с пропусками букв, объяснить орфограммы. ( стих-е на карточке)

2. Работа в группах.

1-ая группа . Заменить словосочетания словом с приставкой пре-, при-. Условия выбора объяснить.

Гостиница у вокзала - … Соединить с помощью клея -…

Очень хороший - … Слегка обгорелый пирог - …

Очень старый - … Лес у Немана -…

Сощурить глаза на солнце - … Степь около Днепра - …

Очень скучная повесть -… Слегка затупиться -…

2 группа К данным словам подберите синонимы с приставкой пре- или при-:

Гнаться за кем-то -… (преследовать) ложное толкование -… ( превратное)

помеха - …( преграда) лицемерный, неискренний -… ( притворный)

милый, обаятельный - … ( прелестный) тень умершего -… ( призрак)

хороший знакомый -… ( приятель) отношение свысока -…( пренебрежение) очень печальный случай -… ( прискорбный)

необычное, увлекательное путешествие -... ( приключение)

3.Игра «Морфемный конструктор».

Взять корень прямого дополнения в предложении Подари мне наклейки,

присоединить приставку слова прибить,добавить окончание слова любят и постфикс слова улыбаются. Какое слово получилось? ( Приклеятся)

Физминутка-. игра «Напиши свое имя»

Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, ощутите свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.

Возьмите себя за локоть и напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V- знак победы.

Укажите слова, в которых пишется "ПРИ-"

  1. Пр..кратить споры

  2. пр…ходить на работу

  3. пр…дать значение

  4. пр…творить в жизнь

IV. Контроль

Словарный диктант с самопроверкой. Пригорать, пригреть, предмет, пример, привет, премьера, преобразовать, президент, призреть сироту, придать значение, не презирать врага, прервать, привскочить, претворить в жизнь, приобрести книгу.

V. Подведение итогов.

Рефлексия.
-Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
-Ах, как я устал от этой суеты…
-Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
-Готовиться к экзамену не так-то просто.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!