МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей и педагогов дополнительного образования от 29.08.2017г., протокол № 01 Руководитель МО_________/Р.В.Сергеева/ | УТВЕРЖДЕНО приказом по МОУ СШ №31 от 31.08.2017г. № 181 Директор МОУ СШ №31 _____________/С.А. Павлык/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______________________/И.Н.Мелихова/ 30.08.2017г. | |
Программа факультативного курса
по внеурочной деятельности
«Учусь писать грамотно»
объем программы – 34 часа
для учащихся 3 классов
срок реализации – 1 год
Автор:
Токарева Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
Волгоград
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по внеурочной деятельности «Учусь писать грамотно» для учащихся 3 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.
Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель программы:
на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Общая характеристика курса
Факультативный курс по внеурочной деятельности «Учусь писать грамотно» ведется в 3 классе первый год, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Принципы образовательной деятельности:
субъективность восприятия;
самоактуализация;
дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
разноплановость творческой деятельности.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю (34 часа). Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете.
Проектная деятельность включает проведение соревнований, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма занятий:
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, аудиозаписи, презентации.
Основными отличительными особенностями курса являются:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
У учащегося будет сформировано:
- мотивированность к обучению, самоорганизации и саморазвитии.
- получат возможность для формирования: элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка.
Учащийся будет иметь возможность для формирования:
- способности к накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Метапредметные результаты:
Регулятивные действия:
Учащийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные действия:
Учащийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные действия:
Учащийся научится:
- умению сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умению объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладению различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-подкрепление изученных положений конкретными примерами;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым понятием;
— уметь работать в парах и группах;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
— прогнозировать результаты поиска;
— пользоваться словарями;
— высказывать своё суждение о проведенных беседах.
Содержание курса
Раздел I. «Волшебная фонетика» (10часов)
Фонетика как раздел науки о языке, изучающей звуковой состав слов. Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Правильное ударение и произношение слов.
Раздел II. «Слово и его значение» (9 часов)
Лексика, как раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова. Связь формы и значения слова .Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Омонимы, синонимы, антонимы. Подбор слов со сходными и противоположными значениями. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: толковым, синонимов, антонимов.
Раздел III. «Учимся писать письма» (8 часов)
Общее понятие о жанрах текста. Письмо. Формы речевого этикета. Грамматические и лексические трудности при написании письма. Ответы на вопросы по содержанию письма. Упражнения в написании писем с элементами рассуждения, описания.
Раздел IV. Развитие речи (7 часов)
Чтение и аудирование текста, анализ текста, выделение в нем главного и второстепенного, извлечение из текста заданного материала, ответы на вопросы выдержками из текста, самостоятельное создание нового текста заданного предметно – тематического типа.
Тематический план
Наименование тем курса | Количество часов | Теория | Практика |
Волшебная фонетика | 10 | 5 | 5 |
Слово и его значение | 9 | 4 | 5 |
Учимся писать письма | 8 | 4 | 4 |
Развитие речи | 7 | 3 | 4 |
Итого | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Волшебная фонетика (10 часов) |
1 | Как возникла наша письменность? | 1 | | |
2 | Кириллица или глаголица? | 1 | | |
3 | Меня зовут фонема. | 1 | | |
4 | Поиграем с фонемами. | 1 | | |
5 | Звонкие и глухие «двойняшки». | 1 | | |
6 | Звонкие и глухие «одиночки». | 1 | | |
7 | Как обозначить твердые и мягкие фонемы. | 1 | | |
8 | Буква-помощница. | 1 | | |
9 | Буквы – «актеры» (е, ё, ю, я) | 1 | | |
10 | Вот и алфавит. | 1 | | |
Слово и его значение (9 часов) |
11 | Слово. Значение слова. | 1 | | |
12 | Многозначные слова. | 1 | | |
13 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | |
14 | Омонимы. | 1 | | |
15 | Синонимы. | 1 | | |
16 | Антонимы. | 1 | | |
17 | Толковый словарь. | 1 | | |
18 | Словарь синонимов. | 1 | | |
19 | Словарь антонимов. | 1 | | |
Учимся писать письма. (8 часов) |
20 | Текст. | 1 | | |
21 | Жанры текста. | 1 | | |
22 | Жанры текста. | 1 | | |
23 | Тема текста. | 1 | | |
24 | Заглавие. | 1 | | |
25 | Предложение и словосочетание | 1 | | |
26 | Связь между предложениями в тексте. | 1 | | |
27 | Связь между частями текста. | 1 | | |
Развитие речи (7 часов) |
28 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | | |
29 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | | |
30 | Работа с деформированным текстом. | 1 | | |
31 | Деление сплошного текста на отдельные предложения. | 1 | | |
32 | Составление связного текста из неполных предложений. | 1 | | |
33 | Составление связного текста из неполных предложений. | 1 | | |
34 | Создание текста. | 1 | | |
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Печатные средства обучения
Демонстрационные карты
Картины, таблицы, схемы
Литература для учащихся:
Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991.
Литература для учителя:
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968..
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991.
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: М.: 5 за знания, 2005..
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.