СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Азбука добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Азбука добра"»


1. Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных

ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

а также основ мировоззрения и самовоспитания.


2. Учебно – тематический план.


1 класс (33 часа)

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем.

Все

го ча

сов

Аудитор

ных

Неаудиторных

Характеристика деятельности обучающихся


Вводный урок




1.

Вводный урок

1 ч.

1




Школьный этикет




2.

Мы пришли на урок.

1ч.

1


воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


3.

Зачем нужны перемены?

1ч.

1


4.

Мы в школьной столовой.

1ч.


1

5.

Мы в спортивном зале.

1ч.


1


Правила общения




6.

Зачем нужны вежливые слова.

1ч.

1


использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);


7.

Что такое доброже-

лательность.

1ч.

1


8.

Мои товарищи.

1ч.

1


9.

Вежливое обращение к сверстникам.

1ч.

1


10

Вежливое обращение к старшим людям.

1ч.


1

11

Мой учитель.

1ч.


1

12

Думай о других.

1ч.

1


13

Сочувствие, как его выразить?

1ч.

1


14

Моя семья.

1ч.

1



О трудолюбии




15

Что помогает учиться лучше.

1ч.

1


проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств.


16

Старательность.

1ч.

1


17

Как мы трудимся.

1ч.


1

18

Труд в школе.

1ч.


1

19

Домашние поручения

1ч.

1


20

Бережливость.

1ч.

1


21

Каждой вещи своё место.

1ч.


1

22

Береги свои школьные вещи.

1ч.


1


Культура внешнего вида




23

Правила личной гигиены.

1ч.


1

воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.


24

Основные правила Мойдодыра.

1ч.


1

25

Береги свои вещи.

1ч.

1



Внешний этикет




26

Правила поведения на улице.

1ч.


1

использовать доброжелательный тон в общении;

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


27

Правила поведения в транспорте.

1ч.


1

28

Правила поведения в театре и кинотеатре.

1ч.


1

29

Правила поведения в музеях.

1ч.


1

30

Правила поведения в выставочных залах.

1ч.


1

31

Правила поведения в общественных местах.

1ч.


1

32

Вежливые слова: «спасибо».

1ч.

1


33

Вежливые слова : «пожалуйста».

1ч.

1



Итого

33ч

17ч

16ч



2 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем.

Все

го ча

сов

Аудитор

ных

Неаудиторных

Характеристика деятельности обучающихся


Вводный урок



1

Вводный урок.

1ч.

1




Школьный этикет




2

Правила поведения в школе.

1ч.


1

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


3

Дисциплина на уроке.

1ч.

1


4

Дисциплина в школе.

1ч.


1

5

Правила поведения в библиотеке.

1ч.


1

6

Библиотека : люби книгу.

1ч.


1

7

Твоя школа.

1ч.


1

8

Твой класс.

1ч.

1


9

Соблюдение чистоты и порядка.

1ч.

1



Правила общения




10

Сопереживание .

1ч.

1


использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);


11

Помощь друзьям.

1ч.


1

12

Дал слово- держи.

1ч.

1


13

Диалоги со сверстниками.

1ч.


1


О трудолюбии

10ч




14

Взаимопомощь дома.

1ч.

1


проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств

15

Взаимопомощь в школе.

1ч.

1


16

Учусь всё делать сам.

1ч.

1


17

Домашние поручения.

1ч.

1


18

Школьный труд.

1ч.


1

19

Беречь результаты труда.

1ч.

1


20

Виды профессий.

1ч.

1



21

Встреча с героями труда.

1ч.


1

22-

23

Помощь ветеранам.

2ч.


2


Культура внешнего вида




24

Правила личной гигиены.

1ч.

1


воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.


25

Бережное отношение к своей одежде.

1ч.

1


26

Бережное отношение к школьным принадлежностям.

1ч.

1



Внешкольный этикет




27

Правила поведения в общественных местах.

1ч.


1

использовать доброжелательный тон в общении;

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


28

Правила поведения на улице.

1ч.


1

29

Правила поведения в транспорте.

1ч.


1

30

Правила поведения в театре.

1ч.


1

31

Правила поведения в музее.

1ч.


1

32

Бережное отношение к природе.

1ч.


1

33

Бережное отношение к братьям нашим меньшим.

1ч.


1

34

Бережное отношение к чужому имуществу.

1ч.

1



Итого

34ч

16ч

18ч


3 класс (34ч)

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем.

Все

го ча

сов

Аудитор

ных

Неаудиторных

Характеристика деятельности обучающихся


Вводный урок



1

Вводный урок.

1ч.

1




Школьный этикет




2

Что такое взаимопомощь.

1ч.

1


воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


3

Взаимопомощь в учебе.

1ч.

1


4

Взаимопомощь в труде.

1ч.

1


5

Школьное имущество надо беречь.

1ч.

1



Правила общения




6

Время надо беречь.

1ч.

1


использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);


7

Слово лечит, слово ранит.

1ч.


1

8

Я и мои друзья.

1ч.


1

9

Справедливость.

1ч.

1


10

Коллективизм.

1ч.

1



О трудолюбии

10ч




11

Труд кормит, а лень портит.


1

проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств

12

Как организовать свой труд.

1ч.


1

13

Домашние поручения.

1ч.

1


14

Школьный труд.

1ч.


1

15-

18

Помощь ветеранам.

4ч.


4

19-20

Встреча с людьми разных профессий.

2ч.


2


Культура внешнего вида




21

Уход за своими вещами.

1ч.

1


воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.


22

Одежда будничная.

1ч.


1

23

Одежда праздничная.

1ч.


1

24

Личная гигиена.

1ч.

1


25

Секреты здоровья.

1ч.

1


26

Беседа с медицинским работником.

1ч.


1

27

Анкетирование учащихся.

1ч.

1



Внешкольный этикет




28

Разговор по телефону.

1ч.

1


использовать доброжелательный тон в общении;

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


29

Поведение в гостях.

1ч.


1

30

Я пишу письмо.

1ч.

1


31

Поведение на природе.

1ч.


1

32

Правила поведения в зоопарке.

1ч.


1

33

Правила поведения в цирке.

1ч.


1

34

Общение со старшими.

1ч.

1



Итого

34ч

16ч

18ч

4 класс (34ч)

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем.

Все

го ча

сов

Аудитор

ных

Неаудиторных

Характеристика деятельности обучающихся


Вводный урок



1

Вводный урок.

1ч.

1




Школьный этикет




2

Отношение к учителю.

1ч.

1


воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


3

Отношение к одноклассникам.

1ч.

1


4

Отношение к окружающим.

1ч.


1

5

Забота о младших.

1ч.


1

6

Самоконтроль.

1ч.

1


7

Самооценка.

1ч.

1


8

Самодисциплина.

1ч.

1



Правила общения




9

Игра «Город вежливости».

1ч.


1

использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);


10

Вежливый ли я дома?

1ч.

1


11

Вежливые слова.

1ч.

1


12

Что такое диалог?

1ч.


1

13

Просмотр фильма.

1ч.


1


О трудолюбии

10ч




14

Культура физического труда.

1ч.

1


проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств

15

Культура умственного труда.

1ч.

1


16

Золотые руки.

1ч.


1

17

Герои труда.

1ч.


1

18

Пословицы о труде.

1ч.

1


19-23

Помощь ветеранам.

5ч.


5


Культура внешнего вида




24

Что такое культура внешнего вида?

1ч.

1


воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

оценивать внешний вид человека.


25

Одежда.

1ч.

1


26

Осанка.

1ч.


1

27

Вежливость.

1ч.

1


28

Внешний вид.

1ч.

1


29

Чистота-залог здоровья.

1ч.


1


Внешкольный этикет




30

Готовимся к празднику.

1ч.


1

использовать доброжелательный тон в общении;

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.


31

Сервировка стола.

1ч.


1

32

Пригласительный билет.

1ч.

1


33

Мои друзья.

1ч.

1


34

Осваиваем правило так «нельзя»

1ч.

1








Итого

34ч

18ч

16ч


3. Содержание программы


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)- 23ч.

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.


Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)- 23 ч.

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.


О трудолюбии - 38 ч.

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида – 19 ч.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.


Внешкольный этикет -28 ч.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.





4. Предполагаемые результаты


В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной

жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку

зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке

помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.


5.Формы и виды контроля.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• коллективные творческие дела;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• сюжетно-ролевые игры.


6. Методические рекомендации.

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению правил поведения и этикета

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

  • воспитание дисциплинированности, бережного отношения к школьному имуществу, к своим вещам, вещам других;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения этикета.

Объем курса в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах-34 часа.

7. Описание материально-технического обеспечения программы


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1



3.

4.

5.

6.

7.

.


Васильева- Гангус Л. «Азбука вежливости»,М., 1984;

    Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

     Смолка К. « Правила хорошего тона», М., 1980;

    Максимовский М. «Этикет делового человека», М., 1994;

    Дорохов А.  «О культуре поведения», М., 1986;

Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

    Е.Н.Летвинов « Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс М., Просвещение 2005;


1

1

1

1

1

1

1

2. Печатные пособия

1.

Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г.



1

3. Технические средства обучения


Проектор

1

4. Экранно-звуковые пособия


-

-

5. Игры и игрушки


-

-

6. Оборудование кабинета (-ов)

1.

2.

Стол учительский

Стол ученический

1

16





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Зам.директора по УВР

методического объединения учителей _______Е.А.Свердлова

от .08.18г. пр.№ 1

_________________ Е. А. Свердлова