1. Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
а также основ мировоззрения и самовоспитания.
2. Учебно – тематический план.
1 класс (33 часа)
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Все го ча сов | Аудитор ных | Неаудиторных | Характеристика деятельности обучающихся |
| Вводный урок | 1ч | | | |
1. | Вводный урок | 1 ч. | 1 | | |
| Школьный этикет | 4ч | | | |
2. | Мы пришли на урок. | 1ч. | 1 | | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
3. | Зачем нужны перемены? | 1ч. | 1 | |
4. | Мы в школьной столовой. | 1ч. | | 1 |
5. | Мы в спортивном зале. | 1ч. | | 1 |
| Правила общения | 9ч | | | |
6. | Зачем нужны вежливые слова. | 1ч. | 1 | | использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); |
7. | Что такое доброже- лательность. | 1ч. | 1 | |
8. | Мои товарищи. | 1ч. | 1 | |
9. | Вежливое обращение к сверстникам. | 1ч. | 1 | |
10 | Вежливое обращение к старшим людям. | 1ч. | | 1 |
11 | Мой учитель. | 1ч. | | 1 |
12 | Думай о других. | 1ч. | 1 | |
13 | Сочувствие, как его выразить? | 1ч. | 1 | |
14 | Моя семья. | 1ч. | 1 | |
| О трудолюбии | 8ч | | | |
15 | Что помогает учиться лучше. | 1ч. | 1 | | проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. |
16 | Старательность. | 1ч. | 1 | |
17 | Как мы трудимся. | 1ч. | | 1 |
18 | Труд в школе. | 1ч. | | 1 |
19 | Домашние поручения | 1ч. | 1 | |
20 | Бережливость. | 1ч. | 1 | |
21 | Каждой вещи своё место. | 1ч. | | 1 |
22 | Береги свои школьные вещи. | 1ч. | | 1 |
| Культура внешнего вида | 3ч | | | |
23 | Правила личной гигиены. | 1ч. | | 1 | воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. |
24 | Основные правила Мойдодыра. | 1ч. | | 1 |
25 | Береги свои вещи. | 1ч. | 1 | |
| Внешний этикет | 8ч | | | |
26 | Правила поведения на улице. | 1ч. | | 1 | использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
27 | Правила поведения в транспорте. | 1ч. | | 1 |
28 | Правила поведения в театре и кинотеатре. | 1ч. | | 1 |
29 | Правила поведения в музеях. | 1ч. | | 1 |
30 | Правила поведения в выставочных залах. | 1ч. | | 1 |
31 | Правила поведения в общественных местах. | 1ч. | | 1 |
32 | Вежливые слова: «спасибо». | 1ч. | 1 | |
33 | Вежливые слова : «пожалуйста». | 1ч. | 1 | |
| Итого | 33ч | 17ч | 16ч | |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Все го ча сов | Аудитор ных | Неаудиторных | Характеристика деятельности обучающихся |
| Вводный урок | 1ч | | |
1 | Вводный урок. | 1ч. | 1 | | |
| Школьный этикет | 8ч | | | |
2 | Правила поведения в школе. | 1ч. | | 1 | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
3 | Дисциплина на уроке. | 1ч. | 1 | |
4 | Дисциплина в школе. | 1ч. | | 1 |
5 | Правила поведения в библиотеке. | 1ч. | | 1 |
6 | Библиотека : люби книгу. | 1ч. | | 1 |
7 | Твоя школа. | 1ч. | | 1 |
8 | Твой класс. | 1ч. | 1 | |
9 | Соблюдение чистоты и порядка. | 1ч. | 1 | |
| Правила общения | 4ч | | | |
10 | Сопереживание . | 1ч. | 1 | | использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); |
11 | Помощь друзьям. | 1ч. | | 1 |
12 | Дал слово- держи. | 1ч. | 1 | |
13 | Диалоги со сверстниками. | 1ч. | | 1 |
| О трудолюбии | 10ч | | | |
14 | Взаимопомощь дома. | 1ч. | 1 | | проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств |
15 | Взаимопомощь в школе. | 1ч. | 1 | |
16 | Учусь всё делать сам. | 1ч. | 1 | |
17 | Домашние поручения. | 1ч. | 1 | |
18 | Школьный труд. | 1ч. | | 1 |
19 | Беречь результаты труда. | 1ч. | 1 | |
20 | Виды профессий. | 1ч. | 1 | | |
21 | Встреча с героями труда. | 1ч. | | 1 |
22- 23 | Помощь ветеранам. | 2ч. | | 2 |
| Культура внешнего вида | 3ч | | | |
24 | Правила личной гигиены. | 1ч. | 1 | | воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. |
25 | Бережное отношение к своей одежде. | 1ч. | 1 | |
26 | Бережное отношение к школьным принадлежностям. | 1ч. | 1 | |
| Внешкольный этикет | 8ч | | | |
27 | Правила поведения в общественных местах. | 1ч. | | 1 | использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
28 | Правила поведения на улице. | 1ч. | | 1 |
29 | Правила поведения в транспорте. | 1ч. | | 1 |
30 | Правила поведения в театре. | 1ч. | | 1 |
31 | Правила поведения в музее. | 1ч. | | 1 |
32 | Бережное отношение к природе. | 1ч. | | 1 |
33 | Бережное отношение к братьям нашим меньшим. | 1ч. | | 1 |
34 | Бережное отношение к чужому имуществу. | 1ч. | 1 | |
| Итого | 34ч | 16ч | 18ч |
3 класс (34ч)
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Все го ча сов | Аудитор ных | Неаудиторных | Характеристика деятельности обучающихся |
| Вводный урок | 1ч | | |
1 | Вводный урок. | 1ч. | 1 | | |
| Школьный этикет | 4ч | | | |
2 | Что такое взаимопомощь. | 1ч. | 1 | | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
3 | Взаимопомощь в учебе. | 1ч. | 1 | |
4 | Взаимопомощь в труде. | 1ч. | 1 | |
5 | Школьное имущество надо беречь. | 1ч. | 1 | |
| Правила общения | 5ч | | | |
6 | Время надо беречь. | 1ч. | 1 | | использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); |
7 | Слово лечит, слово ранит. | 1ч. | | 1 |
8 | Я и мои друзья. | 1ч. | | 1 |
9 | Справедливость. | 1ч. | 1 | |
10 | Коллективизм. | 1ч. | 1 | |
| О трудолюбии | 10ч | | | |
11 | Труд кормит, а лень портит. | 1ч | | 1 | проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств |
12 | Как организовать свой труд. | 1ч. | | 1 |
13 | Домашние поручения. | 1ч. | 1 | |
14 | Школьный труд. | 1ч. | | 1 |
15- 18 | Помощь ветеранам. | 4ч. | | 4 |
19-20 | Встреча с людьми разных профессий. | 2ч. | | 2 |
| Культура внешнего вида | 7ч | | | |
21 | Уход за своими вещами. | 1ч. | 1 | | воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. |
22 | Одежда будничная. | 1ч. | | 1 |
23 | Одежда праздничная. | 1ч. | | 1 |
24 | Личная гигиена. | 1ч. | 1 | |
25 | Секреты здоровья. | 1ч. | 1 | |
26 | Беседа с медицинским работником. | 1ч. | | 1 |
27 | Анкетирование учащихся. | 1ч. | 1 | |
| Внешкольный этикет | 7ч | | | |
28 | Разговор по телефону. | 1ч. | 1 | | использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
29 | Поведение в гостях. | 1ч. | | 1 |
30 | Я пишу письмо. | 1ч. | 1 | |
31 | Поведение на природе. | 1ч. | | 1 |
32 | Правила поведения в зоопарке. | 1ч. | | 1 |
33 | Правила поведения в цирке. | 1ч. | | 1 |
34 | Общение со старшими. | 1ч. | 1 | |
| Итого | 34ч | 16ч | 18ч |
4 класс (34ч)
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Все го ча сов | Аудитор ных | Неаудиторных | Характеристика деятельности обучающихся |
| Вводный урок | 1ч | | |
1 | Вводный урок. | 1ч. | 1 | | |
| Школьный этикет | 7ч | | | |
2 | Отношение к учителю. | 1ч. | 1 | | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
3 | Отношение к одноклассникам. | 1ч. | 1 | |
4 | Отношение к окружающим. | 1ч. | | 1 |
5 | Забота о младших. | 1ч. | | 1 |
6 | Самоконтроль. | 1ч. | 1 | |
7 | Самооценка. | 1ч. | 1 | |
8 | Самодисциплина. | 1ч. | 1 | |
| Правила общения | 5ч | | | |
9 | Игра «Город вежливости». | 1ч. | | 1 | использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); |
10 | Вежливый ли я дома? | 1ч. | 1 | |
11 | Вежливые слова. | 1ч. | 1 | |
12 | Что такое диалог? | 1ч. | | 1 |
13 | Просмотр фильма. | 1ч. | | 1 |
| О трудолюбии | 10ч | | | |
14 | Культура физического труда. | 1ч. | 1 | | проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств |
15 | Культура умственного труда. | 1ч. | 1 | |
16 | Золотые руки. | 1ч. | | 1 |
17 | Герои труда. | 1ч. | | 1 |
18 | Пословицы о труде. | 1ч. | 1 | |
19-23 | Помощь ветеранам. | 5ч. | | 5 |
| Культура внешнего вида | 6ч | | | |
24 | Что такое культура внешнего вида? | 1ч. | 1 | | воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. |
25 | Одежда. | 1ч. | 1 | |
26 | Осанка. | 1ч. | | 1 |
27 | Вежливость. | 1ч. | 1 | |
28 | Внешний вид. | 1ч. | 1 | |
29 | Чистота-залог здоровья. | 1ч. | | 1 |
| Внешкольный этикет | 5ч | | | |
30 | Готовимся к празднику. | 1ч. | | 1 | использовать доброжелательный тон в общении; оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
31 | Сервировка стола. | 1ч. | | 1 |
32 | Пригласительный билет. | 1ч. | 1 | |
33 | Мои друзья. | 1ч. | 1 | |
34 | Осваиваем правило так «нельзя» | 1ч. | 1 |
|
| Итого | 34ч | 18ч | 16ч |
3. Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)- 23ч.
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)- 23 ч.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
О трудолюбии - 38 ч.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида – 19 ч.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет -28 ч.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко
и громко высказывать обращение, просьбу.
4. Предполагаемые результаты
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,
значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной
жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку
зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке
помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
5.Формы и виды контроля.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• сюжетно-ролевые игры.
6. Методические рекомендации.
развитие любознательности и формирование интереса к изучению правил поведения и этикета
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание дисциплинированности, бережного отношения к школьному имуществу, к своим вещам, вещам других;
формирование мотивации дальнейшего изучения этикета.
Объем курса в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах-34 часа.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* |
1
3. 4. 5. 6. 7. . | Васильева- Гангус Л. «Азбука вежливости»,М., 1984; Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975; Смолка К. « Правила хорошего тона», М., 1980; Максимовский М. «Этикет делового человека», М., 1994; Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986; Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»; Е.Н.Летвинов « Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс М., Просвещение 2005; | 1 1 1 1 1 1 1 |
2. Печатные пособия |
1. | Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. | 1 |
3. Технические средства обучения |
| Проектор | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
| - | - |
5. Игры и игрушки |
| - | - |
6. Оборудование кабинета (-ов) |
1. 2. | Стол учительский Стол ученический | 1 16 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Зам.директора по УВР методического объединения учителей _______Е.А.Свердлова от .08.18г. пр.№ 1 _________________ Е. А. Свердлова
|